Эдвард Григ
Сюита «Из времен Хольберга»
В «Хольберг-сюите» смешались элементы барокко, норвежского фольклора, испанского и французского танца. В этой части узнаем о ней больше.
Начнем эту часть с разговора о сюите «Из времен Хольберга».
🏰 Берген часто называют «городом Грига», но с ним связаны имена и других выдающихся норвежцев: в центре города стоит памятник Уле Буллю, скрипачу и композитору, старшему другу и наставнику Грига, чуть дальше памятник другу и соавтору Грига — Бьёрнсону.
🗿 На старой торговой площади возвышается фигура основоположника датской и норвежской литературы, крупнейшего скандинавского просветителя 18 века Людвига Хольберга. Он особенно знаменит своими сатирическими пьесами, со страниц которых выглядывают физиономии «миниатюрных дураков» — комических типажей тогдашних северных бюргеров. Эти пьесы принесли Хольбергу славу «северного Мольера».
📜 В 1884 году отмечалось 200-летие со дня рождения писателя, и в день открытия памятника у его подножия Григ дирижировал своей кантатой «Памяти Хольберга». Это заказное сочинение было довольно пресным и скучным. Зато другое сочинение к юбилею — сюита «Из времен Хольберга» или просто «Хольберг-сюита» — оказалось настоящим бриллиантом. Ее Григ сыграл через несколько дней на концерте в фортепианном варианте, а весной — в оркестровом. Говорят, он просто не успел ее оркестровать в срок.
🎼 В качестве модели Григ использовал французскую танцевальную сюиту, как у Рамо или Куперена. Это уникальный для северной школы тех лет пример неоклассицизма (точнее — необарокко), увлекательной игры в старину. Сам же Григ говорил, что сделал «хорошее упражнение на умение скрывать собственную индивидуальность». Полностью индивидуальность скрыть, конечно, не получилось, но это не недостаток, а достоинство.
🇫🇷 Необычный французский акцент сюиты легко объяснить титулом Хольберга как «северного Мольера». Но был и другой мотив.
💛 Отношения Эдварда с Ниной в начале 1880-х были такими напряженными, что на горизонте композитора появилась другая женщина — 26-летняя художница Лейс Шельдеруп, дочь бергенского чиновника. Она жила в Париже, и летом 1883 года Григ покинул дом, чтобы отправиться к ней. До Парижа он не доехал, но положение было так серьезно, что всю осень провел в Европе в сомнениях: вернуться к Нине или покинуть дом навсегда и отправиться во Францию?
👱♀️ Благодаря участию друзей Григ все-таки выбрал первый вариант. Но то вдохновение, те искренность и радость, которые звучат в сюите, наверняка обязаны и образу прекрасной молодой Лейс.
1. Людвиг Хольберг
2. Памятник Хольбергу в Бергене
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Норвежские интонации, танцы провансальских крестьян и признаки барокко: поговорим о «Хольберг-сюите».
5️⃣ В «Хольберг-сюите» пять частей: Прелюдия, Сарабанда, Гавот, Ария и Ригодон. Они расположены по типичному для барокко принципу темпового контраста быстро-медленно-быстро-медленно-быстро. Еще один знак барокко — чередование soli и tutti, как в барочных концертах, когда солист или группа солистов соревнуются со всем оркестром. Григ оркестровал сюиту для одних струнных, но сделал это с большой изобретательностью.
💥 Первая часть — «Прелюдия» — написана как perpetuum mobile (вечный двигатель), быстрая пульсация не прекращается даже в лирические моменты. Григ мастерски пользуется приемом divisi (разделяет каждую группу струнных — первые скрипки, вторе, альты, виолончели — на несколько голосов) и создает ощущение динамичной многоголосной фактуры, где инструменты виртуозно «перебрасывают» фразы друг другу в быстрых пассажах.
💃 Вторая часть — «Сарабанда», старинный испанский медленный танец-шествие. Часто сарабанды имеют суровый характер, но у Грига это очень теплая, полная простого благородства музыка. Обратите внимание, как галантные поклоны-приседания сочетаются в ней с типично норвежскими григовскими интонациями. И как из общего «хора» время от времени выделяется лирический дуэт двух виолончелей.
🕺Третья часть — «Гавот». Он не очень похож на изысканный французский танец, скорее его тяжеловатая поступь напоминает деревенский. Это ощущение усиливается в среднем разделе, где группы инструментов по очереди играют «пустую» квинту, подражая мюзету — французской волынке.
🍂 Четвертая часть — «Ария». Единственная минорная часть. Она полна благородной скорби и наверняка напомнит вам некоторые мелодии Баха с их барочными завитушками-украшениями. Вслушайтесь, как последнем проведении темы «вздыхают» первые скрипки.
🎻 Пятая часть — «Ригодон».
Обычно сюиты заканчиваются жигой, но Григ выбрал ригодон — старинный танец провансальских крестьян. Изобретательно написана веселая тема, которая поручена двум солирующим инструментам — скрипке, играющей легким штрихом spiccato, и альту, имитирующему игру деревенских музыкантов.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день