Михаэль Ханеке
«Пианистка»
«Пианистка» — самый известный фильм режиссера. Познакомимся с историей его создания.
📝 Аннотация. Эрика — профессор Венской консерватории. Но сама она далека от гармонии небесных сфер. Женщина все еще спит в одной кровати со старой матерью, тайно посещает порномагазины и держит набор садомазохистских инструментов под кроватью. Когда же в нее влюбляется один из учеников, она шокирует его своей реакцией и поведением.
🤝 «Пианистка» — фильм совместного производства Франции и Австрии, снят на французском языке. Главные роли в картине сыграли популярные в то время французские актеры Изабель Юппер и Бенуа Мажимель. В основе фильма — одноименный роман 1983 года австрийской писательницы Эльфриды Елинек, лауреата Нобелевской премии по литературе 2004 года.
🏆 Фильм получил сразу три награды Каннского кинофестиваля. Михаэль Ханеке удостоился Гран-при, а Изабель Юппер и Бенуа Мажимель завоевали награды за лучшие актерские работы. Также Юппер получила приз Европейской киноакадемии как лучшая актриса.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Отношение к фильму «Пианистка»
Кадры из фильма «Пианистка»
Несмотря на то, что Ханеке был давно знаком с романом Елинек и хотел его экранизировать, путь к этому оказался тернистым 👇
✍️ Роман «Пианистка» пропитан идеями феминизма, от которых в фильме мало что осталось. Ханеке познакомился с романом, когда тот только вышел, и хотел превратить его в телефильм, либо в кинофильм. Но узнал, что купить права ему не удастся, потому что Елинек сама хотела экранизировать книгу. Она написала сценарий, но финансирования не нашлось. Тогда писательница решила отказаться от этой идеи и продала права режиссеру Паулюсу Манкеру.
🎥 Манкер предложил Ханеке написать сценарий по роману. Ханеке взялся за работу, изначально не предполагая, что он в итоге станет и режиссером. Манкер не смог договориться с продюсерами и выбыл из проекта. Тогда продюсеры решили, что поставить фильм должен именно Михаэль Ханеке.
👩 Режиссер согласился, но с одним условием: пригласить на главную роль Изабель Юппер. Ханеке давно хотел поработать с этой актрисой и уже звал ее в свою ленту «Забавные игры». Но в тот раз она отказалась, решив, что эта работа не будет интересной. Ханеке сообщил ей, что без нее снимать «Пианистку» не собирается, тогда Юппер пробежалась по сценарию картины и поняла, что у нее есть потенциал.
🎹 Съемки фильма начались в августе 2000 года и закончились в октябре. И Юппер, и Мажимелю пришлось освоить игру на фортепиано. Юппер в детстве училась играть на инструменте, но потом бросила. Бенуа Мажимель учился овладевать клавишами непосредственно во время создания фильма, чтобы быть уверенным в роли молодого пианиста. Музыка в фильме играет важную роль, а песни из вокального цикла Шуберта «Зимний путь» перекликаются с тем, что происходит на экране.
🎞 Небольшую роль в «Пианистке» сыграла актриса Ева Грин. Она появилась в роли одной из подружек главного героя, но в титрах ее имени нет. Ева Грин — родственница оператора фильма, и попала на съемки, когда навещала его на площадке.
Разбор финальной сцены фильма
1. Изабель Юппер и Михаэль Ханеке на съемках «Пианистки»
2. Михаэль Ханеке, Изабель Юппер и Бенуа Мажимель на Каннском кинофестивале
Кинокритическое сообщество довольно высоко оценило фильм Ханеке. Узнаем, что о нем говорили 👇
⚠️ Американский кинокритик Роджер Эберт так отзывался о «Пианистке»: «Будь осторожнее в своих желаниях, ибо они могут исполняться». Для него картина о том, что исполнившееся желание есть кошмар. Эрику можно назвать одновременно и взрослой женщиной, и девочкой, подавленной собственной матерью. Это как будто перефразированная тема бергмановской «Осенней сонаты». А к творчеству великого шведского режиссера Ханеке неоднократно обращался.
😈 Критик Робин Вуд считает главным злодеем фильма юного Вальтера, который сначала так трепетно влюблен в свою преподавательницу. Вуд говорит о том, что большая часть зрителей отождествляет себя с Вальтером, потому что он «нормальный» человек, островок адекватности рядом с неуравновешенной мамой. Но к концу фильма эта адекватность оказывается гораздо неприятнее и агрессивнее любой патологии и безумства. Когда Эрика доносит до него свои тайны, которые не кажутся ей особенно грязными, он отворачивается от нее и считает, что нежные чувства пропали и над ним поиздевались. В нем просыпается самец, который хочет овладевать, подчинять и разрушать женщину. «Так называемый нормальный парень проявляет бесчувственную жестокость, с которой не идут в сравнение никакие фантазии больной».
🌓 Кинокритик Джим Хоберман разглядел в фильме мотивы Фрейда из работы «Недовольство культурой». Там Фрейд говорит, что культура и цивилизация сдерживают наши темные и светлые инстинкты. Он выделял две силы: принцип удовольствия — либидо и инстинкт саморазрушения — мортидо. Энергия либидо связана с образом бога любви Эроса, а мортидо связано с богом смерти Танатосом. Этим энергиям, которые постоянно атакуют «Я» противостоят другие энергии — «Сверх-Я». Они формируются в процессе развития личности начиная с детских лет. Это и есть те запреты и табу, которые на нас накладывает цивилизация и культура. Но естественная энергия внутри не радуется необходимости следовать нормам, поэтому и возникает недовольство культурой.
🔪 В фильме Ханеке показана борьба двух противоположных сил. С одной стороны — высокая культура, выраженная с помощью музыки. С другой — те темные силы, которые дремлют в каждом человеке. Здесь это представлено в образе патологических наклонностей Эрики, которая постоянно себя режет, а в самом конце втыкает нож себе в плечо.
👩👧 В картине также важна тема отношения матери и дочери и тема семьи в целом. Религиозный аспект здесь менее значим, а на первый план выходят социальная подоплека и проблема буржуазной семьи. Эту тему Ханеке уже поднимал в «Забавных играх», а потом будет развивать в «Скрытом» и «Хеппи-энде».
Эксперт Муз-песочницы Денис Великжанин — о роли музыки в «Пианистке» Ханеке.
💫 Главную женскую роль в «Пианистке» исполняет замечательная французская актриса Изабель Юппер. А какая из ее ролей запомнилась вам больше всего?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день