angle-down facebook instagram vkontakte warning

Гуманизм эпохи Возрождения

Пантеизм: почему Бога видели во всем

В эпоху Возрождения философы считают, что Бог и мир — это единое целое. Поговорим о идеях Николая Кузанского и Джордано Бруно и узнаем, как они повлияли на философов будущего.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике

💁🏻‍♂️ Николай Кузанский или Кузанец (1401–1464) — католический кардинал, неоплатоник, один из самых ярких представителей философии Возрождения. В его работах, самой важной из которых является трактат «Об ученом незнании», переплетаются сократовская диалектика и пифагорейская математика, платоническое учение о Едином и ссылки на арабскую философию.

🌏 Кузанец фактически переосмысляет концепцию творения — для него Бог представляет собой Единое Абсолютное первоначало, которое создает мир посредством эманации (истечения). Если Вселенная — это сфера, то Бог — это ее центр. Но поскольку Вселенная бесконечна (Кузанец отрицает средневековые представления о конечной Вселенной), то что мы можем сказать о ее центре? Центр — точка, равноудаленная от всех границ. Получается, что можно взять абсолютно любую точку и назвать ее центром — ведь она одинаково бесконечно далека и от верхнего, и от нижнего, и от левого, и от правого конца Вселенной. Центром Вселенной, который оказывается теперь повсюду, у Николая Кузанского является Бог.

🗣 «Сфера, границы которой нигде, а центр — повсюду».

🤯 Бог для Кузанца противоречив, и познать его можно только через осознание своего незнания (лат. docta ignoranta — «ученое незнание»). С одной стороны, Бог находится повсюду, поэтому есть все, а с другой — не находится определенно, то есть он ничто. Человек тоже есть синтез противоречий: он и конечен как телесное существо, и бесконечен в своих духовных проявлениях.

📐 Для Кузанца познавать — как вписывать в окружность все более сложные многоугольники. Чем больше граней, тем ближе фигура к окружности. Но она никогда не совпадет с ней, и это важно понимать с самого начала. Даже самое глубокое знание не ликвидирует незнания. «Знает по-настоящему тот, кто знает свое незнание». Процесс познания совершается по пути, приближающему нас к недостижимому абсолюту, Бог же остается непостижимым.

Джордано Бруно не просто признавал коперниканский гелиоцентризм (Солнце в центре, Земля вращается вокруг него), он пошел гораздо дальше.

🌞 Бруно считал, что даже Солнце не является центром Вселенной, потому что Вселенная бесконечна и таких солнц в ней бесчисленное множество. Движимый поэтическим воображением, Бруно утверждал, что все эти бесчисленные миры населены существами, похожими на нас, и что все они — часть и проявление Единого.

💫 Идея Единого пронизывает все основные положения философии Бруно. Единое для Бруно — это одновременно сущность бытия и форма его существования. Это такая категория, которая, по Бруно, объясняет все в мире — и его изменчивость, и его постоянство. Например, с локальной точки зрения, внутри Вселенной может что-то меняться, но с глобальной точки зрения она всегда была и остается одной и той же бесконечной реальностью, укорененной в Боге.

🗣 «И так как все формы находятся в нем [Едином], то, следовательно, к нему приложимы все определения и благодаря этому противоречащие суждения оказываются истинными».

🕊 Бруно впервые в истории предлагает не просто пантеизм, а пантеизм материалистический. С его точки зрения Бог не каким-то мистическим образом находится сразу везде в мироздании, не будучи при этом нигде конкретно (как учил Николай Кузанский), Бог абсолютно реально и материально присутствует в каждой точке Вселенной, потому что божественна материя как таковая.

