Эдвард Григ
Камерная музыка Грига
Струнный квартет — одно из самых драматичных произведений, созданное во время глубокого кризиса. В этой части слушаем квартет и сонаты Грига.
Поговорим о камерной музыке Грига и начнем с Первого струнного квартета соль минор.
📝 Первый струнный квартет соль минор — одно из самых личных и драматичных сочинений Грига, за которым скрыта, по словам композитора, «история целого отрезка жизни».
🤦♂️ После успеха «Пера Гюнта» Григ переживал сильнейший кризис. Он ощущал себя в тупике: да, он прекрасно пишет короткие пьесы в народном стиле, но чувствует, что крупная форма ему не дается — «Прямо хоть на стену лезь».
🏡 Григ ужасно переживал и решил на год бросить все дела в Христиании, переехав в маленькое поселение на берегу фьорда. Для работы Григ выстроил маленький домик, который зимой сотрясали снежные вихри. Там в феврале 1878 года был закончен Первый квартет.
💔 Кроме того, Квартет сочинялся в период напряженных отношений с Ниной, и ключом к его замыслу может служить короткое стихотворение Ибсена «Музыканты» — ранее Григ написал на эти слова песню, а теперь использовал ее тему в качестве вступления к первой части и лейттемы всего квартета. Ему была очень близка история героя стихотворения, который благодаря волшебным чарам постигает секрет искусства, но теряет любимую и личное счастье.
🙅♂️ Да, сам Григ женился на любимой Нине, но до свадьбы ему не раз говорили, что, женившись, он рискует предать свой талант. И теперь, в период семейных неурядиц, он с горечью писал другу: «Женщина никогда не понимала и никогда не научится понимать то великое, дикое и безграничное, что есть в любви мужчины, в любви художника. И если я в этом прав, то отсюда следует, что художник не должен жениться...».
→ Вся драма сосредоточена в первой части квартета. Послушайте ее.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 11 минут
⚔️ Обратите внимание на драматичную тему вступления, которая несет мрачный заряд и дает импульс всему напряженному действию первой части. Иногда ее называют темой судьбы: в тот год Григ не раз говорил, что готов вызвать судьбу на поединок.
→ Послушайте, насколько иначе та же тема звучит в начале песни «Музыканты».
→ В таком спокойном и светлом варианте она прозвучит в побочной партии Квартета
→ А потом еще раз вернется в лирическом, отстраненном эпизоде, которым Григ подменяет драматическую кульминацию в разработке.
❄️ Вторая часть — Романс. Она близка самым светлым песенным мелодиям Грига. После холода и тревог первой части она подобна душевному вечеру у камина. Главную тему Романса теплым голосом запевает виолончель (может быть, это голос самого Грига?), а затем дуэтом подключается скрипка (Нина?). Но метель за окном часто напоминает о себе и пугает холодными порывами.
🍂 Драматические настроения возвращаются в Интермеццо (оно здесь в роли скерцо).
🧝♀️ Но в серединке звучит народный наигрыш — крестьянский халлинг. И мрачное настроение рассеивается.
💃 Стремительный Финал написан в жанре итальянского танца сальтарелла. Возможно, в холоде северной зимы Григ вспоминал о теплых днях, проведенных в Италии. Но южный танец очень уж часто напоминает колючие танцы северных метелей с небольшими затуханиями и новыми порывами.
😡 Квартет посвящен скрипачу Роберту Хекману, чей квартет исполнил премьеру 19 октября 1878 года в Кельне. Следующее исполнение, в Лейпциге, было безжалостно обругано критикой — в частности, композитора обвиняли в том, что он не чувствует законы жанра и пишет фактуру мощную, как для оркестра. Григ был ужасно сердит и писал другу, что квартет «создан не для базара мелкотравчатых душонок. В нем есть стремление к простору, к полету и прежде всего к полнокровному звучанию тех инструментов, для которых он написан».
Отвлечемся от мрачных настроений и познакомимся с Первой скрипичной сонатой Грига.
→ Играют Давид Ойстрах и Лев Оборин
💐 Эту сонату часто называют «Весенней» по аналогии с известной скрипичной сонатой Бетховена — они написаны в одной тональности (фа мажор) и близки по настроению.
☀️ Первая скрипичная соната появилась летом 1865 года в Дании, где 22-летний Григ проводил каникулы. Ее музыка — бьющий ключом источник свежих идей, юношеской радости и влюбленности. Это светлый, жизнерадостный взгляд на мир, и хотя тени печали здесь мелькают, они быстро рассеиваются.
🎻 Григ не играл ни на одном струнном инструменте. Партию скрипки в Первой нельзя назвать очень виртуозной, но она требует серьезного мастерства. Фортепианная партия по сложности не уступает скрипичной, ведь Григ писал ее в расчете на себя самого.
🍃 Вспомните о муках Первого струнного квартета и послушайте первую часть Первой скрипичной сонаты: ее музыка льется так легко, свободно, даже восторженно. Неожиданные смены темпа придают музыке импровизационный характер.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 12 минут
💃 Вторая часть — изящное пасторальное Allegretto, написанное в неторопливом движении менуэта. В нем с самого начала звучат норвежские интонации, а серединка (Трио) написана в жанре деревенского танца — спрингданса. В партиях скрипки и фортепиано Григ имитирует звучание хардингфеле.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
🖼 Третья часть — блестящий финал. Здесь соединилось то, чему молодой Григ успел научиться на школьной скамье, и то, что он чувствовал интуитивно. Послушайте, например, переход к разработке: простая напевная тема переходит в каскад красочных гармоний, не уступающих импрессионистам, а затем Григ вдруг пишет фугато (маленькую фугу).
