Эдвард Григ
Музыка для пьесы «Пер Гюнт»
Работая над пьесой «Пер Гюнт», Григ создал свою самую знаменитую тему — «В пещере горного короля». В этой части слушаем музыку для пьесы.
Эту часть посвятим разговору о самом знаменитом сочинении Грига — музыке к пьесе Генрика Ибсена «Пер Гюнт».
🌟 Вы уже знаете, что Григ входил в круг тех, кто создавал национальное искусство, он был знаком или дружен с крупнейшими драматургами страны. «Пер Гюнт» — не единственный опыт его сотрудничества с норвежской драмой. Но именно это сочинение принесло Григу славу — хотя рождалось долго, в муках, и композитор откровенно не ждал от него ничего хорошего.
👂 Наверняка многие из вас помнят музыку «Пера Гюнта». А давайте посмотрим, что было еще. Послушайте марш из музыки к драме Бьёрнсона «Сигурд Крестоносец», написанной за два года до «Пера Гюнта». Здесь слышно, что Григ до сих пор находится во власти немецкой школы. Кто из великих немцев вам вспоминается?
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 10 минут
🗣 А вот любопытный фрагмент из «Олафа Трюггвасона» по пьесе Бьёрнсона — так никогда и незаконченной оперы Грига. Послушайте фрагмент.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 12 минут
🧔 Ибсен был на поколение старше Грига. Его имя было знакомо Эдварду с детства: когда он был мальчиком, на сцене театра в Бергене уже шли смелые пьесы молодого Ибсена.
📝 Они познакомились в 1866 году в Риме в «Скандинавском клубе». Тогда Ибсен, холодный, суровый, которого сравнивали с куском льда, записал в альбоме 23-летнего Грига:
«Орфей зверей игрою усмирял
И высекал огонь из хладных скал.
Камней у нас в Норвегии немало,
А диких тварей слишком много стало.
Играй! Яви могущество свое:
Исторгни искры, истреби зверье».
📨 Вскоре по просьбе Грига Ибсен пытался помочь ему получить место театрального капельмейстера в Христиании (Осло), но безуспешно. В утешительном письме он написал пророческое: «Ваше будущее — это все же нечто большее и лучшее, чем пост капельмейстера, с Вашей стороны было бы неблагодарностью мерить столь малой меркой способности, которые Вам даны...»
💰 Однако их контакт был непостоянным. Тем интереснее, что в январе 1874 года Ибсен прислал Григу письмо с просьбой взяться за музыку к драме «Пер Гюнт», которая была уже хорошо известна и теперь готовилась к постановке в Кристиании. Ибсен пообещал солидный гонорар, который, как не раз потом подчеркивал Григ, мучившийся над партитурой, и заставил его согласиться.
🐢 Изначально премьера планировалась на осень 1874 года, но из-за длительного промедления Грига она состоялась лишь в феврале 1876 года.
Почему Григу было тошно слушать свою самую популярную музыку? Поговорим о работе над «Пером Гюнтом».
🌗 Трудно найти две более полярные личности, чем Ибсен и Григ. Первый — суровый, непроницаемый, чьи пьесы полны горечи и сатиры, в том числе очень злой; второй — открытый, романтичный, умеющий любоваться каждой мелочью в природе и человеке и с любовью их передавать в музыке. Неудивительно, что романтику Григу (хоть он и восхищался Ибсеном) было очень трудно работать над антиромантическим «Пером Гюнтом».
📕 Если вдруг вы читали пьесу, наверняка заметили, насколько она отличается от поэтичной музыки Грига. Ибсен рассказывает историю не самого приятного персонажа. Пер Гюнт, сын уважаемого человека, был авантюристом и хвастуном, бросился во все тяжкие и потерял все — дом, деньги, Родину, родных и любимых. Действие пьесы происходит в первой половине 19 века и охватывает едва ли не половину земного шара: Норвегия, марокканское побережье Средиземного моря, пустыня Сахара, Египет, США, морские просторы.
🧝♀️ В родной Норвегии Пер ведет себя против всех норм морали, похищает и соблазняет чужую невесту, он осужден и становится изгнанником. Из мира людей Пер попадает в мир норвежских сказок — в пещеру Доврского деда (горного короля), где встречается с троллями и соблазняет дочь короля.
