angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Эдвард Григ

Музыка для пьесы «Пер Гюнт»

Работая над пьесой «Пер Гюнт», Григ создал свою самую знаменитую тему — «В пещере горного короля». В этой части слушаем музыку для пьесы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Эту часть посвятим разговору о самом знаменитом сочинении Грига — музыке к пьесе Генрика Ибсена «Пер Гюнт».

🌟 Вы уже знаете, что Григ входил в круг тех, кто создавал национальное искусство, он был знаком или дружен с крупнейшими драматургами страны. «Пер Гюнт» — не единственный опыт его сотрудничества с норвежской драмой. Но именно это сочинение принесло Григу славу — хотя рождалось долго, в муках, и композитор откровенно не ждал от него ничего хорошего.

👂 Наверняка многие из вас помнят музыку «Пера Гюнта». А давайте посмотрим, что было еще. Послушайте марш из музыки к драме Бьёрнсона «Сигурд Крестоносец», написанной за два года до «Пера Гюнта». Здесь слышно, что Григ до сих пор находится во власти немецкой школы. Кто из великих немцев вам вспоминается?

Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 10 минут

🗣 А вот любопытный фрагмент из «Олафа Трюггвасона» по пьесе Бьёрнсона — так никогда и незаконченной оперы Грига. Послушайте фрагмент.

Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 12 минут

🧔 Ибсен был на поколение старше Грига. Его имя было знакомо Эдварду с детства: когда он был мальчиком, на сцене театра в Бергене уже шли смелые пьесы молодого Ибсена.

📝 Они познакомились в 1866 году в Риме в «Скандинавском клубе». Тогда Ибсен, холодный, суровый, которого сравнивали с куском льда, записал в альбоме 23-летнего Грига:

«Орфей зверей игрою усмирял
И высекал огонь из хладных скал.
Камней у нас в Норвегии немало,
А диких тварей слишком много стало.
Играй! Яви могущество свое:
Исторгни искры, истреби зверье».

📨 Вскоре по просьбе Грига Ибсен пытался помочь ему получить место театрального капельмейстера в Христиании (Осло), но безуспешно. В утешительном письме он написал пророческое: «Ваше будущее — это все же нечто большее и лучшее, чем пост капельмейстера, с Вашей стороны было бы неблагодарностью мерить столь малой меркой способности, которые Вам даны...»

💰 Однако их контакт был непостоянным. Тем интереснее, что в январе 1874 года Ибсен прислал Григу письмо с просьбой взяться за музыку к драме «Пер Гюнт», которая была уже хорошо известна и теперь готовилась к постановке в Кристиании. Ибсен пообещал солидный гонорар, который, как не раз потом подчеркивал Григ, мучившийся над партитурой, и заставил его согласиться.

🐢 Изначально премьера планировалась на осень 1874 года, но из-за длительного промедления Грига она состоялась лишь в феврале 1876 года.

Почему Григу было тошно слушать свою самую популярную музыку? Поговорим о работе над «Пером Гюнтом».

🌗 Трудно найти две более полярные личности, чем Ибсен и Григ. Первый — суровый, непроницаемый, чьи пьесы полны горечи и сатиры, в том числе очень злой; второй — открытый, романтичный, умеющий любоваться каждой мелочью в природе и человеке и с любовью их передавать в музыке. Неудивительно, что романтику Григу (хоть он и восхищался Ибсеном) было очень трудно работать над антиромантическим «Пером Гюнтом».

📕 Если вдруг вы читали пьесу, наверняка заметили, насколько она отличается от поэтичной музыки Грига. Ибсен рассказывает историю не самого приятного персонажа. Пер Гюнт, сын уважаемого человека, был авантюристом и хвастуном, бросился во все тяжкие и потерял все — дом, деньги, Родину, родных и любимых. Действие пьесы происходит в первой половине 19 века и охватывает едва ли не половину земного шара: Норвегия, марокканское побережье Средиземного моря, пустыня Сахара, Египет, США, морские просторы.

🧝‍♀️ В родной Норвегии Пер ведет себя против всех норм морали, похищает и соблазняет чужую невесту, он осужден и становится изгнанником. Из мира людей Пер попадает в мир норвежских сказок — в пещеру Доврского деда (горного короля), где встречается с троллями и соблазняет дочь короля.

