Эдвард Григ
Песни Грига
Григ создал 180 песен, связанных с важными для него темами любви и национальной норвежской культуры. В этой части слушаем и разбираем их.
💌 Эдвард Григ в письме знакомому, 10 апреля 1869, через два года после женитьбы на Нине:
«Я не думаю, что обладаю большим талантом к созданию песен, нежели произведений какого-либо другого жанра. Как же случилось, что именно песни заняли такое исключительное место в моем творчестве? Да просто все дело в том, что я, как и прочие смертные (если верить Гете), однажды в жизни оказался гениальным. Гениальностью этой была любовь.
Я полюбил девушку с изумительным голосом и такой же изумительной манерой исполнения. Эта девушка стала моей женой и спутницей жизни, и остается ею по сей день. Она — да позволено мне будет это сказать — единственная, кто исполняет мои песни так, как, на мой взгляд, их надо исполнять».
1. Нина Хагеруп в годы замужества
2. Нина и Григ дома в Трольхаугене, 1907 (год смерти Грига)
3. 1934. Нине 89 лет
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Лебеди и черника, принцессы и сны, песни на стихи Гёте, Андерсена и Ибсена: поговорим про песни Грига.
🗣 Песенное наследие Грига — 180 песен, выходивших маленькими «альбомами» в течение жизни. Ему был очень важен песенный жанр: как связанный с Ниной, с поэзией на скандинавских языках (а значит, национальной культурой), и как идеально подходящий его таланту миниатюриста.
📝 Григ пробовал свои силы в классической Lied — немецкой песне традиции Шуберт — Шуман — Брамс, и делал это успешно, сочиняя в том числе на стихи Гете (немецкий Григ отлично знал еще со времен учебы в Лейпциге). Но в основном его наследие — песни на стихи датских и норвежских поэтов.
📚 Среди них Ханс Кристиан Андерсен, датский национальный гений, не нуждающийся в представлении, Генрик Ибсен — великий норвежский драматург, автор драмы «Пер Гюнт», музыка к которой обессмертила Грига, и поэт Бьёрнстьерне Бьёрнсон, автор слов норвежского гимна, нобелевский лауреат.
🤝 Сотрудничество с Бьёрнсоном не ограничивалось песнями: Григ создал музыку к его театральной драме, а на основе популярнейшей поэмы «Олаф Трюггвасон» о норвежском короле 10 века (скандинавском ровеснике нашего князя Владимира Святославича, крестившего Русь) начал писать то, что должно было стать национальной норвежской оперой. Правда, создав несколько сцен, Григ переключился на «Пера Гюнта» и бросил оперу, страшно разочаровав Бьёрнсона.
🏔 Песни Грига после небольшого ознакомления нельзя перепутать, например, с брамсовскими — и дело не только в фонетике языка. В них безошибочно слышна скандинавская интонация: все те же фольклорные ритмы, атмосфера простора и ясности, незамутненность диатонической (т.е. расположенной на белых клавишах) гармонии и т.д.
🦢 Как эпиграф послушайте невероятного «Лебедя» — песню на стихи Ибсена, созданную 33-летним Григом в зените его композиторских сил. Она входит в цикл «Шесть стихотворений Генрика Ибсена» ор.25. Ибсен здесь обыгрывает легенду о лебеде, поющем незадолго до смерти — возможно, метафора поэта и его искусства.
🍭 Вся песня построена на медленном эхо: попеременном мерцании двух аккордов, бесконечно перекрашивающихся — но не изысканными сложными оттенками импрессионистов, а пронзающе-ясными холодными красками. Неслучайно Дебюсси, не понимавший и не любивший Грига, назвал его «розовым леденцом в снежной обертке».
→ Поет американка Барбара Бонни, играет Антонио Паппано.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2,5 минуты
1. Ханс Кристиан Андерсен (1805 – 1875)
2. Генрик Ибсен (1828 – 1906)
3. Бьёрнстьерне Бьёрнсон (1832 – 1910) со своей женой Каролиной и чета Григов (Эдвард справа, Нина стоит)
Начнем слушать песни Грига, двигаясь в хронологическом порядке.
❤️ Ранняя жемчужина композитора — сборник из четырех песен «Мелодии сердца» на стихи Андерсена (на датском; заголовок также принадлежит поэту), сочиненный в Копенгагене в середине 60-х. Григу было 20 с небольшим, он переживал пик своего романа с Ниной. Влюбленные поженились, не объявляя об этом, и втайне же Григ подарил Нине на обручение этот опус.
👁 Послушаем два известнейших номера из «Мелодий сердца»: крошечную песню «Карие глаза» с ее учащенным пульсом и выразительным поворотом мелодии на словах «я не забуду вас никогда»...
