Франсиско Гойя
Графика и офорты: серии работ «Каприччос», «Бедствия войны» и другие
Серии картин Гойи рассказывают об ужасах войны, людских пороках. Его темные сцены похожи на кошмары. Что скрывали за собой офорты и гравюры Гойи — узнаем в этой части.
Франсиско Гойя, серия «Каприччос», 1799
1. «Они говорят „Да“ и протягивают руку первому встречному» (Легкость, с которой многие женщины соглашаются на брак, объясняется надеждой жить в нем более свободно, чем раньше)
2. «Никто никого не знает» (Свет — тот же маскарад. Лицо, одежда и голос — все в нем притворно. Все хотят казаться не тем, что они представляют собой на самом деле. Все обманывают друг друга, и никого не узнаешь)
3. «Любовь и смерть» (Вот любовник в духе Кальдерона: не сумев посмеяться над соперником, он умирает в объятиях возлюбленной и теряет ее из-за собственного безрассудства. Не следует слишком часто обнажать шпагу)
4. «Охота за зубами» (Зубы повешенного — чудодейственное средство для всякого колдовства. Без них ничего толкового не сделаешь. Жаль, что простонародье верит этим бессмыслицам)
5. «Брависсимо!» (Если для понимания довольно иметь длинные уши, то лучшего ценителя не найти; но как бы он не стал хлопать тому, что совсем плохо звучит)
Франсиско Гойя, серия «Каприччос», 1799
1. «Сон разума рождает чудовищ» (Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно — мать искусств и источник творимых им чудес)
2. «Чего не сделает портной!» (Они смиренно стоят на коленях перед рясой, но надета-то эта ряса на трухлявое дерево!)
3. «Счастливого пути» (Куда держит путь эта адская банда, завывающая в ночном мраке? При свете было бы нетрудно перестрелять всю эту нечисть. Однако в темноте их не видно)
4. «Не кричи, дурочка!» (Бедняжка Пакилья! Она пошла позвать лакея — и повстречалась с домовым. Не надо бояться: Мартинико в хорошем расположении духа и не причинит ей зла)
5. «Нас никто не видел» (Монахи призывают паству к смирению и аскезе, а когда никто не видит, предаются чревоугодию)
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Поговорим о графике и офортах Франсиско Гойи. Он увлекся техникой гравировки на медных пластинах с последующей печатью еще в 1770-е, когда копировал работы Веласкеса. Позже начал создавать собственные тематические серии.
Начнем с первой из них — «Капричос» («Причуды») 👇
📜 Серия включает 80 офортов. Гойя создавал ее с 1797 по 1799 год. Набор из 80 эстампов мог купить любой желающий.
👁 В офортах показаны сцены из испанской жизни. Это сатира на происходящее в стране, людские пороки и слабости — и в то же время попытка принять и осмыслить их. Критика касалась и католической церкви.
🗣 Сам Гойя в предуведомлении к серии писал: «Убежденный в том, что критика человеческих пороков и заблуждений, хотя и представляется поприщем ораторского искусства и поэзии, может также быть предметом живописания, художник избрал для своего произведения из множества сумасбродств и нелепостей, свойственных любому гражданскому обществу, а также из простонародных предрассудков и суеверий, узаконенных обычаем, невежеством или своекорыстием, те, которые он счел особенно подходящими для осмеяния и в то же время для упражнения своей фантазии».
✍️ Каждый офорт имеет название, а также комментарии, сделанные художником. Но некоторых из них очень метафоричны и не столько проясняют, сколько запутывают.
🦇 «Сон разума рождает чудовищ» — самая известная работа серии. Образ художника, который во сне открывает дверь в пугающий мир с роящимися монстрами, очень точно описывал отношение романтиков к природе творчества.
▪️ В комментарии к офорту было написано: «Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно — мать искусств и источник творимых им чудес».
❌ Было продано всего 27 экземпляров набора. В 1799 году его изъяли из продажи. Сам Гойя признавался, что сделал это из опасений в обвинениях со стороны инквизиции.
Франсиско Гойя. «Бедствия войны», 1810–1820
1. Лист 2: По причине или без
2. Лист 9: Они не хотят
3. Лист 15: Ничего не поделаешь
4. Лист 34: За складной нож
5. Лист 59: Что толку от чашки?
6. Лист 74: Это хуже всего!
7. Лист 79: Правда умерла
Теперь поговорим о серии гравюр «Бедствия войны». Гойя создавал их между 1810 и 1820 годами, но они впервые были опубликованы только через 35 лет после его смерти.
Давайте разберемся, почему 👇
💣 Война и ее последствия показаны очень реалистично. Тогда было принято говорить только о героической стороне, прославлять подвиги, а нищие, голодные, изувеченные герои гравюр Гойи не вписывались в эту традицию.
👑 Гойя критикует и французских захватчиков, и испанских монархов. После возвращения к власти Фердинанд VII стал «закручивать гайки», начались пытки и суды, активно действовала инквизиция.
✍️ Название «Бедствия войны» дал не Гойя. Сам он называл серию «Фатальные последствия кровавой войны Испании с Бонапартом и другие выразительные капричос». Условно гравюры можно разделить на три группы:
▪️ Первая говорит об ужасах войны.
▪️ Вторая показывает последствия голода в Мадриде в 1811–1812 годах.
▪️ Третья содержит критику духовенства и королевской власти.
Франсиско Гойя
1. «Тавромахия» № 1: В давние времена испанец верхом на коне охотился на быка в диком поле
2. «Тавромахия» № 5: Отважный мавр Гасуль был первым, кто боролся с быками по правилам
3. «Тавромахия» № 14: Проворный студент де Фальсес, завернувшись в плащ, дразнит быка, искусно увертываясь от него
4. «Диспаратес» # 2: Глупость страха
5. «Диспаратес» # 5: Летающая глупость
6. «Диспаратес» # 10: Похищенная конем
7. «Диспаратес» # 13: Способ летать
8. «Диспаратес» # 22: Причудливый зверь
В заключение поговорим о еще двух сериях офортов, созданных Франсиско Гойей — «Тавромахия» и «Диспаратес» («Причуды»).
🐂 «Тавромахия». Серия из 33 офортов издана в 1816 году. Как истинный испанец, Гойя любил корриду. Офорты о бое с быками создавались одновременно с «Бедствиями войны» — но в них не было ни критики властей и духовенства, ни сатирических картин современных нравов. «Тавромахия» не вызвала никакого недовольства, но и покупали ее неохотно.
😱 «Диспаратес». Набор из 22 офортов, подписанных испанскими пословицами. На них показаны темные, пугающие сцены, похожие на кошмарный сон. Неспроста уже в 20 веке эти гравюры полюбили художники-экспрессионисты, пытавшиеся расшифровать их с помощью психоанализа. Гойя создавал серию между 1815 и 1823 годами, глубоко больным. В это время он жил в знаменитом «Доме глухого».
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день