angle-down facebook instagram vkontakte warning

Питер Гринуэй

Стиль и отличительные черты фильмов

Гринуэй сочетает перфекционизм и любовь к барокко, продумывает каждую деталь и одновременно любит фантазии и мифы. Как это получается? Изучим его стиль и разберемся.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, научный сотрудник библиотеки им. Тургенева

Кадры из фильма «Контракт рисовальщика», 1982

🎬 В молодости Гринуэй увлекается европейским авторским кино. Его кумирами были Антониони, Рене, Годар, Пазолини, Бергман. В 1966 году он утверждал, что сыграл мима в «Фотоувеличении» Антониони. Но это неправда, хотя в нее легко поверить. Ведь грим для мимов не дает понять, чье лицо под краской.

🔮 Гринуэй — мистификатор. Он придумывает, фантазирует, создает мифы о себе и мире.

👁 Он тщательно прорабатывает кадр. Гринуэй мечтал создавать каждый фильм своими руками, без помощников. В этом перфекционизме и любви к деталям он близок к Тарковскому. Но Тарковский к концу творческого пути стал минималистом, а Гринуэй им не был никогда.

💎 Гринуэй — мастер барокко и необарокко. Он превращает фильмы в картины. Может показаться, что сюжет теряется среди пышности, но нет. Все диалоги и смыслы тщательно прописаны и сохранены. Даже черный юмор в его фильмах оформлен красиво.

⚡️ Гринуэй — постмодернист. Он иронизирует над героями и собой, жонглирует культурой. Причем высокой культурой, хотя постмодернисты обычно обращаются к массовой, как Тарантино или Альмодовар.

Несмотря на визуальную избыточность, он тщательно формирует нарратив. Как в «Контракте рисовальщика», где зритель думает, кто же совершил убийство. Гринуэй как настоящий художник задает вопросы, но не дает ответы, только подталкивает к выводам.

🧠 Гринуэй — интеллектуальный художник. Барочность надета на скелет интеллектуальности. Именно отсюда вопросы без ответов из того же «Контракта рисовальщика».

📚 В отношении сюжетов он вдохновляется Борхесом и Рене. Если Борхес его любимый писатель, то Рене — главный представитель интеллектуального кино — любимый режиссер. Гринуэй равняется на него не только в сюжетах, но и в пластических решениях для фильмов.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Кадры из фильма «Отсчет утопленников», 1988

Что еще характерно для Гринуэя 👇

🔬Интеллектуальность и научная холодность проявляется и в отношении к героям. Он не испытывает теплых чувств к персонажам, не сопереживает им, а будто смотрит с высоты птичьего полета. Гринуэй соблюдает дистанцию как ученый. Он без лишних движений ведет себя и зрителя по сюжету, умеет концентрироваться.

🦵 В его фильмах много обнаженных тел. Несмотря на холодность, ему нравится исследовать тело с научным интересом. Но в этом изучении нет чувственности.

📜 Подчеркнутая литературность слога. Герои будто читают с листа, говорят по написанному.

👀 Все фильмы Гринуэя условны. Он не реалист — наоборот, показывает выдуманные миры и доводит действия до гротеска. Часто цитирует живопись, литературу и кино. Обычно это отсылки к живописи 17 века. А если говорить о кинематографе, то к Феллини. У него есть фильм «Восемь с половиной», а у Гринуэя — «Восемь с половиной женщин» с кадрами из Феллини.

🗺 Еще один источник вдохновения для Гринуэя — географические карты. Карта как идеальная метафора упорядоченности мира пленяла его воображение.

🧮 Гринуэй любит классифицировать. Мы видим это в «Падениях», «Контракте рисовальщика», «Смерти в сене», «Отсчете утопленников», «Книгах Просперо». Подсчет напоминает средневековую энциклопедию или сумму, которую писали средневековые мыслители.