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут
🏛 Первое исполнение скрипичной сонаты состоялось в лейпцигском Гевандхаусе осенью 1865 года, где Григ сделал остановку по пути в Италию. За роялем сидел автор, партию скрипки исполнял шведский скрипач Андерс Петтерсон.
🔱 Всего у Грига три скрипичных сонаты, которые входят в число его лучших сочинений. Сам Григ писал про них: «Первая — наивная, богатая заимствованиями; вторая — национальная, и третья — открывающая новые горизонты».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Норвежский фольклор, солнечные пейзажи и стихия танца: поговорим о второй, «национальной» сонате Грига.
→ Играют Огюстен Дюмэ и Мария Жоао Пиреш.
⏱ Время прослушивания любого примера: по желанию.
👨⚖️ Вторую скрипичную сонату Григ написал в счастливые недели лета 1867 года — после долгожданной женитьбы на Нине. Эта музыка полна опьянением медового месяца.
Она сразу получила восторженный прием и вошла в постоянный репертуар норвежских скрипачей.
🇳🇴 Григ неслучайно назвал эту сонату «национальной». Ни до, ни после в камерной музыке он так широко не использовал норвежский фольклор. Правда, речь не о прямых цитатах, а о характерных жанрах, ритмах и мелодических оборотах.
💫 Эта соната — стихия танца, ее первая и третья части пропитаны радостным движением спрингара. Скрипичная партия вдохновлена искусством норвежских музыкантов и течет очень свободно. Фортепианная партия очень красочна, в ней слышны голоса и краски дивной северной природы.
🌅 Начинается первая часть с большого импровизационного вступления, как зачин старинной народной баллады.
🌓 Главная партия полна контрастов, и в скрипичной партии Григ поначалу буквально подражает народным музыкантам.
💦 Тема второй части — чистая и светлая, как сияющая водная гладь северных озер. Это одна из самых прекрасных лирических страниц музыки Грига. Но и здесь безмятежное созерцание то и дело прерывается подвижным танцем.
🏞 Небольшой светлый финал очень грациозен. Оттенки настроения меняются часто, и в красочной веренице разнообразных ритмов и мотивов можно услышать и поступь праздничного шествия, и деревенский наигрыш, веселый перезвон колокольчиков, отзвуки теплых напевов и веселых танцев. И, конечно, все это на фоне изумительного солнечного пейзажа.
1. Рабочий домик Грига в Люфтхюсе (Хардаангер, фьорд в юго-западной Норвегии)
2-5. Крестьяне на зиму переносят домик Грига в более защищенное от ветра и снега место
6. Дом Грига в Тролльхаугене, где он провел последние 20 лет жизни
7-8. Рабочий домик для сочинения в Тролльхаугене
Вернемся к тревожным настроениям Первого квартета и послушаем Третью скрипичную сонату до минор.
🕰 Скорее всего, эта соната была задумана в ту безрадостную пору, когда создавался Первый квартет, но закончена только в 1887 году. От Второй сонаты ее отделяют 20 лет.
🏠 Помните, Квартет Григ писал в домике во фьордах. Свое последнее камерное сочинение он создавал в «Тролльхаугене» — доме, построенном по его заказу недалеко от Бергена. Третья соната — безусловное доказательство того, что Григ превосходно овладел большой классической формой, о чем он страстно мечтал во время работы над Квартетом. В ней слышно влияние Шуберта и особенно Бетховена, иногда сонату называют григовской «Аппассионатой».
🔥 В отличие от предыдущих сонат, Третья начинается со страстной драматичной темы, напоминающей и зачин Первого квартета, и волевые темы Бетховена.
→ Cлушаем Третью сонату в исполнении Фрица Крейслера и Сергея Рахманинова.
🌘 Главной теме противостоит светлый образ побочной, но его безмятежность нарушается тревожными мотивами.
🎹 Слушатель уже настроился на классическую модель и ждет драматичной разработки, но Григ поступает совсем иначе: он заменяет разработку лирическим эпизодом, где главная тема в замедленном ритме парит в высоком регистре на фоне красивых, но взволнованных арпеджио фортепиано.
💕 Лирическое сердце сонаты — «Романс», вторая часть. Его вдохновенная светлая мелодия кажется почти бесконечной. Она близка темам народных песен, но Григ придает ей особое очарование изящными красочными гармониями.
🎻 Не пропустите в среднем разделе романса еще один халлинг, где тема танца переходит от скрипки к фортепиано, и скрипач аккомпанирует пиццикато.
🌄 В финале причудливо сплетается бетховенское и григовское, норвежское. Его концепция типична для Бетховена — от мрака к свету.
👏 Третью скрипичную сонату ждала счастливая судьба. На премьере в Гевандхаусе 10 декабря 1887 года успех был таким огромным, что после каждой части концерт прерывали долгие овации, а финал пришлось дважды (!) бисировать.
📑 О небывалой популярности сонаты говорит и то, что за полгода было продано 1500 экземпляров издания. Издатель говорил Григу, что такой беспрецедентный успех не снился даже Брамсу.
Об Адольфе Бродском — скрипаче, сыгравшем премьеру Третьей сонаты Грига
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день