Михаэль Ханеке
«Скрытое»
Фильм «Скрытое» — экзистенциальная притча Михаэля Ханеке 2004 года. Главные роли исполнили французские актеры Даниэль Отёй и Жюльетт Бинош. Погрузимся в особенности создания и проката фильма.
Постеры к фильму «Скрытое»
📝 Аннотация. Литературный критик Джордж получает по почте коробку. Он раскрывает ее и обнаруживает видеопленки, где записаны фрагменты жизни его самого и его семьи. Постепенно эти кадры наводят Джорджа на мысль, что отправитель странной посылки неплохо его знает. Он начинает тревожиться. Но полиция отказывается действовать, пока Джорджу ничто не угрожает. Кто отправитель посылки и какую цель он преследует?
🏵 В 2009 году многие ведущие издания о кино назвали «Скрытое» одним из величайших достижений кинематографа 2000-х. Так, британское издание The Daily Telegraph поместило фильм на 44 место среди выдающихся фильмов нулевых, а Guardian — на 36-е. На Каннском кинофестивале 2005 года за этот фильм Ханеке получил награду как лучший режиссер.
🔇 В фильме не звучит никакая закадровая музыка. Ханеке говорил, что хочет сделать реалистическую картину, поэтому посторонняя музыка звучать не может.
🎥 Съемки проходили в двух городах — Париже и Вене. В Париже снимали натуру: улицы, фасады домов. А интерьерные съемки — дом главного героя, квартиру Маджида, снимали уже в венской киностудии. Это был первый фильм Ханеке, который снят на цифровую камеру, с HD-видео.
🏙 Ханеке хотел снять весь фильм во Франции, на французские деньги. Но этого не получилось из-за недостаточного финансирования. В итоге картину спонсировали несколько стран — Франция, Австрия, Германия и Италия.
🐓 В фильме убивают живого петуха — отрубают ему голову. Похожий момент с убитой свиньей был и в «Видео Бенни». Здесь можно провести параллели с «Андреем Рублевым» Тарковского, где есть убитые корова и лошадь, и с его же «Зеркалом» и убитым за кадром петухом. Ханеке очень ценит Тарковского, особенно «Зеркало», поэтому убитый петух может быть ассоциативной отсылкой.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Отношение к фильму «Скрытое»
На съемках фильма «Скрытое»
✍️ Ханеке начал писать сценарий к фильму в 2001 году. Сначала его идеей было заставить главного героя испытывать чувство вины за то, что он сделал в детстве. Детские воспоминания помогают герою осознать и даже изменить что-то в себе. Самого внутреннего изменения в фильме нет, но герой все же приходит к некому осознанию.
💣 Фильм связан с историческим событием — Парижским погромом 1961 года. Ханеке узнал об этом погроме во время работы над сценарием, и это событие сильно повлияло на дальнейшую работу и в целом на восприятие темы.
⚔️ С 1954 года в Алжире шел военный конфликт между французской колониальной администрацией и вооруженными группировками. Алжирцы боролись за независимость, а французское правительство не хотело отпускать страну в свободное плавание. 17 октября 1961 года жившие в Париже алжирцы вышли на демонстрации против военных действий в Алжире.
👊 Французская полиция очень жестко подавила протесты. Демонстрантов оттеснили к Сене, избивали дубинками, бросали людей в бессознательном состоянии в воду, где они тонули. Некоторых участников протеста забирали в полицейские участки и там забивали до смерти. По указке Шарля де Голля французской прессе запретили освещать это событие.
😲 Ханеке потрясла эта история, поэтому он решил включить ее в сценарий. Например, родители одного из героев погибли во время этого погрома. Таким образом, эта история тянется через десятилетия. Но на самом деле речь идет даже не о конкретном событии, а о колониальном прошлом Франции и всей Европы. Все формы угнетения человека человеком дают о себе знать, проявляясь в жизни интеллигента в виде чувства вины. В фильме это вина конкретного человека, который в детстве совершил неблаговидный поступок по отношению к своему собрату, но не французу, а арабу. В целом же это вина, которую испытывает европейская цивилизация перед представителями стран третьего мира.