💭 Связь с традицией северного ренессанса и творчеством Брейгеля и Вагнера. Вагнер мечтал сплавить все искусства в одно, синтезировать. По-немецки это называется «гезамткунстверк». Гринуэй тоже к этому стремится. Это видно и в «Отсчете утопленников», и в фильме «Повар, вор, его жена и ее любовник». Окончательно синтезировать искусство Гринуэю удалось в «Книгах Просперо» и картине «Дитя Макона».

Кадры из проекта «Чемоданы Тульса Люпера»

Гринуэй думал, что кино умерло и никому не нужно в прежнем виде. Поэтому начал экспериментировать с цифровыми технологиями и спецэффектами, реализовывать проекты на стыке жанров, соединять литературу, кино, музыку, интернет.

🖥 Режиссер считает, что искусство уходит в интернет. Это предполагает интертекстуальность и интерактив, переключение между источниками. В этой манере он сделал «Чемоданы Тульса Люпера». Это мультимедийный проект — несколько короткометражных фильмов, две книги, сериал и сайт. Произведение живет в разных форматах и перетекает из одного в другое.

🎞 Гринуэй обращается к полиэкрану. Он дробит изображение на несколько экранов, меняет их размеры. Часть может быть снята в вертикальном формате, часть — в горизонтальном, часть — ромбом. Такой вариоэкран использовал и Ролан Быков в «Айболите-66» и «Автомобиле, скрипке и собаке Кляксе».

📹 С 1985 года работает с оператором-постановщиком Сашей Верни. Это оператор его любимого режиссера Алена Рене.

📺 Гринуэй — видеохудожник. Это заметно еще с «Книг Просперо». Он создает видеоинсталяции и видеоарт, называет себя мультимедийным художником. Один из самых известных проектов — «Ночной дозор». Это отсылка к картине Рембрандта 1642 года. Он направил на картину световую инсталяцию, а в соседнем зале разместил 3-4 экрана, на которых актеры изображали персонажей картины.

Как режиссер говорит о себе:

🗣 «Я не ощущаю себя в полной мере режиссером, скорее, гибридом. Что меня действительно интересует, это живопись и литература. Мне интересно передавать идеи картинками, визуальными средствами. Я имиджмейкер».

Майк Найман

Поговорим о композиторе Гринуэя 👇

🎼 Майкл Найман родился в 1944 году в Лондоне. Это британский композитор-минималист, музыкальный критик и теоретик. С 1961 по 1964 год учился в Королевской академии музыки в Лондоне. А в 1974 году опубликовал книгу «Экспериментальная музыка».

🤝 Не только пишет музыку, но и пишет о музыке. Например, о Джоне Кейдже, отце минимализма. Хотя отцом минимализма можно считать и Эрика Сати.

🎧 В 1976 году начал сочинять музыку для фильмов Гринуэя, хотя они познакомились и подружились еще в 1961. До этого момента режиссеру была не нужна музыка. Фильмы были настолько экспериментальные, что существовали сами по себе.

Найман говорил:

🗣 «Следующие 15 лет мы всегда работали вместе, создавая музыку к двум десяткам его фильмов. Мы испытывали друг к другу искреннее уважение. Нам нравилась наша независимость, наша взаимонезависимость».

🎷Он писал музыку и для других режиссеров. Например, к фильму «Мсье Ир» Патриса Леконта, «Гаттаке» Эндрю Никколы, «Пианино» Джейна Кэмпиона.

🎞 С 1968 года сам снимает кино. Это экспериментальные короткометражные ленты. Самыми известными стали «Любовь, любовь, любовь», «Москва 11:19:31» и «Найман с киноаппаратом». Этот фильм он посвятил Дзиге Вертову и его «Человеку с киноаппаратом». Еще он создавал музыкальное оформление к переизданию «Человека…».

💌 Перфекциоинзм, научная холодность, интерес к интерактиву, барочность. Какая черта выделяет Гринуэя на фоне других режиссеров?

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;