angle-down facebook instagram vkontakte warning

Эдвард Григ

Фортепианный концерт

Фортепианный концерт — одно из самых известных произведений Грига. В этой части послушаем его и увидим особый норвежский стиль композитора.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Скрипачка, ведущая десятка авторских курсов по классической музыке, автор книги «Полчаса музыки»

Вы слышали начало фортепианного концерта Грига, даже если вам кажется, что нет. В этой части обсудим этот хит всех времен и народов.

🙇‍♂️ Концерт был написан в 1868 году, когда Григу не исполнилось еще 25 лет. К тому моменту он закончил учебу в Лейпцигской консерватории и вернулся в Скандинавию, в единственный город, где существовала насыщенная культурная среда — в Копенгаген.

🎓 Об учебе в старейшей немецкой консерватории Григ вспоминал с неудовольствием. По его словам, он «вышел из нее таким же глупым, как поступил». Пожалуй, это некоторое преувеличение: действительно, Григу только предстояло найти неповторимый «норвежский» голос, но зерна скандинавской традиционной музыки упали на превосходно «удобренную» немецкой академической традицией почву.

🎹 Трюизмом стало сравнение григовского фортепианного концерта с шумановским, написанным 20-ю годами раньше. В Лейпциге Шуман учился у Эрнста Фердинанда Венцеля, близкого друга Шумана, и позже признавал влияние великого немца. Во время учебы юный Григ также слышал, как концерт Шумана играла его вдова Клара. Мир Шумана — юношески-нервный, пылкий романтизм с флером волшебства — действительно отзывается в концерте.

👏 Концерт Грига написан в той же тональности, что и шумановский — конечно, это осознанный жест почтения молодого мастера уже ушедшему из жизни. Похожим образом распределены в них роли солиста и оркестра в самом начале. Сравните два начала: есть общее?

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/SXI4aW6B6cTE4g
Время прослушивания: 1-3 минуты.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/KTtulLS_ksk1vw
Время прослушивания: 1-3 минуты.

🇳🇴 При этом концерт получился уникально, типично норвежским (еще коснемся этой темы). Первоначально он был посвящен Рикарду Нурдроку: молодому норвежскому композитору-патриоту, с которым Григ встретился, приехав из Лейпцига после учебы и вновь нырнув в скандинавский мир. Нурдрок был автором песни, позже ставшей гимном Норвегии, и мог бы, возможно, сделать больше на этом пути, если бы туберкулез не унес жизнь 23-летнего композитора.

🌟 Концерт был впервые сыгран в Копенгагене норвежско-немецким пианистом Эдмундом Нойпертом (ему оказалась посвящена вторая редакция; вообще, Григ сделал множество версий Концерта, оттачивая разные мелочи вплоть до смерти). Григ не смог присутствовать на премьере: он дирижировал в Христиании (Осло), где в те годы самоотверженно занимался созданием и поддержанием достойной музыкальной жизни. Концерт отлично приняли, и он сразу стал репертуарным.

📝 Через два года после создания Концерта Григ поехал в Рим, где показал эту работу великому Ференцу Листу. В письме Григ чрезвычайно подробно и очень смешно рассказывает, как Лист, окруженный свитой, с трепетом ловившей каждое его слово, сел за инструмент и сыграл Концерт, впервые видя ноты: причем и сольную партию, и оркестровую.

🙅‍♂️ Листу концерт понравился. Он предложил несколько улучшений, которые Григ принял, а годы спустя ...отменил.

1. Григ около 1870
2. Роберт Шуман
3. Рикард Нурдрок. Открытка с первыми нотами норвежского гимна («Да, мы любим этот край»). Обратите внимание на годы жизни юноши
4. 27-летний Григ (стоит), пианист Эдмунд Нойперт, игравший на премьере Концерта (слева), норвежский дирижер Йохан Свенсен (справа), 1870
5. Ференц Лист в 1870, год встречи с Григом
6. Автограф первой страницы чистовой копии концерта. Попробуйте найти знаменитое начальное трррррр литавр и ниспадающую фразу солиста

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Поговорим о музыкальных особенностях Концерта.

🔫 Концерт открывается прославленным рокотом литавр и единственной нотой всего оркестра: из нее стреляет вниз знаменитая тирада солиста.

На этой исторической записи 1975 года 88-летний Артур Рубинштейн играет Концерт в сопровождении Лондонского симфонического оркестра под управлением Андре Превина. Это «концерт без слушателей», студийная видеозапись. Открывайте видео и подсматривайте в наши подсказки с таймкодами .

⚡️ Видео-пример: yadi.sk/i/yBRZRurRpmRXtw
Время прослушивания первой части: 14 минут.

🌗 Главная тема первой части (00.27) — стопроцентный Григ. Обратите внимание на то, как эта тема очерчена, «наведена на резкость»: она ставит точку после каждой фигурки из нескольких нот. Из комбинаций таких модулей-попевок обычно состоит ткань народной музыки. Очень по-фольклорному «мелькает» в теме то мажор, то минор. Из-за этого она ускользает от эмоциональной определенности, кажется и веселой и грустной одновременно, как часто бывает в старинных песнях.

🎺 Побочная тема (02.44) по предложению Листа была переписана Григом для трубы. Спустя много лет Григ отменил это решение и вернулся к первоначальному желанию отдать ее виолончелям. В этом виде концерт и играют почти всегда.

