Альфред Хичкок
«Психо»: новый жанр фильмов
После «Психо» появился новый жанр кино — слэшер. Благодаря Хичкоку триллеры стали делиться на категории и получать характерные стилевые особенности.
Кадр из фильма «Психо»
Поговорим о фильме «Психо»
📙 Фильм поставлен по роману известного писателя, мастера триллера Роберта Блоха «Психоз». Хичкок анонимно приобрел у писателя права на экранизацию. До премьеры фильма Хичкок скупил все возможные экземпляры книги, чтобы зрители не узнали развязку раньше времени.
⚰️ В основе романа лежит реальная история расхитителя могил Эда Гина, в доме которого нашли трупы, маски из человеческой кожи, одежду и мебель из останков людей.
🎬 Образ Гина есть и в других фильмах, например, в «Техасской резне бензопилой» и в «Молчании ягнят».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяКак снимали фильм 👇
🔪 Убийство героини Джанет Ли снимали семь дней. Было разработано 70 планов с разных точек для 45 секунд экранного времени. Для съемок подготовили модель торса, кровь должна была появляться из лезвия ножа, но идея так и не пригодилась. Джанет Ли дублировала обнаженная модель. Но кисти рук, плечи и голова, которую мы видим в кадре, принадлежат актрисе. Нож не касался тела, эффект был достигнут на монтаже. Хичкок использовал замедленную съемку, на монтаже вернули обычную скорость.
🎥 Кадр, в котором герой поднимается по лестнице до убийства, снят камерой, установленной очень высоко. Хичкок говорит 👇
🗣 «Во-первых, оттуда можно было так снять старую даму, что публика не заподозрила бы меня в том, что я нарочно скрываю ее лицо — иначе она была бы разочарована. Главная же причина, в силу которой я поднял камеру так высоко, заключалась в том, что мне необходимо было создать контраст между общим планом и крупным планом головы, когда героя моего настигал нож. Это как в музыке: кадр сверху — как скрипка, и вдруг заполнившая кадр голова — медные. В кадре сверху мать появляется неожиданно, и встык я монтирую движение ножа. А потом идет крупный план Арбогаста. Мы положили на его лицо пластиковый тюбик с гемоглобином, и как только нож протыкал его, на лице появлялась струйка крови, потекшая по той линии, которую мы прочертили заранее. И Арбогаст падает на лестницу».
🙌 Падение героя навзничь снимали с помощью рир-проекции. Сначала сняли с крана сверху без актера. Потом усадили актера в кресло перед рир-экраном, на который проецировался план ступеней. И Арбогаст просто взмахнул руками, как бы теряя равновесие.
Фильм «Психо» рождает новый жанр — слэшер. Или его можно назвать прелюдией к этому жанру.
🔪 Слэшер происходит от английского слова Slash, то есть «ударять с плеча, или рубить». Это поджанр триллера, который иногда называют «отсчет тел» или фильм про мертвых подростков. Потому что основная сюжетная канва сводится к тому, что есть какой-то маньяк, который убивает подростков одного за другим.
Фильм Хичкока «Психо» и вышедший в те же годы «Подглядывающий» Майка Пауэлла начинают эту традицию, которая будет развита в фильмах «Пятница 13-е», «Хэллоуин», «Техасская резня бензопилой», «Кошмар на улице Вязов», «Крик» и других.
В 1998 году вышел ремейк этого фильма от крупного режиссера авторского кино Гаса Ван Сента. Это был эксперимент, в ходе которого Ван Сент переснял фильм покадрово. Ремейк ждал провал в прокате и разнос от критиков 🤷🏼♀️
🎭 Кстати, Гас Ван Сент позвал на главную роль Энтони Перкинса, того самого, который играет в «Психо». Хичкок в свое время выбрал его на главную роль, чтобы привлечь молодежную аудиторию, Перкинс пользовался популярностью у девочек-тинейджеров. Эта великолепная роль сгубила его карьеру — теперь его будут звать только на роли придурков и маньяков. К этой же роли он и вернется в фильме Ван Сента.
Вот что Хичкок пишет о своем фильме👇
🗣 «Мне думается, что привлекла меня и определила решение ставить фильм внезапность убийства в ванной. Вот и все. Практически, первая часть истории — обманка. Нужно было отвлечь внимание зрителей в сторону, чтобы усилить впечатление от неожиданного убийства. Мы нарочно затянули экспозицию с кражей денег и бегством, чтобы зрители сосредоточились на том, поймают ее или нет. И эта линия с украденными 40 тысячами пунктиром прошла через весь фильм, чтобы публика по инерции думала, что же сталось с деньгами.
Вы знаете, что публика любит опережать события, предсказывать, что будет дальше. На этом можно здорово играть, контролировать ее мысли. Чем в большие подробности путешествия девушки мы входили, тем глубже аудитория погружалась в слежку за ее бегством. Ради этого мы включили сцены с полицейским на мотоцикле и сменой автомобилей. Когда Энтони Перкинс рассказывает девушке о своей жизни и они обмениваются взглядами, зрители все еще думают о том, удастся ли ей уйти от преследования.
Возникает предположение, что она решила вернуться в Феникс и отдать деньги; зрители думают: „Этот приятный молодой человек заставит ее принять правильное решение“. Мы манипулируем мыслью зрителя и держим его как можно дальше от того, что на самом деле случится».
А вы попались на уловку Хичкока? Думали сначала, что фильм будет совсем о другом?
Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день