⛵️ Судьбоносная встреча с Сольвейг не изменила Пера. Он продолжил странствия, сменил множество профессий: был работорговцем в США, проворачивал сделки в марокканских портах, странствовал по пустыне, пытался соблазнить дочь вождя бедуинов Анитру, попал в сумасшедший дом в Каире. Состарившись, он отправляется домой, но его корабль терпит крушение. После череды странных встреч с мистическими персонажами и философских размышлений о смысле человеческой жизни, измученный и отчаявшийся Пер приходит в свою лесную хижину и видит Сольвейг, которая до сих пор ждет его.
😠 В письме Григу Ибсен подробно расписал план постановки и желательные музыкальные номера. Но в остальном он дал полную свободу композитору. Это не облегчило задачу Грига. Он быстро написал поэтичную песню Сольвейг и наброски для Пещеры горного короля, а потом застрял. Через силу, с огромным трудом, Григ заставлял себя работать над музыкой «Пера Гюнта» и завершил ее лишь летом 1875 года. А потом еще долго переделывал, менял инструментовку и ворчал, ворчал, ворчал.
🐮 Кстати, «Пещера горного короля» Григу тоже категорически не нравилась. Он писал: «Эту музыку мне в буквальном смысле слова тошно слушать, так проникнута она коровьими блинами, „сверхнорвежством“ и „будь-сам-собой-довольством“».
👏 Тем не менее, постановка имела огромный успех, только в первую весну спектакль показали 36 раз. День премьеры назвали датой второго рождения пьесы Ибсена, а о Григе говорили как о равноправном авторе спектакля.
🤦♂️ Успех очень радовал Грига, но не заставил успокоиться. Он еще несколько раз переделывал полную партитуру и создал две симфонические сюиты из музыки «Пера Гюнта» — то, что мы сейчас знаем лучше всего.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяПостановочные фотографии из премьерного спектакля «Пер Гюнт» 1876 года.
В роли Пера — Генрих Клаусен, Сольвейг — Тора Ханссон
Поговорим о некоторых номерах, которые Григ не включил в две знаменитые сюиты.
📑 Полная партитура к «Перу Гюнту» состоит из 23 номеров, она была опубликована уже после смерти композитора, в 1908 году. Григ использует все возможности жанра «музыки к драме»: в ней есть чисто симфонические эпизоды (вступления, антракты), танцы, мелодрамы, хоры и сольные песни.
🎶 Самые музыкальные моменты действия выделил сам Ибсен в письме композитору — сцену свадьбы, фантастические картины в пещере горного короля, смерть Осе (матери Пера), арабские пляски — и Григ с ним согласился. Но два пожелания он не стал выполнять: Ибсен хотел дать монологи Пера в 1 и 2 актах в жанре мелодрамы (декламация на фоне музыки), а 4 акт заменить симфонической картиной, изображающей странствования Пера.
8️⃣ В две знаменитые сюиты вошло лишь 8 номеров. Давайте познакомимся с некоторыми из оставшихся 15 номеров. Многие из них не уступают по красоте и поэтичности номерам сюит, а некоторые просто очень любопытны.
🎻 В конце первого акта звучат два норвежских танца — халлинг и спрингар. Сегодня они известны в фортепианных версиях, которые сам автор сделал и включил в сборники «Лирических пьес». А в пьесе их исполняет скрипач соло, изображая традиционный деревенский наигрыш на хардангерфеле — норвежской народной скрипке.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3,5 минуты
😯 Во втором акте есть совершенно удивительный и неожиданный номер! Пер Гюнт встречает трех пастушек, жаждущих любви. Думаете, что услышите здесь привычные пасторальные мотивы? Включайте скорее, удивляйтесь и проанализируйте, какой композитор и какие оперы вдохновляли здесь Грига.
💃 В концертах часто звучат три симфонических «Норвежских танца». Они тоже из музыки к «Перу Гюнту». Напомним самый знаменитый из них, наверняка вы не раз его слышали где-то.
🧙♂️ В конце 2 акта Пера преследуют тролли (они поют!), а затем он встречается с Бейгеном (Bøyg), норвежским чудовищем, кем-то вроде великого тролля. Григ сочиняет короткие сцены, используя весь арсенал романтических музыкальных «страшилок» с тревожными тремоло струнных, уменьшенными септаккордами, страшными ударами и ночным колокольным звоном.
🧝♂️ Все знают Песню Сольвейг. Но у Пера тоже есть вокальные номера. Например, Серенада из 4 акта.
