angle-down facebook instagram vkontakte warning

Альфред Хичкок

Как Хичкок обновлял кино в шестидесятых

Рок-н-ролл, хиппи, французская новая волна — дух свободы шестидесятых отодвинул старое кино на второй план. Посмотрим, как с этим справлялся Хичкок.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Поздний Хичкок пользуется у зрителей все меньшим спросом. 60-е годы — это время хиппи, рок-н-ролла, наркотиков, сексуальной революции, Новой волны во Франции. Кино старого образца кажется нафталиновым, Хичкок, который недавно был новатором, воспринимается как старомодный режиссер.

В первую очередь потому что он снимает натуру в павильонах. Если нужно снять лес, он будет снимать искусственный лес, в то время как режиссеры Новой волны уже смело работают на натуре🌳

К тому же зрителей 60-х годов уже раздражает рир-проекция, которой Хичкок активно пользуется. Что это такое?👇

1. Рир-проекция на съемках фильма Альфреда Хичкока «Железный занавес»
2. Рир-проекция на съемках фильма «На север через северо-запад»

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Что такое рир-проекция?

🎥 На полупрозрачный экран позади актеров проецируют на просвет снятое заранее фоновое изображение. Камера спереди снимает всю картинку еще раз. Фон получается переснятым с экрана повторно, поэтому его качество резко отличается от переднего плана: он немного мутный. Это был самый дешевый способ перенести актеров на локацию.

🚘 Например, сцена в машине: герой якобы едет, но на самом деле сзади героя — экран, на котором мы видим движущиеся картинки города, а машина стоит на месте. Зритель 60-х уже более избалованный, технология кажется наивной.

⭐️ Но несмотря на это, Хичкок — настоящий кумир режиссеров Новой волны. Они пишут о нем статьи и эссе, берут у него большие интервью, закрепляя за ним славу экспериментатора и новатора.

Теперь поговорим о том, что же нового придумал Хичкок 👇

🎥 Смелое движение камеры. Уже в фильме «Шантаж» 1929 года смелые наезды от общего плана к детали, съемки через зеркало.

🤦‍♀️ Фильм без героя. В фильме «Реббека», как мы уже говорили, не показана героиня, вокруг которой закручен сюжет. Это похоже на фильм «Бешеные псы», где рассказывается история ограбления без ограбления. Только на 30 лет раньше.

🎨 Сотрудничество с художниками. Чтобы сделать декорации для сна главного героя в сюрреалистическом психоаналитическом фильме «Завороженный» Хичкок пригласил звезду — Сальвадора Дали.

🎞 Фильм без монтажных склеек. В фильме «Веревка» Хичкок экспериментирует в области внутрикадрового монтажа. Он хочет снять весь фильм одним планом, ни разу не выключив камеру. Все происходит в квартире, за пределы которой мы не выходим, действие разворачивается в реальном времени. Но тогда техника еще не позволяла осуществить задуманное, запись приходилось останавливать, чтобы поменять бобину с пленкой. Пришлось сделать 9 монтажных склеек.

Но даже их Хичкок маскирует. Например, камера наезжает на темный пиджак, камеру выключают, меняют пленку и следующий кадр начинается с того же пиджака, камера отъезжает, съемка продолжается. Это создает эффект повествования на одном дыхании, непрерывности действия.

1. Эскиз Сальвадора Дали к фильму «Завороженный»
2. Сцена из фильма «Завороженный»
3. Дали и Хичкок

Продолжаем разговор об экспериментах Альфреда Хичкока🔻

😱 Ложный флешбэк. В фильме «Страх сцены» есть запрещенный прием. Как было раньше? Герой может говорить что угодно, врать, но устно. А если нам какое-то событие показали в виде флэшбэка — воспоминания героя, значит оно точно было. Что делает Хичкок? Показывает то, чего не было: в начале фильма мы видим своими глазами, как героиня Марлен Дитрих говорит, что убила человека, а в конце выясняется, что герой наврал про нее, а режиссер визуализировал его ложь. От такого зрители пришли в ужас, фильм провалился. Но после фильма «Расемон» Куросавы, в котором он использовал тот же прием, ложный флэшбэк становится легитимной и неотъемлемой частью кинематографа.

✂️ Частый монтаж. В фильме «Психо», о котором мы еще поговорим, сцена в душе смонтирована почти как клип — на 1,5 минуты приходится 52 монтажные склейки. Это очень много. Такой новаторский эффект возбуждал психику зрителя.

🔪 Сдвиг развития событий. До Хичкока главные действующие лица фильма не могли умереть раньше финала. Героиню главной звезды фильма «Психо» Джанет Ли убивают в середине. Это абсолютный шок для зрителя того времени.

🦅 Спецэффекты. В «Птицах» использованы комбинированные съемки. Финальная сцена фильма включает 32 экспозиции. То есть 32 разных кадра накладываются друг на друга, создавая апокалиптичный эффект.

Вот тут собраны все камео Хичкока. Какое вам больше всего запомнилось?

🎭 Как мы уже сказали, камео — это эпизодическая роль, которую играет знаменитый человек. Камео украшают фильмы, создают дополнительные отсылки и смыслы, заигрывают со зрителем. Вспомните какие-нибудь камео, которые встречались вам в фильмах или сериалах.

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;