angle-down facebook instagram vkontakte warning

Альфред Хичкок

Жанры и приемы Хичкока

Не только нуар: Хичкок снимал и комедии, и мелодрамы. Посмотрим, как темы творчества раскрывались в разных фильмах.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Какие режиссеры повлияли на Хичкока

Изучаем жанры, в которых работал Альфред Хичкок, и его фирменные приемы 👌🏼

Хичкок ассоциируется со словом саспенс. Этот прием лежит в основе всех триллеров. Саспенс — это напряженное ожидание. Герой, как правило, не подозревает, что сейчас с ним что-то случится, но об этом уже знает зритель.

💣 Сам Хичкок проиллюстрировал саспенс так: сидят двое мужчин за столом. Под столом тикает бомба. Джентльмены разговаривают о погоде и прекрасно себя чувствуют, не зная о бомбе. А зрителю режиссер все время показывает часовой механизм. Зритель нервничает, ожидая развязки. И неважно, случится взрыв или нет. Само это ожидание и есть саспенс.

🙅‍♀️ Дальше будет пример, а в примере — спойлер.

В фильме «Психо» есть знаменитая сцена в душе. Хичкок специально очень подробно показывает бытовые детали: героиня зашла в душ, разделась, задвинула шторку, моется. Зритель понимает, что это неспроста: если бы сцена не имела особого значения, нам бы не показывали все так долго. Это затишье перед бурей. И действительно: открывается дверь, и мы видим зловещий силуэт, который надвигается с ножом в сторону главной героини.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Хичкок был одним из первых, кто использовал в своих фильмах саспенс. Потом так стали делать почти все. Вспомните примеры из любых фильмов, когда вы сидели в напряженном ожидании и понимали: вот оно — затишье перед бурей.

Давайте разберемся с жанрами, в которых работает Хичкок 👇

💎 Как мы уже говорили, Хичкок работает в эстетике нуара, но его любимый жанр — триллер. Все триллеры объединяет интенсивность порождаемых эмоций. Если триллер не в состоянии щекотать нервы, значит он не справляется со своей работой.

👻 В отличие от фильма ужасов , в котором важно показать что-то страшное — чудовище, призрака, монстра, в триллере важно, ничего не показав, создать ужасную атмосферу.

😎 Хичкок снимает и шпионские фильмы: «39 ступеней», «Леди исчезает», «Диверсант», «Дурная слава». Снимаются эти фильмы между двух мировых войн, в период политического напряжения. Это время, когда шпионская тема как никогда актуальна.

😅 Фильмография Хичкока огромна, поэтому было бы странно, если бы он не успел поработать и в других жанрах. Например, он снял мелодраму «Под знаком Козерога» и несколько комедий, построенных на черном юморе. Одна из самых известных — «Неприятности с Гарри». Это фильм о том, как добропорядочные американцы пытаются избавиться от трупа по имени Гарри.

Какие темы повторяются в фильмах Хичкока?🔻

⛪️ Чувство вины, вскормленное на католицизме. Самый яркий пример — фильм «Я исповедуюсь». В нем Хичкок наиболее откровенно говорит о собственном католицизме. Главный герой — священник, которому исповедался убийца, а в убийстве обвинили самого священника. Он никому не может назвать имя убийцы, потому что должен сохранить тайну исповеди. Он без вины виноватый. Хичкоку важно показать духовный христианский подвиг священника, который жертвует собственной жизнью.

🔪 Насилие. В фильмах Хичкока мы не видим прямых сцен насилия. В отличие от Тарантино кровь не льется, но сцены эти подразумеваются, они происходят, но за кадром. Это связано, с одной стороны, с жестокими цензурными ограничениями того времени. А с другой, в этом и есть суперсила Хичкока — не показывать напрямую, но создать ощущение.

О педантичности Хичкока ходят легенды. Снимал кино от так же четко 😎

✅ Он склонен к стерильности кадра
✅ Заранее знает, как будет двигаться камера
✅ Знает биографии всех персонажей до деталей, даже если напрямую для фильма это не важно
✅ Говорил: «В кино главными являются три вещи: это сценарий, сценарий и еще раз сценарий».

Вот что пишет о нем Ингрид Бергман 👇

🗣 «Его режиссерское великолепие заключается в умении все подготовить заранее. Нет ничего такого, чего бы он не знал о своем фильме еще до того, как начнет его снимать. Каждый штрих, каждый элемент декорации он сначала готовит в миниатюре дома, а потом уже воссоздает в студии, ему не всегда даже надо смотреть в объектив, он говорит: „Я знаю, как это выглядит“. Я не знаю ни одного режиссера, который работал бы, так как он».

Джанет Ли, которая которая играла в «Психо», вспоминает 👇

🗣 «Тщательно продумано было все: гардероб, чемодан, то что я положу в этот чемодан. Он показал мне макет мизансцен и сказал, как именно кинокамера войдет в окно, и как она будет следить за героями, и все это ради лаконичных эффектов, все-все заранее прорабатывается».

💎 Еще одна фишка Хичкока называется макгаффин. Это предмет, вокруг которого закручивается сюжет. Макгаффин — это источник конфликта между персонажами, но сам по себе в сюжете не участвует, а иногда мы и вовсе не понимаем, что в нем такого ценного. Термин вошел в широкий оборот после фильма Хичкока «39 ступеней».

В интервью Трюффо Хичкок сказал 👇

🗣 «Макгаффин — это, в сущности, ничто. Неважно, что это за вещь главное, что все хотят ею обладать».

🗣 «Вас может заинтересовать, откуда взялся сам термин. Это вроде как шотландская фамилия, взятая из байки про двух людей в поезде. Один спрашивает: „Что там завернутое лежит на верхней полке?“. Второй отвечает: „А, это Макгаффин“. — „А что такое Макгаффин?“ — „Ну, это такой аппарат для ловли львов в Северо-Шотландском нагорье.“ — „Но в Северо-Шотландском нагорье нет львов!“ — „Ну, значит это не Макгаффин!“ Получается, что Макгаффин на самом деле — то, чего вообще нет».

Примеры макгаффинов — стул в «Двенадцать стульев», бриллиантовая рука, светящийся изнутри чемодан в «Криминальном чтиве» Тарантино.

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;