🧬 Материю Бруно рассматривал как состоящую из атомов, монад — минимальных неделимых единиц бытия. Монады у него живые, а некоторые даже наделены сознанием — это наши души. У Николая Кузанского Бруно заимствует принцип совпадения минимума и максимума: в бесконечной Вселенной наименьшее является наибольшим, и наоборот. Абсолютный минимум во Вселенной — это атом, в математике — точка, в сфере метафизики — монада. Минимум или монада образуют все то, что определяет максимум и целое. В монаде отражаются все свойства природы.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Джордано Бруно подчеркивает, что во Вселенной духовная и телесная субстанции имеют одно бытие, один корень. Материю он рассматривает как то начало, которое производит формы из своего лона, ассоциируя его с женским началом мироздания.

🌌 Вся Вселенная является, по Бруно, не только бесконечной, но и живой. Причем живой ее делает вовсе не божественный Святой дух, а внутренние силы самой материи-матери.

🗣 «Сколь бы незначительной и малейшей ни была вещь, она имеет в себе части духовной субстанции, каковая, если находит подходящий субъект, стремится стать растением, стать животным и получает члены любого тела, каковое обычно называется одушевленным».

👩🏻 Метафизически оправдывая материю, Бруно одновременно оправдывает и женщин, даже воспевает их. Историю о непорочном зачатии Девы Марии он считает мифом, который придумали мужчины. Марии не надо оправдываться — она, считает Бруно, зачала и родила Христа самым естественным способом. Опровержение догмата о непорочном зачатии стало потом одним из пунктов обвинения его в ереси. Материя «должна быть названа божественной вещью и наилучшей родительницей, породительницей и матерью естественных вещей, а также всей природы и субстанции». Материя обладает тем самым свойством божественности, она «свидетельствует о себе, что представляет собой богиню (подобие Бога), ибо она — беспричинная причина».

Бруно не верил в бессмертие души и призывал к героическому энтузиазму и самоотверженности ради высокой цели на земле.

💪 Обычный энтузиазм vs героический. Бруно противопоставляет обычный энтузиазм, основанный на оптимистической вере в лучшее, героическому — последний не строит иллюзий и не питает надежд, но зовет человека к подвигу лишь ради истины и любви самой по себе. Поэтому для Бруно было морально недопустимо отречься от своих взглядов, чтобы избежать костра инквизиции — он считал, что истина потерпит ущерб, если ее предать.

💒 Бруно занимал четкую антирелигиозную и антиклерикальную (критика церкви) позицию. В работе «Изгнание торжествующего зверя» он устами одного из действующих лиц излагает содержание религиозных небылиц:

🗣 «Будто белое — черное; будто человеческий разум всякий раз, как ему кажется, что он наилучше всего видит, именно тогда и находится в ослеплении; будто все то, что, согласно разуму, кажется превосходным, добрым и лучшим, — позорно, преступно и чрезвычайно скверно; что природа — грязная потаскушка, законы естества — мошенничество; что природа и божество не могут стремиться к одной и той же цели... Пусть заодно убедит людей, что философия и всякое исследование... не что иное, как безумие; что всякий героический поступок не что иное, как безумие; что всякий героический поступок не что иное, как пошлость, и что невежество — самая лучшая наука мира, ибо дается без труда и не печалит душу».

🧠 В будущем вместо догматической религии откровения, по мысли Бруно, придет «религия разума». Под ней он понимал нечто, существенно отличающееся от обычного религиозного сознания. «Религия разума», по Бруно, будет свободна от культа и обрядности, от догматов о потустороннем мире, от веры в личного Бога, от учения о воздаянии и наказании, от веры в бессмертие души. Для Бруно «религия разума» — это совокупность философских воззрений и нравственных правил, которые свободны от фанатичных религиозных культов и суеверий.

➡️ Философия Бруно оказала большое влияние на последующую философскую мысль: его пантеизм был развит Бенедиктом Спинозой, мысли о «монадах» нашли отражение в монадологии Лейбница, его диалектические идеи о совпадении противоположностей получили развитие в немецкой классической философии 19 века (Кант, Гегель, Шеллинг), бруновский «героический энтузиазм» как особая форма отношения к истине повлиял на Ясперса с его экзистенциалистской концепцией «философской веры».

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;