angle-down facebook instagram vkontakte warning

Питер Гринуэй

«Контракт рисовальщика»

«Контракт рисовальщика» — первая значительная работа Гринуэя. Узнаем о съемках и влиянии фильма.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Кадры из фильма «Контракт рисовальщика»

📝 Аннотация. Действие происходит в Англии в 1694 году после «Славной революции». Молодой и модный художник Нэвилл заключает выгодный контракт с миссис Херберт. Он должен сделать за 12 дней 12 рисунков недвижимости хозяйки. На деле Нэвилла втягивают в сеть опасных интриг. Его детальные рисунки превращаются в улики преступлений.

💎 Фильм снят в 1982 году. Сценарий Гринуэй написал сам, а саундтрек — Майкл Найман, с которым режиссер познакомился в Школе искусств Уолтэмстоу.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Постеры к фильму

Как создавали фильм 👇

🎥 Ленту снимали в имении Грумбридж Плэйс, популярной локации среди кинематографистов. Здесь Джо Райт в 2005 году снимал «Гордость и предубеждение» по роману Джейн Остин.

🎨 Идея фильма пришла к Гринуэю во время его семейных каникул в городке Хей-Он-Уай. Там он не прекращал заниматься живописью. Когда он рисовал дом, в котором отдыхал, то заметил игру света — от освещения менялась картинка. Так у него родился образ рисовальщика мистера Невилла, главного героя будущего фильма.

🏡 Перед съемками Гринуэй зарисовал с разных сторон особняк Грумбридж Плэйс и прилегающий к нему парк. И в фильме, когда главный герой создает свои наброски, перед нами на самом деле работы руки самого режиссера.

👗 Гринуэй — мастер постмодернистского барокко. В картине гиперболизированные декорации и костюмы, которые с одной стороны реконструируют эпоху, а с другой превосходят ее своей грандиозностью и избыточностью. Так, платья 17 века кажутся слишком пышными, а парики достают до небес. Это роднит Гринуэя с поздним Феллини.

🎼 В саундтреке отражается дух времени. Майкл Найман стилизует свою музыку под английского композитора эпохи барокко Генри Перселла, что погружает зрителя в 17 век. Причем Перселл в титрах указан как музыкальный консультант, но это такая постмодернистская шутка.

🖼 Гринуэй стремится придать фильму живописное качество, поэтому в картине много отсылок к художникам разных эпох. Кьяроскуро, контрасты света и тени, — это Караваджо. Свеча, как основной источник света, — Жорж де Латур. Кадры в красноватых оттенках — Рембрант и Вермеер. Последний, кстати, один из любимых художников Гринуэя.

💿 Фильм снимался на 16-мм кинопленку, но потом формат увеличили до 35 мм, чтобы представить в кинотеатрах. В 2003 году Британский киноинститут провел цифровую реставрацию картины и выпустили ее на DVD.

Имение Грумбридж Плэйс

Сцена из фильма, в которой можно провести параллель между главным героем и режиссером

🌟 Американский критик Роджер Эберт дал фильму свою высочайшую оценку — 4 звезды из 4-х. Он назвал картину «гипнотизирующей загадкой» и отметил ее элегантную атмосферу и эротичность, а также сравнил с романом.

📃Текста в сценарии много, несмотря на отсылки к живописи и продуманную визуально-музыкальную составляющую. Герои фильма много говорят, причем на высокопарном и прецизионном языке, но весьма элегантном. Литература того времени как раз была подобного рода.

🎭 Это напоминает комедию эпохи Реставрации, в первую очередь произведения английского драматурга Уильяма Конгрива. Там красивая, выспренная речь и сложные языковые конструкции. Причем по сюжету так могут говорить неприятные и грубые персонажи, которые местами ведут себя фривольно. Такие комедии в викторианскую эпоху считались неприличными. И Гринуэй использует подобные приемы в своем фильме.

Изначально фильм длился больше трех часов, только открывающая сцена занимала 30 минут. В ней знакомили со всеми героями и показывали, как они общаются друг с другом тет-а-тет. Но Гринуэй понимал, что подобное зрителю смотреть тяжело, поэтому сократил картину до 103 минут. В итоге сцена пролога занимает всего 10 минут.

📞 В режиссерской версии встречались анахронизмы — современные вещи вторгались в быт конца 17 века. То герои используют радиотелефоны, то на стенах висят поп-арт картины в стиле Роя Лихтенштейна. Причем они написаны также самим Гринуэем. Однако в финальной версии телефонов нет, а на картины акцент не делается. Отсылки к поп-арту можно заметить, но не с первого раза.

🔎 При этом в финальной версии остались недоговоренности. Картина — детектив, и предполагается, что в конце объяснят, кто кого убил и зачем. Но Гринуэй этого не делает. У него получается модернистский детектив без разоблачения. Хотя режиссер и оставляет зрителю много подсказок.

Про модернистский детектив

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;