→ Поет норвежский баритон Йоханнес Вайссер.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1 минута
🎤 … а также песню «Люблю тебя» — полутораминутный шедевр, настолько популярный, что в какой-то момент эту песню пел Фрэнк Синатра и (совершенно выдающимся образом) Муслим Магомаев.
→ Поет Барбара Бонни.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1,5 минуты
👸 «Принцесса» — песня на стихи Бьёрнсона, написанная Григом в 1871 году и опубликованная в коллективном опусе песен скандинавских композиторов. Она рассказывает о принцессе, которая слышит зов рога, доносящийся из-за пределов замка, и с испугом прислушивается к своему сердцу.
👂 Послушаем две версии: уже знакомой нам Барбары Бонни и легендарной шведской сопрано Кирстен Флагстад, которая исполняет песню с великим британцем Джеральдом Муром.
→ Поет Барбара Бонни.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
→ Поет Кирстен Флагстад.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
Солнечная «На холме Пинчо» и восхитительный романс «Сон»: продолжаем обсуждать песни Грига.
⛰ Некоторые свои песни Григ перекладывал для голоса и оркестра. Послушаем восхитительную, согретую итальянским солнцем песню «На холме Пинчо» на слова Бьёрнсона. Григ написал ее в 1870 году на волне впечатлений от римской поездки и аранжировал для оркестра четверть века спустя. В оркестровой версии, добавляющей тембрового объема, слышен Григ-колорист, с легкостью меняющий нордическую палитру на средиземноморскую.
→ Поет великая шведская сопрано Биргит Нильсон.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4,5 минуты
😴 В 1886 году 43-летний Григ ненадолго возвращается к немецкой поэзии, которая волновала его в консерваторские годы, и сочиняет свой op.48 на стихи Гете, Гейне, Уланда и других немецких поэтов. Настоящее сокровище здесь — романс «Сон» на стихи Фридриха Боденштедта. Постепенно разворачиваясь из состояния бесплотной грезы до экстаза, эта песня конгениальна лучшим находкам Брамса; и все-таки звенящий подголосок в партии фортепиано напоминает нам о скандинавской прохладе.
→ Поет американский баритон Томас Хэмпсон.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2,5 минуты.
👏 Обязательно сравните эту версию с живым исполнением Сергея Лемешева (по-русски); не пропустите бешеный взрыв оваций в конце!
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
О нелюбви Грига к оперным певцам
Послушаем единственный «сюжетный» вокальный цикл Грига.
📜 Существовала романтическая традиция объединения песен на стихи одного поэта в цикл со связным сюжетом: таковы «Прекрасная мельничиха» Шуберта или «Любовь и жизнь женщины» Шумана. У Грига тоже есть такой — единственный в наследии. Это цикл из 8 песен на стихи норвежского поэта Гарборга Арне «Девушка с гор» — зрелый опус Грига, созданный в 1895 году, когда ему было уже больше 50 лет.
💔 «Девушку с гор» можно назвать женским вариантом «Прекрасной мельничихи» Шуберта. Как и Мюллер (автор стихов, использованных некогда Шубертом), Арне был крестьянским сыном; его цикл рассказывает о простодушном ребенке природы, деревенской девочке, которая впервые переживает любовь и связанную с ней боль.
🧝♀️ Этот цикл Григ считал своей лучшей вокальной работой. Ему нравилась непосредственность стихотворений Арне и их красочность: образы гор и родников, пастбищ и зарослей черники, таинственная Haugtussa — «дева гор», волшебница, на которую намекает заголовок поэмы, и настоящая девушка с гор — наивная девочка-пастушка.
🌷 Начнем слушать цикл: «Соблазн» — песня №1, незаурядная по звукописной красоте даже для Грига: вслушайтесь в эти прельстительные звоны и журчание, щебет и эхо.
→ Поет Анне-Софи фон Оттер.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
🌳 Послушаем песню №3, «Среди черники»: лесную идиллию, в которой различим портрет главной героини. Обратите внимание на ощущение пространства, воздушного объема, «пленэра», как пишет одна из исследовательниц — в прозрачности которого иногда пробегает странная, темная тень.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/HLg_GaPsQ2eqEg
⏱ Время прослушивания: 2,5 минуты
💦 Примечательно, что в конце цикла чувство ненужной, отвергнутой любви приводит и шубертовского героя, и девочку Арне-Грига к ручью. Но если герой «Прекрасной мельничихи» размышляет о смерти и покое, который он найдет на его дне, девочка из «Девушки с гор» обращается к воде, лишь рассказывая ей свою историю и находя силы сопротивляться отчаянью: послушайте, как фантастически переплетена грустная элегия с мажорным звоном воды.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут
→ Для интереса сравните настроение этой песни с точно такой же сценой из «Прекрасной мельничихи» Шуберта, написанной 70 годами ранее. Поет Фриц Вундерлих.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3,5 минуты
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день