Эдвард Григ
Биография и художественный язык
Как один человек сформировал музыкальный язык целой страны? В этой части узнаем о биографии и развитии художественного стиля Эдварда Грига.
Почему музыку Грига интересно и важно знать? Мы обязаны этому композитору гораздо большим, чем темой «В пещере горного короля».
🇳🇴 Григ был представителем страны, которая на момент его рождения не имела вообще никакого веса в европейской музыке. Когда он родился, итальянская, немецкая и французская музыкальные культуры уже прошли многовековой путь, полный гениальных взлетов. Норвегия же считалась (и была) глубокой провинцией.
🤩 Григ совершил чудо. Фактически единолично он создал национальный музыкальный язык: узнаваемый, глубокий, абсолютно своеобразный. В нем переплелись увлечение Грига классицизмом 18 века, элементы немецкого романтизма, опыт русской музыки, глубокий анализ норвежского фольклора, а также любовь к природе Скандинавии с ее ярким солнцем, резкостью красок и холодом.
👂 Григ сумел быть внимательным слушателем Листа и Шумана, Чайковского и Римского-Корсакова — при этом шел своей собственной, норвежской музыкальной дорогой с такой уверенностью, словно она была проложена веками.
💎 Самое поразительное, что при этом Григ не создал ни «норвежской» симфонии, ни оперы — двух главных жанров 19 века, в которых стремился состояться любой национальный композитор. Григ остался верен себе: своему дару миниатюриста и любви к филигранной, тонкой выделке мелочей.
🇫🇮 За Григом последовали другие великие скандинавские композиторы. Финский национальный гений Ян Сибелиус, знаменитый датчанин Карл Нильсен — в результате работы Грига на карте европейской музыки появляется целая новая культура.
🌱 Наконец, музыка Грига — это просто очень, очень красиво. Ей свойственна красота в самом чистом платоновском смысле, как что-то идеальное, первичное и объективное.
Какими были главные черты композиторского почерка Грига?
🌿 Эдвард Григ был композитором с незаурядным лирическим дарованием. Его мир — утонченное и светлое, деликатное и поэтичное. Вы никогда не найдете у Грига титанической драмы и давящей силы. Неслучайно цикл, прошедший нитью сквозь всю его жизнь, — серия альбомов фортепианных миниатюр под названием «Лирические пьесы».
😔 Послушайте одну из них — щемящую «Тоску по родине» (тетрадь 6, №6). Не пропустите момент, где элегическая тема уступает вдруг место звенящему фольклорному наигрышу: эфемерному, как воспоминание.
→ Знаменитый норвежский пианист Лейф Ове Андснес играет тут на рояле автора в Трольхаугене — знаменитом доме Григов близ Бергена, о котором мы еще расскажем.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут.
☀️ Музыка Грига полна определенности и ясности. Никогда вы не услышите у него плывущей, рыхлой фактуры, «бесконечных» предложений, свойственных зрелым романтикам, его современникам. Гармония Грига прозрачна, музыкальные фразы — компактны, во всем присутствует печать моцартианства.
🎻 Сравните на этот предмет две скрипичные сонаты: №2 Грига (1867) и №1 Габриэля Форе (1875), крупного французского композитора-современника Грига. Насколько разные у вас впечатления от этих сонат?
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2-3 минуты
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2-3 минуты
🧝♀️ Но, конечно, главная черта, которая делает григовскую музыку такой своеобразной, — печать норвежского фольклора. Григ может цитировать подлинный материал, работать с характерным фолковым звукорядом, заимствовать асимметричные, «подпрыгивающие» ритмы халлинга или спрингара (народных танцев), имитировать голоса деревенских инструментов. Результат — особое звучание: нордическое, но веселое, с духом архаики и свежестью одновременно.
→ Послушайте один из «Норвежских танцев» ор.35. Обратите внимание: несмотря на вихревое движение и очень массивный оркестр, фактура остается абсолютно прозрачной.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Детство в Бергене, учеба в Лейпциге, болезнь, признание британской королевы и Трольхауген — поговорим о жизни Грига.
☔️ Григ родился в 1843 году: он на 10 лет младше Брамса, на три года — Чайковского, на два — Дворжака, на год старше Римского-Корсакова. Норвегия была тогда частью Объединенного королевства Швеции и Норвегии; место рождения Грига — Берген, приморский городок на западе страны, где дождь не идет лишь несколько недель в году.
👪 Семья была музыкальной и образованной: с отцовской стороны у Грига шотландские корни, его отец был британским вице-консулом в Норвегии, а мама — из старинной норвежской семьи; она прекрасно играла на фортепиано.
🌟 Норвегия была музыкальной провинцией, но встречались и свои самородки. Яркий пример — скрипач Уле Булль, «норвежский Паганини». Родом из Бергена, он не имел образования, выучившись играть на инструменте самостоятельно. Техника Булля была феноменальной и полностью обязанной фольклорной культуре.
🎓 Булль сделал заметную международную карьеру, гастролируя в Европе и США; он был женат на тетке Грига и поспособствовал поступлению 15-летнего юноши в Лейпцигскую консерваторию. Там Григ провел четыре года, получив академическое музыкальное образование и выучив немецкий.
🤒 В 17 лет Григ переносит плеврит и заражается туберкулезом: впоследствии легочные проблемы будут преследовать его десятилетиями, левое легкое почти полностью разрушится.
💑 В 25 лет Григ женится на своей двоюродной сестре Нине Хагеруп, они знали друг друга с детства. Браки между кузенами не считались чем-то ненормальным: двоюродными братом и сестрой были Сергей и Наталья Рахманиновы, или Игорь Стравинский и его первая жена Екатерина.
👩🏼🦱 Нина была певицей, по оценке Грига — лучшей исполнительницей вокальной музыки мужа. Несмотря на тяжелую тень, легшую на их семью после смерти годовалой дочери от менингита, и попытку Нины отдалиться от мужа, они оставались вместе до смерти Грига. Позже Нина переехала в Данию; она пережила Грига на 30 лет и умерла девяностолетней.
👑 Григ проводит несколько лет в Копенгагене, затем в Христиании (ныне Осло); он сочиняет, дирижирует, занимается администрированием и просветительством. В зените славы он гастролирует по всей Европе, получает почетное докторское звание в Кембридже, встречается с британской королевой Викторией (кроме родного языка и немецкого, Григ превосходно владел английским).
🧝♂️ В 1885 Григ и Нина покупают дом недалеко от Бергена — знаменитый Трольхауген (норв. «холм троллей»), где сейчас находится григовский музей и концертный зал. Больные легкие не позволяли Григу находиться во влажном Бергене круглый год, но лето он стремился проводить только в Норвегии.
🖤 Григ умер в Бергене, своем родном городе, в возрасте 64 лет после долгой болезни. К легочной недостаточности, мучившей композитора всю жизнь, прибавилась сердечная.
1. Эдвард Григ, 1900-е
2. Нина Хагеруп, 1860-е
3. Нина Григ с маленькой Александрой, Берген, 1868
4. Эдвард и Нина Григ, 1870-е
5. Эдвард и Нина Григ, 1890-е
6. Григ с Ниной и знакомыми у фортепиано
7. Григ и струнный квартет. Амстердам, 1900-е
8. Посмертная фотография Грига, 1907
9. Эдвард Григ, 1900-е, раскрашенная фотография
O взаимной симпатии Грига и Чайковского
1. Празднование дня рождения в Трольхаугене, 1903
2. Дом Григов в Трольхаугене сегодня
3. Выход к фьорду в Трольхаугене
4. Интерьер дома
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день