🧊 Не пропустите оркестровую тему, завершающую экспозицию (04.26). Ее подпрыгивающий ритм, странная смесь грустной патетики и веселого танца — тоже типично северные. У множества комментаторов эта характерная интонация вызывала ассоциации с сочетанием льда, камня и солнца в природе Скандинавского полуострова.

🎼 Дальше, как полагается, звучат разработка (развитие тем) и реприза (их возврат в основной тональности). Не пропустите каденцию (10.03) — традиционный раздел перед завершением части, исполняемый только солистом в свободном, импровизационном характере. В каденциях в виртуозном переосмыслении звучат основные темы части. Слышите их?

🚆 После этой роскошной вспышки романтического пианизма кларнет (13.20) напоминает нам главную тему: первая часть подходит к концу. Обратите внимание на гобой на неожиданно подвижном, ровном пульсе (13.47), похожем на стук поезда, в самом конце части. Таким внезапным, таинственным, механическим движением иногда будут заканчиваться фортепианные концерты Рахманинова.

Продолжаем слушать фортепианный концерт Грига.

🌾 Вторая, медленная часть в редкой, изысканно-неяркой тональности ре-бемоль мажор — одно из лучших григовских откровений. Она начинается без солиста: главную тему проводит только оркестр.

🐘 Обратите внимание на валторны, играющие в этой части большую роль и напоминающие нам как о немецком образовании автора, так и о древних лурах — духовых инструментах в форме бивня мамонта, относящихся к скандинавскому бронзовому веку. Парные луры находили в курганах по всему полуострову в течение 19 столетия, и они стали национальным символом.

Видео-пример на Ютубе
Время прослушивания второй части: 7 минут.

🐦 Солист вступает с как бы «щебечущей» арабеской в 16.44. Интересно и трогательно комментирует этот момент Святослав Рихтер в дневниковой записи: «Григовский концерт я очень люблю, и всегда любил. Люблю его за суровость, мужественность, холодное, свежее веяние северного ветра, за птицу (большую зеленую) в начале фортепианной партии 2 части, поющую на высокой сосне, за полное отсутствие слащавости и за оригинальность».

Финал начинается почти без паузы после второй части. Обратите внимание на резкую отточенность каждой интонации: здесь особенно явно присутствуют мотивы северного фольклора.

Видео-пример: yadi.sk/i/yBRZRurRp
Время прослушивания: 11 минут.

🎻 Хорошо слышен «простецкий» народный аккомпанемент, а сольная партия во многом обязана хардангерфеле — маленькой, юркой деревенской скрипке, известной в традиционной культуре Норвегии с 17 века.

💃 Обратите внимание на низвергающиеся пассажи перед концом части (29.49), напоминающие о начале концерта, и на мажорную пляшущую коду (раздел-эпилог), которая венчает концерт. В звучащей затем восторженной, но по-григовски компактной теме снова слышится предвосхищение чего-то рахманиновского.

Хардангерфеле — норвежская народная скрипка. Она меньше обычной, может иметь абсолютно другой строй, часто украшается вот такими инкрустациями.

Сравним несколько записей первой части концерта. Можно послушать хотя бы по 2-3 минуты.

🇳🇴 Начнем с норвежского пианиста Лейфа Ове Андснеса, которого мы уже слушали в предыдущей части. Это 2003 год: Андснес играет с берлинскими филармониками под управлением Мариса Янсонса. Версия Андснеса — лаконичная, ясная, со звоном, романтизм тут сведен к минимуму.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/tCXYjSluO9mgtg

🇮🇹 Запись, которую нельзя пропустить, — концертная версия 1965 года легендарного итальянца Артуро Бенедетти Микеланджели с оркестром Новая Филармония под управлением Рафаэля Фрюбека де Бургоса. Микеланджели играет концерт с какой-то невообразимой стильностью, легкостью, небрежным красноречием (внимательное ухо заметит, что в открывающей тираде неуловимо смазана одна нота — но именно в данном случае нам должно быть совершенно все равно).

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/WjY1KwfUIy6TzQ

🇷🇴 Версия Дину Липатти — румынского гения, прожившего трагически короткую жизнь (он умер от рака в 33 года), была записана с оркестром Филармония (предшественником коллектива, с которым играет Микеланджели) в 1947, дирижирует Альчео Галльера. Эта трактовка — увлеченная и пронзительная, наполненная юношеским отчаяньем и задором.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/UgdEDUCbC1fGoA

🇷🇺 У Рихтера несколько записей григовского концерта. Эту, сделанную в 1974 с Национальным оперным оркестром Монте-Карло под управлением Ловро фон Маттаича, Святослав Теофилович выделял как версию, которой он доволен (мнение, звучавшее из его уст нечасто). Рихтеру здесь почти 60; он начал меньше записываться, предпочитая живые выступления, характерные для его позднего периода: непременно с музыкальным текстом перед глазами, в затемненном зале. Эта запись — настоящая магия: сочетание интеллекта и уязвимости, прозрачности и стихийной силы.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/nUPP_KsGVzIx-g

1. Лейф Ове Андснес (р. 1970)
2. Артуро Бенедетти Микеланджели (1920 –1995)
3. Дину Липатти (1917 – 1950)
4. Святослав Теофилович Рихтер (1915 – 1997)

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;