Последний 5 акт открывает еще одна типичная романтическая музыкальная картина — сцена морского шторма. И здесь снова слышно, что Григ был внимательным слушателем Вагнера, чьи оперы он знал и любил со времен учебы в Лейпциге.
🌞 Последние номера — короткий торжественный хор «О, благословенное утро», который переходит в теплую, полную любви, света и покоя финальную Колыбельную Сольвейг.
Завершим эту часть обсуждением самых удачных (по мнению Грига) номеров.
🤩 В 1888 году Григ собрал из музыки «Пера Гюнта» симфоническую сюиту, куда включил самостоятельные, самые успешные и удачные с его точки зрения номера. Ее впервые сыграли в Берлине в 1889 году. Успех был таким огромным, что поднялась целая волна интереса к музыке Грига и его соотечественников.
📝 В 1891 году Григ собрал вторую сюиту. Тогда же известный венский критик Эдуард Ганслик написал: «Через некоторое время „Пер Гюнт“ Ибсена если и будет жить, то лишь благодаря произведению Грига, которое... в каждом своем номере содержит больше поэзии и чувства прекрасного, чем весь пятиактный монстр Ибсена».
💎 Каждый номер сюит — жемчужина, для каждого персонажа и ситуации Григ нашел особые музыкальные средства. Они просты, но несколькими штрихами Григ мгновенно создает образ, запоминающийся раз и навсегда.
Давайте вспомним Сюиту №1 (ор. 46)
🌝 1. Утро
Сначала тему играют пасторальные флейта и гобой, их перекличка звучит на фоне мягких прозрачных аккордов. В течение минуты Григ постепенно увеличивает число инструментов, и когда с главной мелодией вступают струнные, кажется, что мы видим восход солнца.
⚰️ 2. Смерть Осе
Григ не мог присутствовать на репетициях и премьере «Пера Гюнта», так как за несколько месяцев до того потерял своих отца и мать. Поэтому такой пронзительной получилась сцена смерти матери Пера — Осе (или Озе). Здесь звучат только струнные инструменты. Номер целиком выдержан в стиле хорала, но Григ находит особенно щемящие сердце гармонии, способные передать всю боль и тоску человеческого сердца.
💃 3. Танец Анитры
Прислушайтесь: танец коварной восточной красавицы Анитры, дочери бедуинского вождя, Григ пишет в жанре… мазурки. Трехдольный размер, украшение на первой доле такта — все как у Шопена. Григу важна не этнография, а образ изящной красавицы, и он передает его с помощью затейливых изгибов мелодии и легкой оркестровки, где струнные дополняет лишь звонкий тембр треугольника.
🏔 4. В пещере горного короля
Номер построен на остинато — повторении одной и той же темы. Это огромное крещендо, где нарастание происходит за счет присоединения новых инструментов в каждом проведении темы: от пиццикато виолончелей до грандиозного tutti всего оркестра. Нехитрый прием производит колоссальный эффект, им позднее не раз пользовались композиторы, в том числе Равель в «Болеро».
Еще музыка очень изобразительна: вначале легко услышать шествие троллей, в конце — их смех.
Сюита № 2, соч. 55
1. Жалоба Ингрид
👰 Эта музыка открывала 2 акт драмы. Григ построил ее на контрастных темах: отчаянный порыв и горькая жалоба Ингрид-невесты, которую Пер похитил из-под венца, соблазнил и бросил. Глубокое чувство этой музыки придает иную окраску грубым картинам текста Ибсена.
☪️ 2. Арабский танец
В отличие от «Танца Анитры» здесь Григ создает восточный колорит: пронзительный тембр флейты-пикколо и удары турецкого барабана напоминают популярную в 18 веке европейскую «музыку о Востоке» (как у Моцарта в «Похищении из сераля», например), а деревянные духовые играют мелодию в арабском духе.
🌊 3. Возвращение Пера Гюнта
Это сокращенный вариант симфонической картины шторма на море, о которой мы говорили выше.
❣️ 4. Песня Сольвейг
Простая песня любящей девушки — единственный номер, который не стоил композитору мук и долгого труда, а буквально вылился из его сердца в самом начале работы. В ней Григ выразил лирическую душу северного народа — неслучайно у этой песни много прообразов среди норвежских и шотландских народных песен.
Есть немало хороших исполнений песни Сольвейг, но давайте послушаем старую запись Кирстен Флагстад, сделанную в 1929 году — чуть больше, чем через 20 лет после смерти автора.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день