Гуманизм эпохи Возрождения
Гуманистическая этика
Философы отказываются от идеи первородного греха, из-за которого человек должен страдать, и выдвигают новые требования — направленные на совершенствование и наслаждение. Обсудим подробнее.
💁🏻♂️ Понятие «гуманизм» происходит от латинского слова humanitas — человечность. Слово это было придумано еще Цицероном, для латинского уха оно звучало непривычно —примерно как для нас сегодня «лошадность» или «крольчатность». По мысли Цицерона, человечность (чем бы она ни была) — это главное, что унаследовали римляне от великой культуры греков. Но это непонятное слово надо было наполнять каким-то смыслом, и философы Возрождения решили этим заняться. Они отказываются от концепции первородного греха.
🍎 Вот как писал о первородном грехе Петрарака 👇
🗣 «От греха одного не гибнет слава другого...»
🗣 «До рождения ты ничего не заслужил — ни славы, ни бесчестия».
🗣 «...Конечно, все рождаются в грехе. Старайся не прибавить (к этому греху) более тяжких, хотя очищение есть и от них».
🗣 «А тот первый грех часто смывается на самом пороге жизни и ослепительная чистота наполняет душу».
💒 Важно отметить, что это новое понимание человека, его воли и судьбы уходит корнями не в Античность, а в дискуссии средневековых схоластов, в особенности номиналистического направления. Так, в частности, французские средневековые философы Жан Буридан, Николай Орем и Николай из Отрекура в своих трудах обосновывали примат воли человека над его естеством и подчеркивали реальность уникального, индивидуального в противовес общему, родовому. Единичный человек оказывается не менее важен для них в своей неповторимости, чем общие интеллектуальные понятия и моральные добродетели. От этих рассуждений было рукой подать до идеи уникальности отдельной личности и вытекающего из этой уникальности признания ее безусловной ценности.
⚡️ Средневековый идеал жертвы vs совершенствование земного бытия. Развивая эти идеи, Петрарка пишет книгу «Искусство жизни», в которой средневековому идеалу жертвы и упованию на воздаяние в загробной жизни противопоставляются ценности культурного аристократизма, заключающиеся в совершенствовании земного бытия при помощи гуманитарных наук и искусств.
Основные добродетели гуманистической этики Возрождения.
Этика ренессансного гуманизма наполняет понятие человека новым позитивным смыслом, выделяя 5 главных добродетелей 👇
1️⃣🦾 Доблесть (virtu). Если в Средние века господствовало христианское представление о добродетели как заслуге чисто духовной жизни, то мыслители Возрождения перенесли добродетель на почву реальной деятельной жизни, требуя от человека-творца наивысшего духовного и волевого напряжения, которое Джордано Бруно называл «героический энтузиазм».
✍️ Петрарка о доблести:
🗣 «Доблесть даст тебе крылья».
🗣 «Доблесть проявляется не в том, что уже сделано, но в том, что должно быть сделано».
🗣 «Она никогда не успокаивается, всегда находится в действии и всегда, словно перед началом боя, держит оружие наготове».
2️⃣🎨 Творческая свобода и проактивность. Одной из основ гуманизма было восхваление человеческого творчества. Если в Средние века был только один Творец — Бог, то теперь укрепляется идея о том, что и человек в творчестве может уподобиться Богу. Более того, мир, сотворенный Богом, иногда рассматривается гуманистами лишь как материал для творчества человека, и только человек своим трудом придает творениям Бога образ совершенства.
3️⃣🎩 Благородство (nobilitatis). Работы с названием «О благородстве» писали Верджерио, Браччолини, Манетти и другие авторы. Деление на «благородных» и «неблагородных» было в те времена очень значимым: звание «благородный» давало определенное положение в обществе, открывало многие двери, например, давало право добиваться руки знатной девушки, занимать почетные должности и так далее.
✍️ Петрарка о благородстве:
🗣 «Благородство не извне приходит, но исходит от собственной добродетели».
🗣 «...Это ваше благородство — всего лишь некий блеск и пустое чванство, выдуманное людской глупостью и тщеславием».
🗣 «Я (сам) одобряю взгляд стоиков, который кажется мне наиболее верным: благородство рождается из одной лишь добродетели».
4️⃣⚖️ Гражданственность (civicism). В отличие от Средних веков итальянские гуманисты, еще осознающие себя наследниками римских государственных деятелей, призывали проявлять доблесть не только в духовной жизни, в борьбе с собственными пороками, но и на поприще гражданской жизни — со рвением и усердием стремясь к благу государства.
Образцами такой деятельной добродетели-доблести в гражданской жизни стали канцлеры-гуманисты Флорентийской республики — Леонардо Бруни и Колюччо Салютати, за 30 лет канцлерства воспитавшие целую плеяду блистательных гуманистов.
5️⃣🌹 Стремление к бессмертию. Гуманисты считали бесчеловечным средневековое представление об Аде и Рае. Античное понимание бессмертия было им более близко: бессмертно в человеке только то, что и при жизни было неподвластно времени и временному — напряженное, героическое стремление к Истине, Благу, Красоте. Гуманисты подчеркивали, что только напряженное устремление могло «кристаллизовать» в сердце человека лучи Божественного Света.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Как можно совместить философию эпикуреизма с христианством? Итальянский гуманист Лоренцо Валла осмелился это сделать.
💁🏻♂️ Лоренцо Валла (1407–1457) привносит в ренессансный гуманизм темы естественной телесности и чувственных наслаждений. В своей главной работе «Об истинном и ложном благе» он пытается соединить христианское учение с эпикуреизмом. Осуждая крайности аскетизма и гедонизма, он воспевает здоровые и чувственные наслаждения.
🍇 Валла называет наслаждение единственным подлинным благом, ссылаясь на Эпикура и Лукреция. Глупо отрицать плоть и подвергать ее всю жизнь насильственному «усмирению». По мнению Валлы, истинное христианство не имеет ничего общего с аскетизмом: Творец создал в мире столько возможностей для наслаждения, что «Провидение Божье было скорее эпикурейским». Жизнь полна удивительных переживаний и надо спешить наслаждаться ими: «Почему у меня только пять чувств, а не пятьдесят или пятьсот!» — восклицает Валла.
👍 Добродетель у Валлы имеет совсем иной смысл, чем у стоиков или в христианстве. Поскольку главная ценность для всего живого — сохранение своей индивидуальности, то «добродетель» есть то, что приносит пользу индивидуальности. Поэтому, например, самопожертвование бессмысленно.
🗣 «Даже Богу нельзя служить без надежды на вознаграждение».
➡️ Гуманистический эпикуреизм Лоренцо Валлы сыграл большую роль в становлении концепции homo universale — «универсального человека», естественно и всесторонне развивающейся личности, совершенной по своим задаткам.
Плифон во Флоренции: как неоплатонизм покорил умы итальянцев
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
3800₽ 1900₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день