Гуманизм эпохи Возрождения
Гуманистический активизм
Гуманисты призывают человека активно и свободно реализовывать себя во всех сферах жизни. Узнаем, как они меняли отношение к политике и религии и рассуждали о свободе воли.
💁🏻♂️ Никколо Макиавелли (1469–1527) — один из первых философов эпохи Ренессанса, кто попытался сделать все выводы из концепции гуманистического активизма* и отделить политику от религии и морали. Его девиз: «Сначала жить, потом философствовать».
*На примере искусства и этики мы видели, что гуманисты Возрождения призывают человека жить своей собственной жизнью, активно и свободно реализовывать себя во всех сферах жизни. Эта концепция получила название «гуманистический активизм».
✍️ Макиавелли занимал ряд государственных постов во Флоренции. Большинство произведений он написал после ареста в период высылки в свое поместье — это случилось в 1512 году, когда ко власти снова вернулась партия Медичи, противником которых он был. Тем не менее благо Флоренции ему было дороже, чем личная судьба.
📗 Свой главный трактат «Государь» Макиавелли адресует Лоренцо Медичи как наставление о том, как надо делать реальную политику в новую эпоху.
Каким должен быть современный правитель?
⚔️ Прежде всего, настоящий государь должен быть активным и доблестным. <Под доблестью (virtu) Макиавелли понимает сильную волю, основанную на трезвом разуме, устремленную к большим целям. Полная реализация virtu — дело почти неосуществимое, его добивались лишь немногие выдающиеся люди. Большинство же выбирает средние пути, которые часто губительны.
🙌 Сильный государь не ждет милостей от фортуны, он сам стремится подчинить ее своим целям: «Фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим». Более того, Макиавелли говорит, что «фортуна — женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать».
🦁 Как лев и лисица. Мудрый правитель не должен быть моральным эталоном или рыцарем веры. Скорее он должен сочетать в себе и в своих действиях качества льва, способного расправиться с любым из врагов, и лисицы, способной провести самого изощренного хитреца.
⚖️ Государь должен по возможности не удаляться от добра, но при необходимости не чураться и зла. Если к тому подталкивает необходимость и интересы государства, в политике можно нарушать обещания и прибегать к жестоким, решительным мерам. При этом нужно помнить главное правило: добро необходимо творить небольшими порциями, но постоянно, а зло — редко, но сразу и целиком.
1. Санти ди Тито. Портрет Никколо Макиавелли, вторая половина 16 века
2. Трактат «Государь» 1532 года издания
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Одним из первых итальянский гуманизм на немецкую почву перенес Эразм Роттердамский (1469–1536).
🧠 Эразм Роттердамский стремился рационализировать христианство, согласовать религиозные убеждения со здравым смыслом: для религиозного сознания достаточно тех оснований, которые нам дает внутренний опыт, а догматы и умозрительные спекуляции совершенно не нужны.
📘 В своем трактате «Похвала глупости» Эразм едко высмеивает отвлеченное мышление и предрассудки:
🗣 «В человеческом обществе все полно глупости, все делается дураками и среди дураков».
🙅🏻♂️ Вместе с тем, он предостерегает разум от притязаний на познание абсолютной истины. «Похвала глупости» направлена не только против окостеневших религиозных и социальных установлений, но также чрезмерного самодовольства разума. Разум — только часть нашей жизни, и прожить ее нужно так, чтобы не приносить в жертву разуму чего-то более ценного.
💪 В качестве одной из важнейших ценностей Эразм отстаивает свободу воли. В работе «О свободной воле» он пишет, что вера в предопределение основана на теологии и метафизике. В реальной жизни, если речь идет о нравственном сознании и о моральной ответственности, отрицать свободу воли невозможно.
1. Гравюра Альбрехта Дюрера. Эразм Роттердамский, 1526
2-5. Прижизненное издание «Похвалы глупости» с рисунками Ганса Гольбейна, 1515
6.Мост Эразма в Роттердаме
В вопросе свободы воли с Эразмом Роттердамским полемизирует Мартин Лютер (1483–1546).
💁🏻♂️ Мартин Лютер — немецкий теолог, инициатор Реформации, движения, направленного на реформирование католической церкви, основатель протестантизма.
💫 Лютер отстаивает идею об абсолютном предопределении к спасению: одним суждено гореть в Аду, другим суждено спастись. Мартин Лютер считал, что предопределен не столько внешний финал, сколько исход внутренней духовной борьбы в душе каждого человека. Но поскольку никто не знает, к чему он предопределен, мы должны изо всех сил стараться жить по-божески и надеяться без каких-либо гарантий. Глупо требовать от Бога вознаграждения за наши добрые поступки, будто он нам что-то должен.
Посмотрим на основные идеи Лютера, ставшие основой Реформации 👇
🙏 Человек спасается только верой (sola fide — только верой). Ему не нужны толкователи Священного Писания — все сказанное там нужно понимать предельно буквально и пропускать через свою душу. Не нужны наставники и исповедники, не нужны молитвы. Добрые дела и молитвы без искренней веры мертвы.
🕊 Человеку не нужны посредники в общении с Богом. Разделение людей на священников и мирян нелепо. Теперь любое помещение, где есть Библия и распятие — храм; любой, читающий Библию прихожанам — священник.
💒 Притязания церкви быть выше государства ложны. У нее нет никакой особой духовной власти, власть над душами принадлежит Богу, а не священникам. Они не имеют права продавать от имени Бога индульгенции и отпускать грехи.
👆 Когда в 1521 году император Карл V обязал Лютера отречься, он ответил «на том стою и не могу иначе», ему пришлось скрыться на год в замке Вартбург. В это время появились новые лидеры Реформации, которые продолжили дело Лютера — Цвингли и Карлштадт, позже к ним присоединился французский теолог Кальвин.
1. Портрет Мартина Лютера в Вартбурге, Лукас Кранах Старший, 1521
2. Замок Вартбург на открытке конца 19 века
3. Комната, в которой работал Мартин Лютер в Вартбурге
4. Мартин Лютер выступает с проповедью. Фрагмент одного из барельефов, украшающих памятник в Вормсе
5. Монумент Мартина Лютера на почтовой открытке 1903 года
Кому принадлежит время в эпоху Возрождения?
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день