Франсиско Гойя
Исторические и бытовые сюжеты: «Аутодафе», «Сумасшедший дом» и другие
Гойя писал картины и на серьезные темы: преступления, грешники и восстания. Обсудим сюжеты подробнее в этой части.
Франсиско Гойя
1. Маха обнаженная, 1797–1800
2. Маха одетая, 1800–1805
Начнем эту часть со знаменитых работ Гойи, в свое время вызвавших большой скандал — это «Маха обнаженная» и «Маха одетая».
💃 Махами называли провинциальных девушек, которые жили в мадридских трущобах, но при этом старались ярко и щегольски одеваться. Юношу из такой же компании называли «махо». Гойя любил изображать этих персонажей в бытовых сценках на своих картонах для гобеленов.
💰 Заказчиком стал премьер-министр Испании Мануэль Годой. Друг и покровитель Гойи, он очень любил женское общество и собрал коллекцию обнаженной натуры. Считается, что первоначально картины назывались «Цыганка одетая» и «Цыганка обнаженная».
❓ Неизвестно, кто стал моделью. Есть версия, что это была уже знакомая нам герцогиня Альба, с которой у Гойи был роман. Но скорее всего, на картинах изображена Хосефа Тудо — любовница самого Годоя.
⚙️ Обе картины экспонировались очень необычно. Они висели одна за другой. Зритель видел только «Маху одетую», но с помощью специального механизма ему могла открыться «Маха обнаженная».
🔞 Гойе удалось добиться интересного эффекта: «Махаодетая» выглядит более откровенной и неприличной, чем нежная «Маха раздетая».
✝️ Несмотря на скрытность, о «Махах» прознали в инквизиции. Обнаженная натура не в мифологических сюжетах в Испании была под запретом, и Гойю даже вызвали на допрос. Его спас только статус заказчика этих картин.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяФрансиско Гойя
1. Аутодафе, 1812–1819
2. Сумасшедший дом, 1812–1819
3. Процессия кающихся грешников, 1812–1819
Теперь поговорим о сюжетных картинах Франсиско Гойи. Легкомысленные жанровые сценки художник в основном писал на заказ — мы уже говорили про его картоны для гобеленов.
А вот что он писал по своему желанию, говоря о проблемах, которые его волновали 👇
⛓ Аутодафе. Несколько заключенных под стражей, обвиняемых в преступлениях против католической церкви, предстают перед судом Испанской инквизиции. Гойя сам подвергался допросам со стороны инквизиции и критически относился к этой организации.
🗝 Сумасшедший дом. Гойю всегда привлекали изображения безумства и уродства. Также в пациентах сумасшедшего дома видят сатиру на духовенство и военный класс испанского общества.
✝️ Процессия кающихся грешников. Картина изображает сцену жестокого ритуала, в котором приверженцы флагеллантства — «бичевания» в приступе религиозного рвения хлещут себя по спине в знак покаяния.
🖼 Эти картины условно объединяют в одну серию. Все они показывают аспекты испанской жизни, которые критиковали сторонники Просвещения и либеральных идей, к которым несомненно относился и Гойя.
Тема безумия у Гойи и других романтиков
1. Гюстав Курбе. Отчаяние (Автопортрет), 1843–1845
2. Теодор Жерико. Портрет сумасшедшей, 1822
3. Теодор Жерико. Портрет клептомана, 1819–1822
4. Франсиско Гойя. Двор сумасшедшего дома, 1793–1794
Франсиско Гойя
1. Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде, 1814
2. Третье мая 1808 года в Мадриде, 1814
В завершение части посмотрим на две исторические картины, которые Гойя создал по заказу испанских властей, вернувших свой статус после поражения Наполеона.
✊ Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде. Картина показывает реальный эпизод, когда во время оккупации французскими войсками группа испанцев напала на наполеоновские войска. Атака была подавлена. Гойе удалось передать жестокость и динамичность сцены.
💥 Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года. Эта картина показывает продолжение трагических событий 2 мая. Наполеон без суда и следствия казнил сотни жителей Мадрида, многие из которых не имели к восстанию никакого отношения. Гойя намеренно сделал испанцев живыми, эмоциональными, со злобой и бесстрашием на лицах — а французов безликой бездушной массой.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день