Питер Гринуэй
«Повар, вор, его жена и ее любовник»
«Повар, вор, его жена и ее любовник» — это символ расцвета Питера Гринуэя. Название стало крылатым, а сам фильм — главной ассоциацией с режиссером. Убедимся, что все действительно так.
Кадры из фильма «Повар, вор, его жена и ее любовник», 1989
📝 Аннотация. Предводитель одной из преступных группировок каждый вечер приходит с женой и сообщниками во французский ресторан, который ему же принадлежит. Устав от постоянных издевательств и унижений со стороны мужа, жена находит любовника среди посетителей ресторана и занимается с ним любовью с молчаливого согласия повара.
🎬 В фильме звездный актерский состав. Повара играет Ришар Боренже, роль создавали специально для него. Вора играет Майкл Гэмбон, изначально он должен был играть любовника. Великая Хелен Миррен играет главную героиню — жену Джорджину. Алан Ховард играет любовника Майкла. Еще мы видим Лиз Смит, Мегги Смит и Тима Рота.
👗 Костюмы создавали по эскизам Жан-Поля Готье. Этот французский модельер определил облик высокой моды в 198 и 1990 году.
🍽 В кино часто едят. И если обычно в фильмах красивый стол — это дело художников, здесь это шеф-повар. Все готовил итальянец Джорджо Локателли.
📖 Много отсылок к живописи, но есть и литературный источник. Фильм о нем никак не напоминает, хотя это знаменитая пьеса Джона Форда «Как жаль ее развратницей назвать». Она была популярна в эпоху Якова Первого и сделала Форда одним из крупнейших драматургов своего времени. Пьесу до сих пор ставят на сцене.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Что для Олега значит «Повар, вор, его жена и ее любовник»
Постеры к фильму
Как создавали фильм 👇
🎥 Фильм снимали на студии Goldcrest Elstree Studios в Британии. Огромную роль в создании сыграли работы Рубенса и ван Дейка — барочная фламандская живопись.
🖼 Основной референс — картина «Банкет офицеров роты святого Георгия» Франса Халса. В ресторане, где происходит большая часть действий, репродукция покрывает всю стену. Мы наблюдаем ее половину фильма.
🎺 Музыку написал Майкл Найман. В музыкальной теме узнаем «Арию духа холода» из оперы Генри Перселла «Король Артур», хотя он не стремился ее повторить.
🎙 Фильм показали в 1989 году на кинофестивале в Торонто, а потом в Лондоне. С американским прокатом было сложнее. Там ленте предложили рейтинг Х, который обычно ставят порно, или отсутствие рейтинга. Компания «Миромакс» выбрала второй вариант.
🔥 Вопреки ожиданиям фильм стал хитом. Для британского кино это был прорыв, в американском прокате он тоже достиг успеха и заработал 15 миллионов долларов. Известный критик Роджер Эберт поставил 4 звезды из 4 и сказал, что предыдущие работы Гринуэя были слишком интеллектуальными, а здесь есть самые настоящие эмоции.
Что замечаем в финальной сцене
Сцены фильма
🌎 О смысле фильма один критик сказал: «Либо ты ешь мир, либо мир ест тебя». В фильме есть герои, напоминающие средневековое моралите. Тогда действовали не персонажи, а понятия. Бедность, благочестие, порок, божественная любовь. И тут то же самое. Повар, вор, его жена и ее любовник — у этих людей есть имена, но они маркируются функционалом.
👥 Вор — это порождение культуры потребления. Он постоянно ест и напоминает животное. А любовник — это противопоставление. Он приходит в ресторан читать. Режиссер показывает, что человек без духовности производит мерзкое впечатление. А дух без плоти выглядит слабым. Поэтому Гринуэй противопоставляет хама и интеллигента. Эта философия пожирания отсылает к Маркизу де Саду, Жоржу Батаю, Жану Жене, театру Питера Брука. В их творчестве тоже была тема предельной материальности.
🥩 Эта же тема реализуется у Бунюэля и Пазолини. Вспоминаем «Скромное обаяние буржуазии», где жизнь главных героев вертелась вокруг еды, они никак не могли поесть. У Пазолини похожую историю мы встречаем в «Свинарнике». Еще есть перекличка с «Большой жратвой» Феррери. К слову, в фильме Феррери героев зовут так же, как и актеров. Гринуэй хотел повторить этот трюк, но у него не получилось. Оба фильма выстроены вокруг связки еды, секса и смерти.
👨🍳 Повар — образ художника, творца. Он живет в стороне от конфликтов, обслуживает вора, ему неважно, чем занимается вор. При этом повар сочувствует жене вора и любовнику, укрывает их, но потом участвует в мести и запекает труп любовника. В этой сцене Гринуэй доходит до мощи звучания античной трагедии.
🏛 Картина проникается античным пафосом. Образ жены доминирует над героями. Именно ее мы видим в развитии, только жена находит силы уйти. Месть в конце — отсылка к жанру трагедии мести. Яркий представитель жанра — пьеса Бомонта и Флетчера «Трагедия девушки».
🤞 Кому из героев вы сопереживали больше других?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день