👀 Планируя фильм, Ханеке задумывал его в жанре триллера. В итоге получается ложный триллер, но он действительно построен на саспенсе. Фильм держит в напряжении от начала до конца. Но основной компонент этой ленты — не саспенс, а то самое чувство вины. Ответы на поставленные в фильме вопросы режиссер не дает. Он так и говорит:
🗣 «Я совершенно не намереваюсь отвечать на какие-либо вопросы, связанные с тем, что происходит в этой ленте. Я вовсе не собираюсь объяснять, кто стоит за таинственными событиями, произошедшими в фильме. Может быть, один герой, может быть, другой. А может быть, это сам режиссер. А может быть, это Господь Бог или человеческая совесть. Абсолютно неважно, потому что любой из этих ответов будет верным. Главное — не тот, кто дергает за ниточки, а то, что происходит в душе главного героя, когда кто-то за эти самые ниточки в его душе дергает».
Разбор последней сцены фильма
Кадры из фильма «Скрытое»
Ханеке сразу знал, что главные роли должны сыграть Даниэль Отёй и Жюльет Бинош. Как «Пианистка» не состоялась бы без Изабель Юппер, так и «Скрытого» не было бы без Отёя и Бинош 👇
🏵 Даниэль Отёй родился в 1950 году в Алжире, на территории колонии. Он — лауреат Каннского кинофестиваля за роль в фильме «День восьмой» и обладатель премии BAFTA за фильм «Жан де Флоретт».
🎓 Решив стать актером, Отёй пробовал поступить в Национальную консерваторию драматического искусства, но провалился на экзамене. Тогда он поступил на Курсы Флорана — частную школу драматического искусства в Париже. Позже он начал играть в различных театральных антрепризах, в том числе в Национальном народном театре. Там его заметил режиссер Жерар Пирес и предложил роль в фильме «Агрессия» 1974 года.
🎬 Продюсер и режиссер Клод Берри позвал Отёя сняться в своей дилогии по романам Марселя Паньоля. Это фильмы «Жан де Флоретт» и «Манон с источника», оба 1986 года. Отёй в них великолепно сыграл в компании с Ивом Монтаном, Жераром Депардьё и Эмманюэль Беар. После выхода дилогии Отёй стал одним из самых популярных актеров во Франции. С тех пор он снялся в таких шедеврах, как «Королева Марго» Патриса Шеро 1994 года и «Девушка на мосту» Патриса Леконта 1999 года.
🏆 Жюльет Бинош — выдающаяся французская актриса. Она — обладательница премии «Оскар» 1997 года за «Лучшую женскую роль второго плана» в фильме Энтони Мингеллы «Английский пациент». Также у нее есть премия Каннского кинофестиваля 2010 года за лучшую женскую роль в фильме «Копия верна» Аббаса Киаростами. Таким образом, что Бинош играла и у Ханеке, и у Киаростами, любимого режиссера Ханеке.
🎭 Бинош родилась в 1964 году в Париже. Ее отец был скульптором, мать — актрисой. С 15 лет она занималась в артистической школе, затем начинала играть в кино и снялась в небольшой роли в фильме Годара «Хвала тебе, Мария» 1984 года.
🤝 Потом начинается ее сотрудничество с режиссером Леосом Караксом — она играет в двух его значимых лентах «Дурная кровь» и «Любовники с нового моста». Также она сыграла в фильме «Ущерб» великого Луи Маля и в картине «Три цвета: Синий» польского классика Кшиштофа Кесьлевского. У Ханеке Бинош снялась в двух фильмах — «Скрытое» и «Код неизвестен». И, конечно, Бинош хорошо известна зрителям за роль в знаменитой мелодраме Лассе Халльстрёма «Шоколад».
🎥 Оператор фильма «Скрытое» — Кристиан Бергер, австрийский режиссер, продюсер и оператор. Он родился в Инсбруке в 1945 году, изначально снимал и продюсировал документальные фильмы на региональных телевизионных студиях. Потом он пришел в кинематограф и начал сотрудничество с Ханеке в 1992 году, на съемках «Видео Бенни». Вместе с Ханеке Бергер сделал картины «Видео Бенни», «71 фрагмент хронологии случайностей», «Пианистка», «Скрытое», «Белая лента». За «Белую ленту» Бергер получил номинацию на «Оскар» за «Лучшую работу оператора».
👁🗨 В «Скрытом» есть неявные отголоски событий Парижского погрома 1961 года. Помните другие фильмы с аллюзиями на исторические события?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день