Франсиско Гойя
Исторические и бытовые сюжеты: «Аутодафе», «Сумасшедший дом» и другие
Гойя писал картины и на серьезные темы: преступления, грешники и восстания. Обсудим сюжеты подробнее в этой части.


Франсиско Гойя
1. Маха обнаженная, 1797–1800
2. Маха одетая, 1800–1805
Начнем эту часть со знаменитых работ Гойи, в свое время вызвавших большой скандал — это «Маха обнаженная» и «Маха одетая».
💃 Махами называли провинциальных девушек, которые жили в мадридских трущобах, но при этом старались ярко и щегольски одеваться. Юношу из такой же компании называли «махо». Гойя любил изображать этих персонажей в бытовых сценках на своих картонах для гобеленов.
💰 Заказчиком стал премьер-министр Испании Мануэль Годой. Друг и покровитель Гойи, он очень любил женское общество и собрал коллекцию обнаженной натуры. Считается, что первоначально картины назывались «Цыганка одетая» и «Цыганка обнаженная».
❓ Неизвестно, кто стал моделью. Есть версия, что это была уже знакомая нам герцогиня Альба, с которой у Гойи был роман. Но скорее всего, на картинах изображена Хосефа Тудо — любовница самого Годоя.
⚙️ Обе картины экспонировались очень необычно. Они висели одна за другой. Зритель видел только «Маху одетую», но с помощью специального механизма ему могла открыться «Маха обнаженная».
🔞 Гойе удалось добиться интересного эффекта: «Махаодетая» выглядит более откровенной и неприличной, чем нежная «Маха раздетая».
✝️ Несмотря на скрытность, о «Махах» прознали в инквизиции. Обнаженная натура не в мифологических сюжетах в Испании была под запретом, и Гойю даже вызвали на допрос. Его спас только статус заказчика этих картин.



Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Франсиско Гойя
1. Аутодафе, 1812–1819
2. Сумасшедший дом, 1812–1819
3. Процессия кающихся грешников, 1812–1819
Теперь поговорим о сюжетных картинах Франсиско Гойи. Легкомысленные жанровые сценки художник в основном писал на заказ — мы уже говорили про его картоны для гобеленов.
А вот что он писал по своему желанию, говоря о проблемах, которые его волновали 👇
⛓ Аутодафе. Несколько заключенных под стражей, обвиняемых в преступлениях против католической церкви, предстают перед судом Испанской инквизиции. Гойя сам подвергался допросам со стороны инквизиции и критически относился к этой организации.
🗝 Сумасшедший дом. Гойю всегда привлекали изображения безумства и уродства. Также в пациентах сумасшедшего дома видят сатиру на духовенство и военный класс испанского общества.
✝️ Процессия кающихся грешников. Картина изображает сцену жестокого ритуала, в котором приверженцы флагеллантства — «бичевания» в приступе религиозного рвения хлещут себя по спине в знак покаяния.
🖼 Эти картины условно объединяют в одну серию. Все они показывают аспекты испанской жизни, которые критиковали сторонники Просвещения и либеральных идей, к которым несомненно относился и Гойя.
1. Гюстав Курбе. Отчаяние (Автопортрет), 1843–1845
2. Теодор Жерико. Портрет сумасшедшей, 1822
3. Теодор Жерико. Портрет клептомана, 1819–1822
4. Франсиско Гойя. Двор сумасшедшего дома, 1793–1794
Франсиско Гойя
1. Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде, 1814
2. Третье мая 1808 года в Мадриде, 1814
В завершение части посмотрим на две исторические картины, которые Гойя создал по заказу испанских властей, вернувших свой статус после поражения Наполеона.
✊ Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде. Картина показывает реальный эпизод, когда во время оккупации французскими войсками группа испанцев напала на наполеоновские войска. Атака была подавлена. Гойе удалось передать жестокость и динамичность сцены.
💥 Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года. Эта картина показывает продолжение трагических событий 2 мая. Наполеон без суда и следствия казнил сотни жителей Мадрида, многие из которых не имели к восстанию никакого отношения. Гойя намеренно сделал испанцев живыми, эмоциональными, со злобой и бесстрашием на лицах — а французов безликой бездушной массой.
Курс лекций поможет начать ориентироваться в главных музеях Москвы: Пушкинском и Третьяковской галерее. После него музеи станут местом, куда хочется заглянуть в выходной или после работы — прогуляться по знакомым залам и не торопясь рассмотреть детали любимой картины.
4500₽ 2250₽
темах

на лекции и практикумы

средний рейтинг лекции

вебинаров в день