Михаэль Ханеке
«Белая лента»
«Белая лента» — черно-белый фильм Ханеке, за который он получил первую «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Изучим историю создания и проката.
Постеры к фильму «Белая лента»
📝 Аннотация. Деревня в протестантской северной Германии. 1913–1914 года. Канун Первой мировой войны. История о детях и подростках церковного хора, поддерживаемого деревенским школьным учителем и их семьями: бароном, управляющим, пастором, доктором, акушеркой, землевладельцами. Произошедший загадочный несчастный случай постепенно принимает характер карательного ритуала. Кто за этим стоит?
👮♂️ После нескольких франкоязычных картин Ханеке снимает фильм на немецком языке. Действия в фильме происходят в Германии накануне Первой мировой войны. Ханеке нехарактерно для себя снимает картину не о современности или о недалеком будущем, а обращается к прошлому. Так в его арсенале появляется и историческое кино.
⏳ Ханеке работал над проектом более 10 лет. Изначально он планировал снять на австрийском телевидении мини-сериал, но потом понял, что надо делать фильм. Самая большая сложность — подбор актеров на детские роли. Было отсмотрено 7000 детей, кастинг длился шесть месяцев.
🏆 Фильм участвовал в конкурсной программе Каннского кинофестиваля 2009 года. Жюри под председательством актрисы Изабель Юппер присудило картине «Золотую пальмовую ветвь». В 2010 году фильм получил две номинации на премию «Оскар» в категориях «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучшая операторская работа».
⭐️ Российский кинокритик Андрей Плахов говорил, что это кино сухое, наполовину рассказанное закадровым голосом. Но то, что показано, потрясает глубиной, загадочностью, удивительной игрой исполнителей, включая совсем маленьких детей. А американский критик Джим Хоберман назвал «Белую ленту» лучшим фильмом Ханеке.
📺 В России картину показали на Первом канале, в рамках программы «Закрытый показ». Фильм вызвал бурную реакцию, мнения гостей разделились. Например, Юрий Вяземский сказал, что это не «Белая лента», а белый шум, и воскликнул: «Где здесь сценарий?». А Вячеслав Невинный-младший обратил внимание на верно подмеченную амбивалентность детской натуры. Ведущий программы Александр Гордон отозвался о фильме негативно, как и обо всем творчестве Ханеке.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Отношение к «Белой ленте»
Кадры из фильма «Белая лента»
🎭 На роль взрослых Ханеке взял актеров, с которыми работал ранее. Роль пастора должен был исполнить Ульрих Мюэ, снимавшийся в «Видео Бенни» и «Забавных играх». Но он скончался в 2007 году, до начала съемок. Его вдова Сюзанна Лотар сыграла роль акушерки. До этого она играла в «Забавных играх» и «Пианистке». Ханеке предпочел в этом фильме работать с театральными актерами из-за определенного характера диалогов. Ему нужна была театральная выдержка и подготовка.
🔳 Фильм решили делать черно-белым по нескольким причинам. Во-первых, Ханеке хотел, чтобы он напоминал старые фотографии того времени. Так, в кинематографии есть отсылки к фотографиям известного фотографа 20 века Августа Зандера. Во-вторых, нужно было создать дистанцирующий эффект: это прошлое и это происходит не сейчас. Также это самый философский фильм Ханеке, где разбирается вопрос о добре и зле. Поэтому черно-белое изображение органично смотрится.
🏡 Съемки фильма проходили с июня по сентябрь 2008 года в Германии, вблизи Лейпцига и Любека. Действия разворачиваются в сельской местности. Картина снималась на цветную пленку, потому что черно-белая практически не производится. Легче было снять на цветную, а потом перевести в монохром.
🎞 Кристиан Бергер, постоянный оператор Ханеке, снимал ленту на пленку Super 35 мм. Перед тем, как приступить к созданию фильма, Бергер изучал черно-белые фильмы Бергмана. Причем он ориентировался на те работы Бергмана, которые снимал Свен Нюквист — постоянный оператор Бергмана.
🕯 Ханеке хотел, чтобы декорации, в том числе натура, окружающая персонажей, выглядели мрачно. В фильме много интерьерных сцен, внутри помещений старинных домов, где мало света. Старались снимать именно при естественных источниках света — масляных лампах или свечах. Конечно, такого освещения не всегда было достаточно, поэтому приходилось использовать подсветку, которую потом приглушали при помощи компьютерной графики.
💻 В фильме много компьютерной постобработки. Например, при помощи компьютера добавляли тени, а лица актеров делали более заостренными, что придавало им недоброе выражение. В сцене танца можно увидеть крышу здания из черепицы — это тоже спецэффект. Черепицу добавляли в фильм, потому что в реальном кадре была современная крыша. В начале картины есть сцена, где доктор падает с лошади, и там видно, что животное ненастоящее.
Кульминационная сцена фильма
1. Михаэль Ханеке с «Золотой пальмовой ветвью»
2. Ханеке с актерами «Белой ленты»
Хотя «Белая лента» собрала много престижных наград, мнение критиков было смешанным, они ругали картину за недосказанность 👇
🧒 Тематически «Белая лента» напоминает и «Видео Бенни», и «Скрытое», поскольку основная угроза происходит от детей. Обычно детей воспринимают как добрых и счастливых, но они также могут быть злыми, опасными и несчастными. Поэтому Ханеке работает с детьми как с будущими взрослыми и показывает, как много в них ужаса, который потом обязательно проявится. Через детские образы режиссер продолжает развивать тему мирового насилия и зла.
🩹 Фильм называется «Белая лента», потому что дети носят белые повязки, на этом настаивает пастор. Эти белые повязки напоминают о нацистских нарукавных повязках, а также о желтых звездах еврейских гетто. Сюжет разворачивается в затерянной немецкой деревушке, но становится понятно, что тут зарождаются семена, из которых позже пробьется глобальное зло 20 века и диктатура фашизма.
😱 Многим непонятна сюжетная подоплека: кто совершает преступление в маленькой деревушке, кто наводит страх. Ханеке намекает, что это делают маленькие дети. Потом они вырастут и создадут Третий рейх, Освенцим и другие лагеря. Ханеке рассматривает нацизм как производное протестантской, мелкобуржуазной этики.
💫 Итальянские режиссеры — Висконти, Бертолуччи — трактуют фашистскую и нацистскую тематику, сопрягая ее с сексуальными проблемами. Например, садомазохизм или гомосексуальность. Для итальянцев истоки фашизма и тоталитаризма лежат в области секса, и в этом отношении они совершенные фрейдисты. А для Ханеке основа зла 20 века коренится в этических и социально-общественных проблемах, в том числе в буржуазной среде и протестантской этике.
Связь протестантизма и нацизма
❓ Мы отметили, что итальянские режиссеры трактовали фашистскую тематику через психосексуальные отклонения, Ханеке же находил истоки зла в буржуазной среде и протестантизме. А какой из этих подходов вам ближе?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день