Гуманизм эпохи Возрождения
Искусство как предназначение
Искусство Ренессанса — не просто творчество, а высшая миссия человека. Узнаем, о чем размышляли и как творили главные таланты того времени.
✍️ Родиной Возрождения считается Северная Италия, а точнее — Флоренция. Еще в позднее Средневековье Флоренция дала миру двух великих поэтов — Данте и Петрарку. Они во многом предвосхитили идеи и ценности новой эпохи.
👹 Данте Алигьери (1265-1321) в «Божественной комедии» изображает все еще средневековую картину мира (вместо объективного пространства и времени мы видим там блуждание души в пространстве ценностей: что важнее, то и раньше, и ближе). Но вместе с тем он зовет человека к подвигу и доблести не ради отвлеченного Бога, но ради божественной Любви, символом которой для него выступает его тайная возлюбленная Беатриче.
💪 Один из главных мотивов «Комедии» — призыв к активной деятельности на земном поприще. Бездеятельных у Данте не впускает даже Ад, и они после смерти молят о смерти, но обречены вечно брести по месиву из собственной крови, слез и поедающих все это червей.
Без трудностей и славы нет в веках;
Проспишь свой час — и вот пропал бесследно,
Как пена волн, как ветер в облаках.
Бездействие бессмысленно и вредно.
Встань, человек, усталость отведи
И, с мужеством, которое победно
Влечет к борьбе, вослед за мной иди.
1. Джорджо Вазари, «Вид Флоренции», 1558
2. Андреа Бонайути, фреска «Триумф Церкви», 1360-e
3. Санта-Мария-дель-Фьоре в том виде, в котором она фигурирует в «Кодексе Рустичи» 15 века, хранящемся в Архепископской семинарии
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Давайте узнаем, к каким темам в своем творчестве обращался еще один великий поэт эпохи Возрождения — Франческо Петрарка.
📜 Франческо Петрарка (1304–1374) — первый поэт общеевропейской известности, к которому прислушивались папы и короли. Как и Данте, он был изгнан из Флоренции во время борьбы политических партий гвельфов и гибеллинов.
📌 В своих произведениях Петрарка положил начало всем направлениям ранней гуманистической литературы с ее глубоким интересом ко всем сторонам внутренней жизни человека. Критически относясь к современности, Петрарка заглядывает в далекое прошлое и пытается найти в древней литературе основание и опору для выработки нового миросозерцания и оправдания новых потребностей.
💌 Петрарка впервые стал писать поэтические произведения на итальянском, а не на латыни. Стихи, посвященные Лауре, сильно тронули современников своей искренностью и глубиной и повлияли на мировосприятие последующих поколений.
🗣 «Коль души влюблены, им нет пространств; земные перемены что значат им? Они, как ветр, вольны».
1. Данте на фреске виллы Кардуччо работы Андреа дель Кастаньо, 1450
2. Петрарка на фреске виллы Кардуччо работы Андреа дель Кастаньо, 1450
3. Данте и его «Божественная Комедия», Доменико ди Микелино, 1465
Поговорим о главных художниках эпохи Возрождения Микеланджело Буонаротти и Леонардо да Винчи.
🎨 Художники эпохи Возрождения остро чувствовали свою несоизмеримость с повседневной размеренной жизнью. Их как будто разрывало изнутри из-за противоречий между грандиозными духовными свершениями и укорененностью в материальной мирской жизни.
⛅️ Микеланджело: голова в облаках, ноги в пыли. Микеланджело Буонаротти (1475–1564) выражает этот трагический титанизм в очень странном поэтическом образе великана, который упирается головой в облака, но ногами стоит в пыли, и при этом единственный глаз его находится именно на пятке, так что он обречен постоянно видеть низменную основу своих самых возвышенных дерзновений.
Есть исполин: он ростом столь высок,
Что человек очам его не явлен,
И уж не раз стопою этих ног
Был целый город сплющен и раздавлен;
Но все же неба тронуть он не смог,
Хоть башен строй был к солнцу им направлен,
Зане на весь его огромный стан
Один есть зрак — и тот лишь пятке дан.
Он видит то, что ползает в пыли,
А теменем равняется с звездами;
И за два дня б измерить не могли
Мы ног его, покрытых волосами;
Теплу ли, стуже ль сроки подошли,
Он всякими скучает временами;
И как челом он к небу льнет в упор,
Так и ступней он выше высей гор.
1. Портрет Микеланджело, Даниэле да Вольтерра, ок. 1544
2. Давид, Микеланджело, 1501–1504
3. Страшный суд, Микеланджело, 1537–1541
В итальянском Возрождении была очень популярна идея полиматии, которую Леон Баттиста Альберти (1404–1472) выразил словами: «Человек может делать все что угодно, если захочет».
🙌 Полиматом называют «универсального человека» — того, кто обладает очень разносторонними талантами и интересами, добиваясь успеха во всех областях своей деятельности.
👨🏻🎨 Леонардо да Винчи (1452–1519) — яркий пример полимата. Он известен как живописец, скульптор, архитектор, анатом, естествоиспытатель, изобретатель, писатель, мастер игры на лире. Когда в суде Милана слушалось его дело, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник.
🖼 В искусстве Леонардо требовал от художника максимальной точности, детального знания внутреннего устройства изображаемых предметов. Чтобы научиться профессионально изображать человека, Леонардо изучал пифагорейскую математику и усовершенствовал систему пропорций человеческого тела — она отражена на знаменитой гравюре «Витрувианский человек». Для понимания внутреннего устройства человеческого тела Леонардо тайно посещал анатомические вскрытия, в те времена подобная практика была запрещена и осуждалась церковью.
🦵 Леонардо предложил метод «одевания». Изображая человека, он советовал сначала мысленно увидеть его скелет, схватить анатомические пропорции с помощью математики («золотое сечение»), затем «одеть» скелет мышцами, передавая динамику позы их напряжением, после этого облечь человека в кожу, с точностью до каждой морщинки, каждого волоска. После чего можно уже изображать одежду и вуаля — портрет готов!
💡 Леонардо предвосхищает принципы новой европейской науки — опору на опыт и математику за сто лет до Бэкона и Галилея 👇
🗣 «Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и заканчивающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности».
1. Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи, 1510–1515
2. Тайная вечеря, Леонардо да Винчи, 1498
3. Леонардо да Винчи, Витрувианский человек, 1490–1492
Пико делла Мирандола о свободе и творчестве как космической миссии человека
Анастасия Мамаева об искусстве эпохи Возрождения
1. Пьерро делла Франческа. Благовещение. Часть полиптиха Св. Антония, 1470-е
2. Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, 1495–98
3. Пьеро делла Франческа. Портрет Сиджизмондо Малатеста, 1451
4. Гирландайо. Джованна Торнабуони, 1488
5. Рафаэль. Портрет Маддалены Дони, 1506
6. Сандро Боттичелли. Рождение Венеры, 1486
7. Сандро Боттичелли. Весна (Примавера), 1485
8. Рафаэль. Автопортрет, 1504–1506
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день