⛵️ Судьбоносная встреча с Сольвейг не изменила Пера. Он продолжил странствия, сменил множество профессий: был работорговцем в США, проворачивал сделки в марокканских портах, странствовал по пустыне, пытался соблазнить дочь вождя бедуинов Анитру, попал в сумасшедший дом в Каире. Состарившись, он отправляется домой, но его корабль терпит крушение. После череды странных встреч с мистическими персонажами и философских размышлений о смысле человеческой жизни, измученный и отчаявшийся Пер приходит в свою лесную хижину и видит Сольвейг, которая до сих пор ждет его.

😠 В письме Григу Ибсен подробно расписал план постановки и желательные музыкальные номера. Но в остальном он дал полную свободу композитору. Это не облегчило задачу Грига. Он быстро написал поэтичную песню Сольвейг и наброски для Пещеры горного короля, а потом застрял. Через силу, с огромным трудом, Григ заставлял себя работать над музыкой «Пера Гюнта» и завершил ее лишь летом 1875 года. А потом еще долго переделывал, менял инструментовку и ворчал, ворчал, ворчал.

🐮 Кстати, «Пещера горного короля» Григу тоже категорически не нравилась. Он писал: «Эту музыку мне в буквальном смысле слова тошно слушать, так проникнута она коровьими блинами, „сверхнорвежством“ и „будь-сам-собой-довольством“».

👏 Тем не менее, постановка имела огромный успех, только в первую весну спектакль показали 36 раз. День премьеры назвали датой второго рождения пьесы Ибсена, а о Григе говорили как о равноправном авторе спектакля.

🤦‍♂️ Успех очень радовал Грига, но не заставил успокоиться. Он еще несколько раз переделывал полную партитуру и создал две симфонические сюиты из музыки «Пера Гюнта» — то, что мы сейчас знаем лучше всего.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Постановочные фотографии из премьерного спектакля «Пер Гюнт» 1876 года.

В роли Пера — Генрих Клаусен, Сольвейг — Тора Ханссон

Поговорим о некоторых номерах, которые Григ не включил в две знаменитые сюиты.

📑 Полная партитура к «Перу Гюнту» состоит из 23 номеров, она была опубликована уже после смерти композитора, в 1908 году. Григ использует все возможности жанра «музыки к драме»: в ней есть чисто симфонические эпизоды (вступления, антракты), танцы, мелодрамы, хоры и сольные песни.

🎶 Самые музыкальные моменты действия выделил сам Ибсен в письме композитору — сцену свадьбы, фантастические картины в пещере горного короля, смерть Осе (матери Пера), арабские пляски — и Григ с ним согласился. Но два пожелания он не стал выполнять: Ибсен хотел дать монологи Пера в 1 и 2 актах в жанре мелодрамы (декламация на фоне музыки), а 4 акт заменить симфонической картиной, изображающей странствования Пера.

8️⃣ В две знаменитые сюиты вошло лишь 8 номеров. Давайте познакомимся с некоторыми из оставшихся 15 номеров. Многие из них не уступают по красоте и поэтичности номерам сюит, а некоторые просто очень любопытны.

🎻 В конце первого акта звучат два норвежских танца — халлинг и спрингар. Сегодня они известны в фортепианных версиях, которые сам автор сделал и включил в сборники «Лирических пьес». А в пьесе их исполняет скрипач соло, изображая традиционный деревенский наигрыш на хардангерфеле — норвежской народной скрипке.

Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 3,5 минуты

😯 Во втором акте есть совершенно удивительный и неожиданный номер! Пер Гюнт встречает трех пастушек, жаждущих любви. Думаете, что услышите здесь привычные пасторальные мотивы? Включайте скорее, удивляйтесь и проанализируйте, какой композитор и какие оперы вдохновляли здесь Грига.

Аудио-пример на Ютубе

💃 В концертах часто звучат три симфонических «Норвежских танца». Они тоже из музыки к «Перу Гюнту». Напомним самый знаменитый из них, наверняка вы не раз его слышали где-то.

Аудио-пример на Ютубе

🧙‍♂️ В конце 2 акта Пера преследуют тролли (они поют!), а затем он встречается с Бейгеном (Bøyg), норвежским чудовищем, кем-то вроде великого тролля. Григ сочиняет короткие сцены, используя весь арсенал романтических музыкальных «страшилок» с тревожными тремоло струнных, уменьшенными септаккордами, страшными ударами и ночным колокольным звоном.

Аудио-пример на Ютубе

🧝‍♂️ Все знают Песню Сольвейг. Но у Пера тоже есть вокальные номера. Например, Серенада из 4 акта.

Аудио-пример на Ютубе

Последний 5 акт открывает еще одна типичная романтическая музыкальная картина — сцена морского шторма. И здесь снова слышно, что Григ был внимательным слушателем Вагнера, чьи оперы он знал и любил со времен учебы в Лейпциге.

