angle-down facebook instagram vkontakte warning

Гуманизм эпохи Возрождения

Гуманистическая этика

Философы отказываются от идеи первородного греха, из-за которого человек должен страдать, и выдвигают новые требования — направленные на совершенствование и наслаждение. Обсудим подробнее.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

💁🏻‍♂️ Понятие «гуманизм» происходит от латинского слова humanitas — человечность. Слово это было придумано еще Цицероном, для латинского уха оно звучало непривычно —примерно как для нас сегодня «лошадность» или «крольчатность». По мысли Цицерона, человечность (чем бы она ни была) — это главное, что унаследовали римляне от великой культуры греков. Но это непонятное слово надо было наполнять каким-то смыслом, и философы Возрождения решили этим заняться. Они отказываются от концепции первородного греха.

🍎 Вот как писал о первородном грехе Петрарака 👇

🗣 «От греха одного не гибнет слава другого...»

🗣 «До рождения ты ничего не заслужил — ни славы, ни бесчестия».

🗣 «...Конечно, все рождаются в грехе. Старайся не прибавить (к этому греху) более тяжких, хотя очищение есть и от них».

🗣 «А тот первый грех часто смывается на самом пороге жизни и ослепительная чистота наполняет душу».

💒 Важно отметить, что это новое понимание человека, его воли и судьбы уходит корнями не в Античность, а в дискуссии средневековых схоластов, в особенности номиналистического направления. Так, в частности, французские средневековые философы Жан Буридан, Николай Орем и Николай из Отрекура в своих трудах обосновывали примат воли человека над его естеством и подчеркивали реальность уникального, индивидуального в противовес общему, родовому. Единичный человек оказывается не менее важен для них в своей неповторимости, чем общие интеллектуальные понятия и моральные добродетели. От этих рассуждений было рукой подать до идеи уникальности отдельной личности и вытекающего из этой уникальности признания ее безусловной ценности.

⚡️ Средневековый идеал жертвы vs совершенствование земного бытия. Развивая эти идеи, Петрарка пишет книгу «Искусство жизни», в которой средневековому идеалу жертвы и упованию на воздаяние в загробной жизни противопоставляются ценности культурного аристократизма, заключающиеся в совершенствовании земного бытия при помощи гуманитарных наук и искусств.

Основные добродетели гуманистической этики Возрождения.

Этика ренессансного гуманизма наполняет понятие человека новым позитивным смыслом, выделяя 5 главных добродетелей 👇

1️⃣🦾 Доблесть (virtu). Если в Средние века господствовало христианское представление о добродетели как заслуге чисто духовной жизни, то мыслители Возрождения перенесли добродетель на почву реальной деятельной жизни, требуя от человека-творца наивысшего духовного и волевого напряжения, которое Джордано Бруно называл «героический энтузиазм».

✍️ Петрарка о доблести:

🗣 «Доблесть даст тебе крылья».

🗣 «Доблесть проявляется не в том, что уже сделано, но в том, что должно быть сделано».

🗣 «Она никогда не успокаивается, всегда находится в действии и всегда, словно перед началом боя, держит оружие наготове».

2️⃣🎨 Творческая свобода и проактивность. Одной из основ гуманизма было восхваление человеческого творчества. Если в Средние века был только один Творец — Бог, то теперь укрепляется идея о том, что и человек в творчестве может уподобиться Богу. Более того, мир, сотворенный Богом, иногда рассматривается гуманистами лишь как материал для творчества человека, и только человек своим трудом придает творениям Бога образ совершенства.

3️⃣🎩 Благородство (nobilitatis). Работы с названием «О благородстве» писали Верджерио, Браччолини, Манетти и другие авторы. Деление на «благородных» и «неблагородных» было в те времена очень значимым: звание «благородный» давало определенное положение в обществе, открывало многие двери, например, давало право добиваться руки знатной девушки, занимать почетные должности и так далее.

✍️ Петрарка о благородстве:

🗣 «Благородство не извне приходит, но исходит от собственной добродетели».

🗣 «...Это ваше благородство — всего лишь некий блеск и пустое чванство, выдуманное людской глупостью и тщеславием».

🗣 «Я (сам) одобряю взгляд стоиков, который кажется мне наиболее верным: благородство рождается из одной лишь добродетели».

4️⃣⚖️ Гражданственность (civicism). В отличие от Средних веков итальянские гуманисты, еще осознающие себя наследниками римских государственных деятелей, призывали проявлять доблесть не только в духовной жизни, в борьбе с собственными пороками, но и на поприще гражданской жизни — со рвением и усердием стремясь к благу государства.

Образцами такой деятельной добродетели-доблести в гражданской жизни стали канцлеры-гуманисты Флорентийской республики — Леонардо Бруни и Колюччо Салютати, за 30 лет канцлерства воспитавшие целую плеяду блистательных гуманистов.

5️⃣🌹 Стремление к бессмертию. Гуманисты считали бесчеловечным средневековое представление об Аде и Рае. Античное понимание бессмертия было им более близко: бессмертно в человеке только то, что и при жизни было неподвластно времени и временному — напряженное, героическое стремление к Истине, Благу, Красоте. Гуманисты подчеркивали, что только напряженное устремление могло «кристаллизовать» в сердце человека лучи Божественного Света.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Как можно совместить философию эпикуреизма с христианством? Итальянский гуманист Лоренцо Валла осмелился это сделать.

💁🏻‍♂️ Лоренцо Валла (1407–1457) привносит в ренессансный гуманизм темы естественной телесности и чувственных наслаждений. В своей главной работе «Об истинном и ложном благе» он пытается соединить христианское учение с эпикуреизмом. Осуждая крайности аскетизма и гедонизма, он воспевает здоровые и чувственные наслаждения.

🍇 Валла называет наслаждение единственным подлинным благом, ссылаясь на Эпикура и Лукреция. Глупо отрицать плоть и подвергать ее всю жизнь насильственному «усмирению». По мнению Валлы, истинное христианство не имеет ничего общего с аскетизмом: Творец создал в мире столько возможностей для наслаждения, что «Провидение Божье было скорее эпикурейским». Жизнь полна удивительных переживаний и надо спешить наслаждаться ими: «Почему у меня только пять чувств, а не пятьдесят или пятьсот!» — восклицает Валла.

👍 Добродетель у Валлы имеет совсем иной смысл, чем у стоиков или в христианстве. Поскольку главная ценность для всего живого — сохранение своей индивидуальности, то «добродетель» есть то, что приносит пользу индивидуальности. Поэтому, например, самопожертвование бессмысленно.

🗣 «Даже Богу нельзя служить без надежды на вознаграждение».

➡️ Гуманистический эпикуреизм Лоренцо Валлы сыграл большую роль в становлении концепции homo universale — «универсального человека», естественно и всесторонне развивающейся личности, совершенной по своим задаткам.

Лоренцо Валла (1407–1457)

Плифон во Флоренции: как неоплатонизм покорил умы итальянцев

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5400₽ 2700₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;