Питер Гринуэй
«Контракт рисовальщика»
«Контракт рисовальщика» — первая значительная работа Гринуэя. Узнаем о съемках и влиянии фильма.
Кадры из фильма «Контракт рисовальщика»
📝 Аннотация. Действие происходит в Англии в 1694 году после «Славной революции». Молодой и модный художник Нэвилл заключает выгодный контракт с миссис Херберт. Он должен сделать за 12 дней 12 рисунков недвижимости хозяйки. На деле Нэвилла втягивают в сеть опасных интриг. Его детальные рисунки превращаются в улики преступлений.
💎 Фильм снят в 1982 году. Сценарий Гринуэй написал сам, а саундтрек — Майкл Найман, с которым режиссер познакомился в Школе искусств Уолтэмстоу.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Постеры к фильму
Как создавали фильм 👇
🎥 Ленту снимали в имении Грумбридж Плэйс, популярной локации среди кинематографистов. Здесь Джо Райт в 2005 году снимал «Гордость и предубеждение» по роману Джейн Остин.
🎨 Идея фильма пришла к Гринуэю во время его семейных каникул в городке Хей-Он-Уай. Там он не прекращал заниматься живописью. Когда он рисовал дом, в котором отдыхал, то заметил игру света — от освещения менялась картинка. Так у него родился образ рисовальщика мистера Невилла, главного героя будущего фильма.
🏡 Перед съемками Гринуэй зарисовал с разных сторон особняк Грумбридж Плэйс и прилегающий к нему парк. И в фильме, когда главный герой создает свои наброски, перед нами на самом деле работы руки самого режиссера.
👗 Гринуэй — мастер постмодернистского барокко. В картине гиперболизированные декорации и костюмы, которые с одной стороны реконструируют эпоху, а с другой превосходят ее своей грандиозностью и избыточностью. Так, платья 17 века кажутся слишком пышными, а парики достают до небес. Это роднит Гринуэя с поздним Феллини.
🎼 В саундтреке отражается дух времени. Майкл Найман стилизует свою музыку под английского композитора эпохи барокко Генри Перселла, что погружает зрителя в 17 век. Причем Перселл в титрах указан как музыкальный консультант, но это такая постмодернистская шутка.
🖼 Гринуэй стремится придать фильму живописное качество, поэтому в картине много отсылок к художникам разных эпох. Кьяроскуро, контрасты света и тени, — это Караваджо. Свеча, как основной источник света, — Жорж де Латур. Кадры в красноватых оттенках — Рембрант и Вермеер. Последний, кстати, один из любимых художников Гринуэя.
💿 Фильм снимался на 16-мм кинопленку, но потом формат увеличили до 35 мм, чтобы представить в кинотеатрах. В 2003 году Британский киноинститут провел цифровую реставрацию картины и выпустили ее на DVD.
Сцена из фильма, в которой можно провести параллель между главным героем и режиссером
🌟 Американский критик Роджер Эберт дал фильму свою высочайшую оценку — 4 звезды из 4-х. Он назвал картину «гипнотизирующей загадкой» и отметил ее элегантную атмосферу и эротичность, а также сравнил с романом.
📃Текста в сценарии много, несмотря на отсылки к живописи и продуманную визуально-музыкальную составляющую. Герои фильма много говорят, причем на высокопарном и прецизионном языке, но весьма элегантном. Литература того времени как раз была подобного рода.
🎭 Это напоминает комедию эпохи Реставрации, в первую очередь произведения английского драматурга Уильяма Конгрива. Там красивая, выспренная речь и сложные языковые конструкции. Причем по сюжету так могут говорить неприятные и грубые персонажи, которые местами ведут себя фривольно. Такие комедии в викторианскую эпоху считались неприличными. И Гринуэй использует подобные приемы в своем фильме.
⏳ Изначально фильм длился больше трех часов, только открывающая сцена занимала 30 минут. В ней знакомили со всеми героями и показывали, как они общаются друг с другом тет-а-тет. Но Гринуэй понимал, что подобное зрителю смотреть тяжело, поэтому сократил картину до 103 минут. В итоге сцена пролога занимает всего 10 минут.
📞 В режиссерской версии встречались анахронизмы — современные вещи вторгались в быт конца 17 века. То герои используют радиотелефоны, то на стенах висят поп-арт картины в стиле Роя Лихтенштейна. Причем они написаны также самим Гринуэем. Однако в финальной версии телефонов нет, а на картины акцент не делается. Отсылки к поп-арту можно заметить, но не с первого раза.
🔎 При этом в финальной версии остались недоговоренности. Картина — детектив, и предполагается, что в конце объяснят, кто кого убил и зачем. Но Гринуэй этого не делает. У него получается модернистский детектив без разоблачения. Хотя режиссер и оставляет зрителю много подсказок.
Про модернистский детектив
Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день