Михаэль Ханеке
Особенности стиля
Творчество Ханеке можно разделить на два периода: ранний и зрелый. Поговорим об отличительных чертах творчества Ханеке и узнаем любимые темы.
🎹 В юности Михаэль Ханеке мечтал стать актером или пианистом. Про карьеру музыканта он говорил так: «Профессией моей мечты всегда был музыкант, поскольку музыка — это самый эффективный способ коммуникации, она заставляет нас дышать в унисон, чего практически никогда не встречается в вербальном общении». Однако отчим Ханеке, который был композитором, объяснил будущему режиссеру, что он плохой пианист и вряд ли добьется успеха в этой области. Позднее Ханеке говорил, что благодарен отчиму за совет, потому что нет ничего хуже плохого музыканта, их и так очень много.
🇮🇷 Любимый режиссер Михаэля Ханека — Аббас Киаростами, классик иранской новой волны. Ханеке говорил про иранского режиссера: «Он достигает простоты, которую так трудно достичь». Сам Ханеке внешне совершенно не стремится к простоте, и с Киаростами они очень разные постановщики, но тем интереснее любовь Ханеке к Киаростами.
🌚 Фильмы Ханеке отличаются от многих других режиссеров мрачным стилем. Они исследуют темы насилия во всех проявлениях: и садомазохизм, и садизм, и социальное или сексуальное насилие. Особенно важная тема для австрийского режиссера — это современная буржуазная семья.
📰 Ханеке начинает с фильма «Седьмой континент». В его основе — статья о семье, совершившей самоубийство, которую прочитал режиссер. В будущем Ханеке многие свои фильмы будет выстраивать, отталкиваясь от каких-то реальных фактов. Но это не значит, что он делает реконструкции или документальные фильмы. События жизни вдохновляют и впечатляют режиссера, поэтому его относят к представителям реализма. И сам Ханеке с большой тщательностью относится к реалистичности того, что он делает.
🩸 После темы семьи важнейшей темой в творчестве Ханеке является насилие. Обе эти темы встраиваются в контекст общества, где, по мнению режиссера, процветает некоммуникабельность чувств. Чаще всего этот термин используют в разговоре о творчестве Антониони. Но и герои Ханеке — люди, чьи чувства обледенели, и эти чувства неспособны ни сами себя ощутить, ни вступить в коммуникацию с чувствами других людей. То есть мы видим атомизированное общество, в котором люди никогда не проникают друг в друга, соударяются, но по-настоящему соприкоснуться и ощутить друг друга не в состоянии. И такая среда оказывается питательной для распада общества и семьи и проявления насилия.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Творчество Ханеке можно разделить на два периода: ранний и зрелый. Обсудим сначала ранний период 👇
🥶 К раннему периоду относятся фильмы 1990-х. Начинается все с трилогии об эмоциональном оледенении: «Седьмой континент» 1989 года, «Видео Бенни» 1992 года и «71 фрагмент хронологии случайностей» 1994 года. «Видео Бенни» закрепляет фирменный режиссерский стиль, который до «Пианистки» не будет серьезно изменяться. С первых же работ Ханеке исследует тему насилия.
⚪️ В раннем творчестве Ханеке холодная цветовая гамма. В фильмах 2000-х и 2010-х годов ситуация останется неизменной. Режиссер исследует окружающий его холодный мир, поэтому и цветовая гамма его картин соответствующая.
📹 Камера часто статична или двигается очень медленно, чувствуется некая застылость даже на уровне съемки. Также для Ханеке характерна отстраненность: он никогда не прикасается к своим персонажем, как будто сам не хочет их почувствовать, ему интереснее их понять. Его можно сравнить с антропологом, социологом или даже энтомологом, потому что он смотрит на людей как на жучков.
💨 В фильмах раннего периода процветает безвоздушность: режиссер показывает нам помещение, интерьеры, улицы, где как будто нечем дышать. Сюжеты его работ, мизансцены в фильмах достаточно схематичны и механичны, в них еще не чувствуется глубины.
🪓 В лентах много насилия, но показывает его Ханеке редко. Оно, наоборот, часто остается за кадром, но это все равно шокирует зрителя. Ханеке постоянно подсовывает намеки на произошедшее насилие, которое выводит нас из себя, пугает и наполняет фильмы давящей атмосферой.
☠️ «Видео Бенни» начинается кадром забоя свиней. Потом тем же самым инструментом главный герой убьет девочку. Родители, чтобы спрятать эту девочку, на протяжении долгого времени буду распиливать ее на маленькие кусочки, чтобы спустить их в унитаз. На экране этого не видно, но зрителю об этом рассказывают, чтобы он испытал ужас.