Аудио-пример на Ютубе

🌞 Последние номера — короткий торжественный хор «О, благословенное утро», который переходит в теплую, полную любви, света и покоя финальную Колыбельную Сольвейг.

Аудио-пример на Ютубе

Завершим эту часть обсуждением самых удачных (по мнению Грига) номеров.

🤩 В 1888 году Григ собрал из музыки «Пера Гюнта» симфоническую сюиту, куда включил самостоятельные, самые успешные и удачные с его точки зрения номера. Ее впервые сыграли в Берлине в 1889 году. Успех был таким огромным, что поднялась целая волна интереса к музыке Грига и его соотечественников.

📝 В 1891 году Григ собрал вторую сюиту. Тогда же известный венский критик Эдуард Ганслик написал: «Через некоторое время „Пер Гюнт“ Ибсена если и будет жить, то лишь благодаря произведению Грига, которое... в каждом своем номере содержит больше поэзии и чувства прекрасного, чем весь пятиактный монстр Ибсена».

💎 Каждый номер сюит — жемчужина, для каждого персонажа и ситуации Григ нашел особые музыкальные средства. Они просты, но несколькими штрихами Григ мгновенно создает образ, запоминающийся раз и навсегда.

Давайте вспомним Сюиту №1 (ор. 46)

🌝 1. Утро

Сначала тему играют пасторальные флейта и гобой, их перекличка звучит на фоне мягких прозрачных аккордов. В течение минуты Григ постепенно увеличивает число инструментов, и когда с главной мелодией вступают струнные, кажется, что мы видим восход солнца.

Аудио-пример на Ютубе

⚰️ 2. Смерть Осе

Григ не мог присутствовать на репетициях и премьере «Пера Гюнта», так как за несколько месяцев до того потерял своих отца и мать. Поэтому такой пронзительной получилась сцена смерти матери Пера — Осе (или Озе). Здесь звучат только струнные инструменты. Номер целиком выдержан в стиле хорала, но Григ находит особенно щемящие сердце гармонии, способные передать всю боль и тоску человеческого сердца.

Видео-пример на Ютубе

💃 3. Танец Анитры

Прислушайтесь: танец коварной восточной красавицы Анитры, дочери бедуинского вождя, Григ пишет в жанре… мазурки. Трехдольный размер, украшение на первой доле такта — все как у Шопена. Григу важна не этнография, а образ изящной красавицы, и он передает его с помощью затейливых изгибов мелодии и легкой оркестровки, где струнные дополняет лишь звонкий тембр треугольника.

Видео-пример на Ютубе

🏔 4. В пещере горного короля

Номер построен на остинато — повторении одной и той же темы. Это огромное крещендо, где нарастание происходит за счет присоединения новых инструментов в каждом проведении темы: от пиццикато виолончелей до грандиозного tutti всего оркестра. Нехитрый прием производит колоссальный эффект, им позднее не раз пользовались композиторы, в том числе Равель в «Болеро».

Еще музыка очень изобразительна: вначале легко услышать шествие троллей, в конце — их смех.

Видео-пример на Ютубе

Сюита № 2, соч. 55

1. Жалоба Ингрид

👰 Эта музыка открывала 2 акт драмы. Григ построил ее на контрастных темах: отчаянный порыв и горькая жалоба Ингрид-невесты, которую Пер похитил из-под венца, соблазнил и бросил. Глубокое чувство этой музыки придает иную окраску грубым картинам текста Ибсена.

Аудио-пример на Ютубе

☪️ 2. Арабский танец

В отличие от «Танца Анитры» здесь Григ создает восточный колорит: пронзительный тембр флейты-пикколо и удары турецкого барабана напоминают популярную в 18 веке европейскую «музыку о Востоке» (как у Моцарта в «Похищении из сераля», например), а деревянные духовые играют мелодию в арабском духе.

Аудио-пример на Ютубе

🌊 3. Возвращение Пера Гюнта

Это сокращенный вариант симфонической картины шторма на море, о которой мы говорили выше.

❣️ 4. Песня Сольвейг

Простая песня любящей девушки — единственный номер, который не стоил композитору мук и долгого труда, а буквально вылился из его сердца в самом начале работы. В ней Григ выразил лирическую душу северного народа — неслучайно у этой песни много прообразов среди норвежских и шотландских народных песен.

Есть немало хороших исполнений песни Сольвейг, но давайте послушаем старую запись Кирстен Флагстад, сделанную в 1929 году — чуть больше, чем через 20 лет после смерти автора.

Аудио-пример на Ютубе

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;