angle-down facebook instagram vkontakte warning

Эдвард Григ

Фортепианный концерт

Фортепианный концерт — одно из самых известных произведений Грига. В этой части послушаем его и увидим особый норвежский стиль композитора.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Вы слышали начало фортепианного концерта Грига, даже если вам кажется, что нет. В этой части обсудим этот хит всех времен и народов.

🙇‍♂️ Концерт был написан в 1868 году, когда Григу не исполнилось еще 25 лет. К тому моменту он закончил учебу в Лейпцигской консерватории и вернулся в Скандинавию, в единственный город, где существовала насыщенная культурная среда — в Копенгаген.

🎓 Об учебе в старейшей немецкой консерватории Григ вспоминал с неудовольствием. По его словам, он «вышел из нее таким же глупым, как поступил». Пожалуй, это некоторое преувеличение: действительно, Григу только предстояло найти неповторимый «норвежский» голос, но зерна скандинавской традиционной музыки упали на превосходно «удобренную» немецкой академической традицией почву.

🎹 Трюизмом стало сравнение григовского фортепианного концерта с шумановским, написанным 20-ю годами раньше. В Лейпциге Шуман учился у Эрнста Фердинанда Венцеля, близкого друга Шумана, и позже признавал влияние великого немца. Во время учебы юный Григ также слышал, как концерт Шумана играла его вдова Клара. Мир Шумана — юношески-нервный, пылкий романтизм с флером волшебства — действительно отзывается в концерте.

👏 Концерт Грига написан в той же тональности, что и шумановский — конечно, это осознанный жест почтения молодого мастера уже ушедшему из жизни. Похожим образом распределены в них роли солиста и оркестра в самом начале. Сравните два начала: есть общее?

Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 1-3 минуты.

Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 1-3 минуты.

🇳🇴 При этом концерт получился уникально, типично норвежским (еще коснемся этой темы). Первоначально он был посвящен Рикарду Нурдроку: молодому норвежскому композитору-патриоту, с которым Григ встретился, приехав из Лейпцига после учебы и вновь нырнув в скандинавский мир. Нурдрок был автором песни, позже ставшей гимном Норвегии, и мог бы, возможно, сделать больше на этом пути, если бы туберкулез не унес жизнь 23-летнего композитора.

🌟 Концерт был впервые сыгран в Копенгагене норвежско-немецким пианистом Эдмундом Нойпертом (ему оказалась посвящена вторая редакция; вообще, Григ сделал множество версий Концерта, оттачивая разные мелочи вплоть до смерти). Григ не смог присутствовать на премьере: он дирижировал в Христиании (Осло), где в те годы самоотверженно занимался созданием и поддержанием достойной музыкальной жизни. Концерт отлично приняли, и он сразу стал репертуарным.

📝 Через два года после создания Концерта Григ поехал в Рим, где показал эту работу великому Ференцу Листу. В письме Григ чрезвычайно подробно и очень смешно рассказывает, как Лист, окруженный свитой, с трепетом ловившей каждое его слово, сел за инструмент и сыграл Концерт, впервые видя ноты: причем и сольную партию, и оркестровую.

🙅‍♂️ Листу концерт понравился. Он предложил несколько улучшений, которые Григ принял, а годы спустя ...отменил.

1. Григ около 1870
2. Роберт Шуман
3. Рикард Нурдрок. Открытка с первыми нотами норвежского гимна («Да, мы любим этот край»). Обратите внимание на годы жизни юноши
4. 27-летний Григ (стоит), пианист Эдмунд Нойперт, игравший на премьере Концерта (слева), норвежский дирижер Йохан Свенсен (справа), 1870
5. Ференц Лист в 1870, год встречи с Григом
6. Автограф первой страницы чистовой копии концерта. Попробуйте найти знаменитое начальное трррррр литавр и ниспадающую фразу солиста

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Поговорим о музыкальных особенностях Концерта.

🔫 Концерт открывается прославленным рокотом литавр и единственной нотой всего оркестра: из нее стреляет вниз знаменитая тирада солиста.

На этой исторической записи 1975 года 88-летний Артур Рубинштейн играет Концерт в сопровождении Лондонского симфонического оркестра под управлением Андре Превина. Это «концерт без слушателей», студийная видеозапись. Открывайте видео и подсматривайте в наши подсказки с таймкодами .

Видео-пример на Ютубе
Время прослушивания первой части: 14 минут.

🌗 Главная тема первой части (00.27) — стопроцентный Григ. Обратите внимание на то, как эта тема очерчена, «наведена на резкость»: она ставит точку после каждой фигурки из нескольких нот. Из комбинаций таких модулей-попевок обычно состоит ткань народной музыки. Очень по-фольклорному «мелькает» в теме то мажор, то минор. Из-за этого она ускользает от эмоциональной определенности, кажется и веселой и грустной одновременно, как часто бывает в старинных песнях.

🎺 Побочная тема (02.44) по предложению Листа была переписана Григом для трубы. Спустя много лет Григ отменил это решение и вернулся к первоначальному желанию отдать ее виолончелям. В этом виде концерт и играют почти всегда.