Теперь рассмотрим особенности зрелого творчества режиссера и его отличия от предыдущего периода👇
🎹 Зрелый Ханеке, который условно начинается с фильма «Пианистка», несколько отличается от Ханеке раннего. Сохраняется его отстраненность, холодная цветовая гамма, насилие, но при этом появляется воздух, а схематизм перестает бросаться в глаза. Ханеке начинает работать как многоплановый художник: в фильмах теперь есть глубина пространства во всех смыслах слова — глубина камеры, чувств, движения.
⛸ Камера остается по-прежнему статичной, но иногда она движется, и это движение кажется изысканными. Это хорошо выражено в фильме «Пианистка» в моменте на катке, когда происходит смена фокуса. Такие кадры доказывают, что перед нами уже мастер, виртуозно владеющий материалом.
📐 Ранний Ханеке как будто делал первые шаги и создавал своеобразные кинематографические теоремы, лишенные пространственной и эмоциональной глубины. Это хорошо видно в «Видео Бенни»: убивают свинью, потом мальчик убивает девочку, папа мальчика распиливает девочку на маленькие кусочки и спускает в унитаз. Здесь происходит переход от зла индивидуального ко злу социальному, потому что папа — представитель семьи и буржуазного общества. В финале мальчик сдает родителей, которых посадят, а мальчик доволен, то есть прорисовывается чистая схема.
🔍 В «Пианистке» такая схема, возможно, присутствует, но ее надо уже вычленять. Насилие по-прежнему есть в фильме, но его становится меньше. Оно окончательно превращается в отдаленные намеки и перестает быть настолько шокирующем. Ханеке больше не нуждается в чрезмерности. Если в ранний период он шокирует патологией или какими-то омерзительными поступками, то теперь он впечатляет высокой художественностью своих работ.
🤐 В работах зрелого периода есть также больше недосказанности. Ранние картины достаточно легко прочитывались. Это не значит, что они были плоскими и однозначными, но мысль режиссера можно было выделить. Теперь же эта мысль как будто закрыта от нас героями: их правдой и чувствами, самой кинематографической фактурой. Смыслы больше не прямолинейны, что позволяет режиссеру не быть однозначным.
🎞 Ханеке по-прежнему снимает долгими планами, которых становится больше, и это долгие общие планы. Режиссер показывает крупным планом не лицо, а городскую улицу, где нужно присматриваться. Таким образом он часто оставляет зрителей наедине с героями и событиями, давая возможность свободно интерпретировать происходящее. Сам Ханеке говорит: «Истинную радость люди испытывают тогда, когда кому-то удается достучаться до их глубинных переживаний». То есть именно ему удается достаточно часто достучаться до глубинных переживаний зрителя, в том числе шокировать их.
Ложные триллеры в творчестве Ханеке
Мы уже много говорили о творческих тандемах режиссеров и актеров. Ханеке — не исключение 👇
🤝 Ханеке работает в двух странах — Австрии и Франции. Многие из его фильмов — франкоязычные, поэтому иногда его творчество хочется отнести к французской кинематографии. Например, фильм «Пианистка», о котором мы говорили вчера, снят на французском языке, хотя в основе — австрийский роман, и все события происходят в Вене.
🇫🇷 Главную роль в «Пианистке», как мы помним, исполнила французская актриса Изабель Юппер. Она играет не только в кино, но и в театре, и на телевидении. По ее словам, в молодости на нее оказали огромное влияние советские фильмы. А стать актрисой она решила после того, как посмотрела ленту Михаила Калатозова «Летят журавли».
🎬 Кинокарьера Юппер началась в 1971 году — она исполнила небольшую роль в фильме «Прусак». Первую же свою большую роль она сыграла в ленте «Судья и убийца» 1976 года. Самые известные работы Изабель Юппер — «Вальсирующие», «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Лулу», «Церемония», «8 женщин», «Любовь», «Она».
🏆 Юппер — многократная обладательница премий европейских кинофестивалей. У нее две премии Каннского кинофестиваля за роли в фильмах «Виолетта Нозьер» и «Пианистка», две премии Венецианского кинофестиваля за роли в картинах «Женское дело» и «Церемония», премия Берлинского кинофестиваля за «8 женщин». Также она удостаивалась приза Европейской киноакадемии, премии «Сезар», премии Британской академии. Она победила на «Золотом глобусе» с ролью в фильме «Она» и за него же получила номинацию на «Оскар».
🎹 С Ханеке актриса впервые работала в фильме «Пианистка». Всего они вместе сделали четыре ленты. Кроме «Пианистки» это фильмы «Время волков», «Любовь» и «Хэппи-энд». Приму французского, европейского, авторского и интеллектуального кино, воплотившую на экраны образ холодной извращенной интеллектуалки, мы можем назвать любимой актрисой Ханеке.
😱 Одна из центральных тем в творчестве Ханеке — насилие, режиссер любит шокировать зрителей пугающими кадрами. А какая сцена из мирового кинематографа стала для вас самой шокирующей?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день