Альфред Хичкок
«Ребекка»: психологические триллеры Хичкока
Хичкок и и эстетика нуара — почти синонимы. На примере фильма «Ребекка» проследим, как он искал свою идентичность.
💼 С началом Второй мировой войны производство фильмов в Англии почти прекратилось. Поэтому в 1939 год по приглашению продюсера Дэвида Селзника Альфред Хичкок переехал в Голливуд и поселился в Беверли-Хиллз.
😎 Дэвид Селзник — великий продюсер, мастер по поиску талантов: он же открыл Ингрид Бергман, он же — продюсер легендарного фильма 1939 года «Унесенные ветром» с Вивьен Ли.
🏆 Селзник и Хичкок планируют снять фильм о Титанике, но в итоге вместе делают картину «Ребекка», которая приносит Оскар.
Особенности кинопроизводства в Англии и Америке
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Кадры со съемок фильма «Ребекка»
😬 Осторожно: спойлеры
🏠 В фильме «Ребекка» Джоан Фонтейн, Лоренс Оливье и Джудит Андерсон составили впечатляющее трио: юная робкая компаньонка старой дамы чудесным образом выходит замуж за импозантного владельца Мэндерли, первая жена которого, Ребекка, умерла при загадочных обстоятельствах. По приезде в роскошный фамильный особняк новобрачная чувствует себя неуютно.
🔥 Чувство неуверенности усиливает присутствие зловещей и властной экономки миссис Дэнверс, чья одержимость привязанностью к Ребекке проявляется в открытой враждебности к новой хозяйке. Когда же открываются новые неприглядные факты о смерти Ребекки, миссис Дэнверс поджигает дом и кончает самоубийством. Гибель Мэндерли и смерть мучительницы кладут конец страданиям героини.
📖 Этот фильм — экранизация романа одной из самых известных английских писательниц XX века Дафны дю Морье, козырем которой были психологические триллеры и биографии. Хичкок экранизирует еще одну ее книгу, так получится фильм «Птицы».
🎭 Актриса Джоан Фонтейн потом будет играть у Хичкока в «Подозрении». Для Лоуренс Оливье, великого англо-америкого актера, это единственная роль, сыгранная у Хичкока.
Давайте посмотрим, как снимался фильм 👇
🎬 Хичкок снимал очень чисто, без лишних альтернативных дублей. Таким образом он хотел обхитрить продюсера: даже если он захочет переделать фильм, у него просто не будет для этого материала. Но Селзник оказался не так-то прост: он сделал досъемку, что-то переозвучил, что-то переснял. Все равно подправил фильм.
🛣 Чтобы показать дом снаружи, сделали макет, даже дорогу в миниатюре проложили.
😰 У актером Лоуренса Оливье и Джоан Фонтейн не сложились отношения. Оливье относился к ней холодно. Хичкок, узнав об этом, подговорил всю съемочную группу тоже относиться к Фонтейн враждебно. Так он хотел добиться, чтобы актриса чувствовала себя замкнуто, это бы помогло ей лучше выполнить свою роль.
Разбор сцены из фильма «Ребекка»
Теперь рассмотрим художественные особенности фильма 👇
🔳 Эстетика нуара. В 40-е годы в Голливуде был популярен нуар. Хичкок работает в эстетике, близкой к нуару: контрасты света и тени, загадочность, ощущение сна.
🤷🏼♀️ Героиня без имени. У главной героини нет имени. Она как будто еще не достойна носить его: героиня становится второй женой героя Лоуренса Оливье, и находится в тени Ребекки. И муж, и экономка сравнивают героиню с первой женой, именем которой назван фильм.
👻 Отсутствие героини, вокруг которой строится повествование. Мы ни разу не видим ту самую Ребекку — ни на фото, ни во флэшбэках. Все о ней говорят, вокруг нее выстроена тайна. Показать нам ее — это то же самое, что разрушить тайну.
В 1962 году молодой критик и режиссер французской новой волны Франсуа Трюффо взял серию интервью у своего кумира Альфреда Хичкока. Вот фрагменты интервью, посвященные фильму «Ребекка» 🎤
🗣
— Вы остались довольны «Ребеккой»?
— Как Вам сказать, ее не назовешь «фильмом Хичкока», это так, романчик. История архаичная, относящаяся к дамской литературе, против которой я ничего не имею, но не могу отрицать, что ей крепко не хватает юмора.
— Видимо так, зато она обладает достоинством простоты.
(...)
🗣
— В ее отношениях с экономкой, миссис Дэнверс, появилось нечто для Вас новое. И отголоски этих отношений звучат время от времени в Ваших фильмах, проявляясь не только на уровне сценария, но и визуально: два лица, одно мертвенно-неподвижное, будто окаменевшее от страха перед другим; жертва и мучитель в одном кадре.
— Точно. В «Ребекке» я очень тщательно это выстраивал. Миссис Дэнверс почти ни разу не показана в движении. Если она входит в комнату героини, то женщина сначала слышит звук шагов, а затем перед ней вырастает идеально прямая фигура вездесущей дамы. В этих эпизодах ситуация показывается с точки зрения героини; для нее появление миссис Дэнверс всегда неожиданно, и это само по себе ужасно.
(...)
🗣
— Вся история настолько психологична, что всякие мотивационные объяснения уже излишни, тем более что они никак не влияют на развитие сюжета. Правда, развязка мне так и осталась до конца непонятной.
— Разгадка в том, что Ребекку вовсе не муж убил; она покончила самоубийством, узнав, что больна раком.
— Это-то я понял, но неясным осталось то, считает ли муж себя каким-то образом повинным в ее смерти или нет!
— Нет, не считает.
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день