🧊 Не пропустите оркестровую тему, завершающую экспозицию (04.26). Ее подпрыгивающий ритм, странная смесь грустной патетики и веселого танца — тоже типично северные. У множества комментаторов эта характерная интонация вызывала ассоциации с сочетанием льда, камня и солнца в природе Скандинавского полуострова.

🎼 Дальше, как полагается, звучат разработка (развитие тем) и реприза (их возврат в основной тональности). Не пропустите каденцию (10.03) — традиционный раздел перед завершением части, исполняемый только солистом в свободном, импровизационном характере. В каденциях в виртуозном переосмыслении звучат основные темы части. Слышите их?

🚆 После этой роскошной вспышки романтического пианизма кларнет (13.20) напоминает нам главную тему: первая часть подходит к концу. Обратите внимание на гобой на неожиданно подвижном, ровном пульсе (13.47), похожем на стук поезда, в самом конце части. Таким внезапным, таинственным, механическим движением иногда будут заканчиваться фортепианные концерты Рахманинова.

Продолжаем слушать фортепианный концерт Грига.

🌾 Вторая, медленная часть в редкой, изысканно-неяркой тональности ре-бемоль мажор — одно из лучших григовских откровений. Она начинается без солиста: главную тему проводит только оркестр.

🐘 Обратите внимание на валторны, играющие в этой части большую роль и напоминающие нам как о немецком образовании автора, так и о древних лурах — духовых инструментах в форме бивня мамонта, относящихся к скандинавскому бронзовому веку. Парные луры находили в курганах по всему полуострову в течение 19 столетия, и они стали национальным символом.

Видео-пример на Ютубе
Время прослушивания второй части: 7 минут.

🐦 Солист вступает с как бы «щебечущей» арабеской в 16.44. Интересно и трогательно комментирует этот момент Святослав Рихтер в дневниковой записи: «Григовский концерт я очень люблю, и всегда любил. Люблю его за суровость, мужественность, холодное, свежее веяние северного ветра, за птицу (большую зеленую) в начале фортепианной партии 2 части, поющую на высокой сосне, за полное отсутствие слащавости и за оригинальность».

Финал начинается почти без паузы после второй части. Обратите внимание на резкую отточенность каждой интонации: здесь особенно явно присутствуют мотивы северного фольклора.

Видео-пример на Ютубе
Время прослушивания: 11 минут.

🎻 Хорошо слышен «простецкий» народный аккомпанемент, а сольная партия во многом обязана хардангерфеле — маленькой, юркой деревенской скрипке, известной в традиционной культуре Норвегии с 17 века.

💃 Обратите внимание на низвергающиеся пассажи перед концом части (29.49), напоминающие о начале концерта, и на мажорную пляшущую коду (раздел-эпилог), которая венчает концерт. В звучащей затем восторженной, но по-григовски компактной теме снова слышится предвосхищение чего-то рахманиновского.

Хардангерфеле — норвежская народная скрипка. Она меньше обычной, может иметь абсолютно другой строй, часто украшается вот такими инкрустациями.

Сравним несколько записей первой части концерта. Можно послушать хотя бы по 2-3 минуты.

🇳🇴 Начнем с норвежского пианиста Лейфа Ове Андснеса, которого мы уже слушали в предыдущей части. Это 2003 год: Андснес играет с берлинскими филармониками под управлением Мариса Янсонса. Версия Андснеса — лаконичная, ясная, со звоном, романтизм тут сведен к минимуму.

Аудио-пример на Ютубе

🇮🇹 Запись, которую нельзя пропустить, — концертная версия 1965 года легендарного итальянца Артуро Бенедетти Микеланджели с оркестром Новая Филармония под управлением Рафаэля Фрюбека де Бургоса. Микеланджели играет концерт с какой-то невообразимой стильностью, легкостью, небрежным красноречием (внимательное ухо заметит, что в открывающей тираде неуловимо смазана одна нота — но именно в данном случае нам должно быть совершенно все равно).

Аудио-пример на Ютубе

🇷🇴 Версия Дину Липатти — румынского гения, прожившего трагически короткую жизнь (он умер от рака в 33 года), была записана с оркестром Филармония (предшественником коллектива, с которым играет Микеланджели) в 1947, дирижирует Альчео Галльера. Эта трактовка — увлеченная и пронзительная, наполненная юношеским отчаяньем и задором.

Аудио-пример на Ютубе

🇷🇺 У Рихтера несколько записей григовского концерта. Эту, сделанную в 1974 с Национальным оперным оркестром Монте-Карло под управлением Ловро фон Маттаича, Святослав Теофилович выделял как версию, которой он доволен (мнение, звучавшее из его уст нечасто). Рихтеру здесь почти 60; он начал меньше записываться, предпочитая живые выступления, характерные для его позднего периода: непременно с музыкальным текстом перед глазами, в затемненном зале. Эта запись — настоящая магия: сочетание интеллекта и уязвимости, прозрачности и стихийной силы.

Аудио-пример на Ютубе

1. Лейф Ове Андснес (р. 1970)
2. Артуро Бенедетти Микеланджели (1920 –1995)
3. Дину Липатти (1917 – 1950)
4. Святослав Теофилович Рихтер (1915 – 1997)

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;