angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Эдвард Григ

Камерная музыка Грига

Струнный квартет — одно из самых драматичных произведений, созданное во время глубокого кризиса. В этой части слушаем квартет и сонаты Грига.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Поговорим о камерной музыке Грига и начнем с Первого струнного квартета соль минор.

📝 Первый струнный квартет соль минор — одно из самых личных и драматичных сочинений Грига, за которым скрыта, по словам композитора, «история целого отрезка жизни».

🤦‍♂️ После успеха «Пера Гюнта» Григ переживал сильнейший кризис. Он ощущал себя в тупике: да, он прекрасно пишет короткие пьесы в народном стиле, но чувствует, что крупная форма ему не дается — «Прямо хоть на стену лезь».

🏡 Григ ужасно переживал и решил на год бросить все дела в Христиании, переехав в маленькое поселение на берегу фьорда. Для работы Григ выстроил маленький домик, который зимой сотрясали снежные вихри. Там в феврале 1878 года был закончен Первый квартет.

💔 Кроме того, Квартет сочинялся в период напряженных отношений с Ниной, и ключом к его замыслу может служить короткое стихотворение Ибсена «Музыканты» — ранее Григ написал на эти слова песню, а теперь использовал ее тему в качестве вступления к первой части и лейттемы всего квартета. Ему была очень близка история героя стихотворения, который благодаря волшебным чарам постигает секрет искусства, но теряет любимую и личное счастье.

🙅‍♂️ Да, сам Григ женился на любимой Нине, но до свадьбы ему не раз говорили, что, женившись, он рискует предать свой талант. И теперь, в период семейных неурядиц, он с горечью писал другу: «Женщина никогда не понимала и никогда не научится понимать то великое, дикое и безграничное, что есть в любви мужчины, в любви художника. И если я в этом прав, то отсюда следует, что художник не должен жениться...».

Вся драма сосредоточена в первой части квартета. Послушайте ее.

⚡️ Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 11 минут

⚔️ Обратите внимание на драматичную тему вступления, которая несет мрачный заряд и дает импульс всему напряженному действию первой части. Иногда ее называют темой судьбы: в тот год Григ не раз говорил, что готов вызвать судьбу на поединок.

Послушайте, насколько иначе та же тема звучит в начале песни «Музыканты».

Аудио-пример на Ютубе

В таком спокойном и светлом варианте она прозвучит в побочной партии Квартета

Аудио-пример на Ютубе

А потом еще раз вернется в лирическом, отстраненном эпизоде, которым Григ подменяет драматическую кульминацию в разработке.

Аудио-пример на Ютубе

❄️ Вторая часть — Романс. Она близка самым светлым песенным мелодиям Грига. После холода и тревог первой части она подобна душевному вечеру у камина. Главную тему Романса теплым голосом запевает виолончель (может быть, это голос самого Грига?), а затем дуэтом подключается скрипка (Нина?). Но метель за окном часто напоминает о себе и пугает холодными порывами.

Аудио-пример на Ютубе

🍂 Драматические настроения возвращаются в Интермеццо (оно здесь в роли скерцо).

Аудио-пример на Ютубе

🧝‍♀️ Но в серединке звучит народный наигрыш — крестьянский халлинг. И мрачное настроение рассеивается.

Аудио-пример на Ютубе

💃 Стремительный Финал написан в жанре итальянского танца сальтарелла. Возможно, в холоде северной зимы Григ вспоминал о теплых днях, проведенных в Италии. Но южный танец очень уж часто напоминает колючие танцы северных метелей с небольшими затуханиями и новыми порывами.

Аудио-пример на Ютубе

😡 Квартет посвящен скрипачу Роберту Хекману, чей квартет исполнил премьеру 19 октября 1878 года в Кельне. Следующее исполнение, в Лейпциге, было безжалостно обругано критикой — в частности, композитора обвиняли в том, что он не чувствует законы жанра и пишет фактуру мощную, как для оркестра. Григ был ужасно сердит и писал другу, что квартет «создан не для базара мелкотравчатых душонок. В нем есть стремление к простору, к полету и прежде всего к полнокровному звучанию тех инструментов, для которых он написан».

Отвлечемся от мрачных настроений и познакомимся с Первой скрипичной сонатой Грига.

Играют Давид Ойстрах и Лев Оборин

💐 Эту сонату часто называют «Весенней» по аналогии с известной скрипичной сонатой Бетховена — они написаны в одной тональности (фа мажор) и близки по настроению.

☀️ Первая скрипичная соната появилась летом 1865 года в Дании, где 22-летний Григ проводил каникулы. Ее музыка — бьющий ключом источник свежих идей, юношеской радости и влюбленности. Это светлый, жизнерадостный взгляд на мир, и хотя тени печали здесь мелькают, они быстро рассеиваются.

🎻 Григ не играл ни на одном струнном инструменте. Партию скрипки в Первой нельзя назвать очень виртуозной, но она требует серьезного мастерства. Фортепианная партия по сложности не уступает скрипичной, ведь Григ писал ее в расчете на себя самого.

🍃 Вспомните о муках Первого струнного квартета и послушайте первую часть Первой скрипичной сонаты: ее музыка льется так легко, свободно, даже восторженно. Неожиданные смены темпа придают музыке импровизационный характер.

Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 12 минут

💃 Вторая часть — изящное пасторальное Allegretto, написанное в неторопливом движении менуэта. В нем с самого начала звучат норвежские интонации, а серединка (Трио) написана в жанре деревенского танца — спрингданса. В партиях скрипки и фортепиано Григ имитирует звучание хардингфеле.

Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 4 минуты

🖼 Третья часть — блестящий финал. Здесь соединилось то, чему молодой Григ успел научиться на школьной скамье, и то, что он чувствовал интуитивно. Послушайте, например, переход к разработке: простая напевная тема переходит в каскад красочных гармоний, не уступающих импрессионистам, а затем Григ вдруг пишет фугато (маленькую фугу).

Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 5 минут

🏛 Первое исполнение скрипичной сонаты состоялось в лейпцигском Гевандхаусе осенью 1865 года, где Григ сделал остановку по пути в Италию. За роялем сидел автор, партию скрипки исполнял шведский скрипач Андерс Петтерсон.

🔱 Всего у Грига три скрипичных сонаты, которые входят в число его лучших сочинений. Сам Григ писал про них: «Первая — наивная, богатая заимствованиями; вторая — национальная, и третья — открывающая новые горизонты».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Норвежский фольклор, солнечные пейзажи и стихия танца: поговорим о второй, «национальной» сонате Грига.

Играют Огюстен Дюмэ и Мария Жоао Пиреш.

Время прослушивания любого примера: по желанию.

👨‍⚖️ Вторую скрипичную сонату Григ написал в счастливые недели лета 1867 года — после долгожданной женитьбы на Нине. Эта музыка полна опьянением медового месяца.
Она сразу получила восторженный прием и вошла в постоянный репертуар норвежских скрипачей.

🇳🇴 Григ неслучайно назвал эту сонату «национальной». Ни до, ни после в камерной музыке он так широко не использовал норвежский фольклор. Правда, речь не о прямых цитатах, а о характерных жанрах, ритмах и мелодических оборотах.

💫 Эта соната — стихия танца, ее первая и третья части пропитаны радостным движением спрингара. Скрипичная партия вдохновлена искусством норвежских музыкантов и течет очень свободно. Фортепианная партия очень красочна, в ней слышны голоса и краски дивной северной природы.

🌅 Начинается первая часть с большого импровизационного вступления, как зачин старинной народной баллады.

Аудио-пример на Ютубе

🌓 Главная партия полна контрастов, и в скрипичной партии Григ поначалу буквально подражает народным музыкантам.

Аудио-пример на Ютубе

💦 Тема второй части — чистая и светлая, как сияющая водная гладь северных озер. Это одна из самых прекрасных лирических страниц музыки Грига. Но и здесь безмятежное созерцание то и дело прерывается подвижным танцем.

Аудио-пример на Ютубе

🏞 Небольшой светлый финал очень грациозен. Оттенки настроения меняются часто, и в красочной веренице разнообразных ритмов и мотивов можно услышать и поступь праздничного шествия, и деревенский наигрыш, веселый перезвон колокольчиков, отзвуки теплых напевов и веселых танцев. И, конечно, все это на фоне изумительного солнечного пейзажа.

Аудио-пример на Ютубе

1. Рабочий домик Грига в Люфтхюсе (Хардаангер, фьорд в юго-западной Норвегии)
2-5. Крестьяне на зиму переносят домик Грига в более защищенное от ветра и снега место
6. Дом Грига в Тролльхаугене, где он провел последние 20 лет жизни
7-8. Рабочий домик для сочинения в Тролльхаугене

Вернемся к тревожным настроениям Первого квартета и послушаем Третью скрипичную сонату до минор.

🕰 Скорее всего, эта соната была задумана в ту безрадостную пору, когда создавался Первый квартет, но закончена только в 1887 году. От Второй сонаты ее отделяют 20 лет.

🏠 Помните, Квартет Григ писал в домике во фьордах. Свое последнее камерное сочинение он создавал в «Тролльхаугене» — доме, построенном по его заказу недалеко от Бергена. Третья соната — безусловное доказательство того, что Григ превосходно овладел большой классической формой, о чем он страстно мечтал во время работы над Квартетом. В ней слышно влияние Шуберта и особенно Бетховена, иногда сонату называют григовской «Аппассионатой».

🔥 В отличие от предыдущих сонат, Третья начинается со страстной драматичной темы, напоминающей и зачин Первого квартета, и волевые темы Бетховена.

Аудио-пример на Ютубе

Cлушаем Третью сонату в исполнении Фрица Крейслера и Сергея Рахманинова.

🌘 Главной теме противостоит светлый образ побочной, но его безмятежность нарушается тревожными мотивами.

Аудио-пример на Ютубе

🎹 Слушатель уже настроился на классическую модель и ждет драматичной разработки, но Григ поступает совсем иначе: он заменяет разработку лирическим эпизодом, где главная тема в замедленном ритме парит в высоком регистре на фоне красивых, но взволнованных арпеджио фортепиано.

Аудио-пример на Ютубе

💕 Лирическое сердце сонаты — «Романс», вторая часть. Его вдохновенная светлая мелодия кажется почти бесконечной. Она близка темам народных песен, но Григ придает ей особое очарование изящными красочными гармониями.

Аудио-пример на Ютубе

🎻 Не пропустите в среднем разделе романса еще один халлинг, где тема танца переходит от скрипки к фортепиано, и скрипач аккомпанирует пиццикато.

Аудио-пример на Ютубе

🌄 В финале причудливо сплетается бетховенское и григовское, норвежское. Его концепция типична для Бетховена — от мрака к свету.

Аудио-пример на Ютубе

👏 Третью скрипичную сонату ждала счастливая судьба. На премьере в Гевандхаусе 10 декабря 1887 года успех был таким огромным, что после каждой части концерт прерывали долгие овации, а финал пришлось дважды (!) бисировать.

📑 О небывалой популярности сонаты говорит и то, что за полгода было продано 1500 экземпляров издания. Издатель говорил Григу, что такой беспрецедентный успех не снился даже Брамсу.

Об Адольфе Бродском — скрипаче, сыгравшем премьеру Третьей сонаты Грига

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;