Дэвид Хокни
Переезд в Америку и работы с бассейнами
Поворотной точкой в жизни и творчестве Хокни становится переезд в Америку в 1966 году. В этот период он создает несколько серий, в том числе и культовую серию с бассейнами. Поговорим об этих работах.
Дэвид Хокни. Офорты на стихи Константина Кавафиса
Дэвид Хокни. Офорты-иллюстрации к сказкам братьев Гримм
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
☀️ В 29 лет Хокни переезжает в Лос-Анджелес. Америка еще в первый визит поразила Хокни ярким солнечным светом и неторопливым образом жизни. После переезда он пишет серию картин с душем и бассейнами, офорты и акватинты.
📚 Для офортов Хокни чаще всего использует литературные сюжеты. Первая серия создана на стихи греческого поэта из Александрии Константина Кавафиса. Хокни хотелось воссоздать на своих гравюрах атмосфер у Александрии и он отправился в путешествие в Бейрут, который казался ему близким по духу к Александрии. Но пейзажи мы увидим только в четырех иллюстрациях. На остальных же Хокни изображает друзей в весьма пикантных сценах.
✍️ Хокни удалось очень точно передать стиль поэта. Кавафис освободил свою поэзию от излишней образности и сознательно прибегал к очень бедному языку. Работы Хокни — это точность, графичность изображения и простые линии.
📖 Следом Хокни создает иллюстрации к шести сказкам братьев Гримм. По словам Хокни, он прочитал 350 сказок. У него вышло 39 офортов на медных пластинах. Чтобы добиться глубокого черного цвета, он использует старинную технику акватинты — техника создания гравюры, оттиск с которой напоминает рисунок водными красками.
Дэвид Хокни
1. Бассейн и ступеньки
2. Портрет Ника Уйлдера
3. Загорающий
4. Бассейн
5. Картина с голливудским бассейном
6. Вода наполняет бассейн
7. Человек в душе
8. Домашняя сцена
Любимой темой Хокни в тот период стали бассейны и душ. Давайте узнаем, почему, а потом разберем три главных картины.
💦 Хокни говорил, что его всегда интересовала вода и стекло. Когда он смотрел на американские бассейны, на ум пришли стихи Джорджа Герберта:
«Человек, смотрящий на стекло,
Глазами упирается в него;
Но если он проникнет сквозь преграду,
То взгляд небес получит он в награду.»
🌫 В бассейне тоже можно смотреть сквозь воду, а можно непосредственно на поверхность воды. Хокни наблюдал за бесконечно движущейся поверхностью и ему хотелось отобразить воду не как замерший момент, а передать слегка заметное движение. В поисках этого момента он создал 12 картин с бассейнами.
🏊♂️ Бассейн для Хокни — символ солнечного света и свободы. В Лондоне бассейн дома считался роскошью, а в Америке был обычным делом. Бассейны встречались даже в многоквартирных домах.
🖌 В тот период складывается фирменный стиль Хокни: яркие прозрачные краски, точно переданная глубина пространства, яркий свет, нарочитая примитивность и наивность, отрешенность персонажей.
👱♂️ Вместе с бассейнами Хокни пишет портреты в интерьерах. При этом он не писал незнакомых людей — только тех, с кем приходилось встречаться.
Дэвид Хокни
1. Питер выбирается из бассейна Ника
2. Большой всплеск
3. Бассейн с двумя фигурами
Работы «Питер выбирается из бассейна Ника», «Большой всплеск» и «Бассейн с двумя фигурами» — культовые картины Дэвида Хокни и одни из самых цитируемых работ. Поговорим о них подробнее.
👬 Три картины объединяет бассейн и фигура Питера Шлезингера, возлюбленного Хокни, 19-летнего студента Калифорнийского университета, где они и познакомились. Хокни был преподавателем Питера, разница в возрасте составляла 11 лет.
🛀 Тема купания была довольно популярна еще со времен Ренессанса. Для Хокни это метафорическое понимание гармонии природы и человека.
Работа «Питер выбирается из бассейна Ника»
⛱ Хокни изобразил бассейн многоквартирного дома в Лос-Анджелесе, где жил друг Хокни галерист Николас Уайдер. Хокни остановился у него, приехав в Америку.
📸 Вместо эскиза Хокни использовал снимок с полароида. Но только на снимке Питер опирался на капот автомобиля. О снимке говорит форма холста в виде квадрата и свободные поля по краям.
👏 Картину высоко оценила публика и критики — ее дважды удостоили премии Джона Мура, которую вручают раз в два года лучшей работе из современной живописи.
Работа «Большой всплеск»
⌛️ Хокни хотел изобразить мгновение, которое длится всего пару секунд. Чтобы его написать, понадобилось две недели. В картине царит полное безмолвие и неподвижность. Замерло все, кроме всплеска. Ряд критиков относят эту работу (точнее, сам всплеск) к манере абстрактных экспрессионистов.
↔️ Это третья и самая большая картина-«всплеск», размером 2,5 на 2,5 метра. Есть еще «Всплеск» и «Малый всплеск». Большой размер картины «втягивает» зрителя непосредственно в полотно.
🎨 Хокни использовал несколько специальных приемов, когда писал картину. Чтобы максимально передать чистоту цвета, он использовал быстросохнущие акриловые краски, а для написания больших цветных блоков использовал малярный валик. Хокни наносил краску в 2–3 слоя, чтобы она утратила прозрачность, и только потом приступал к прорисовке деталей. Он не использовал подрамник, а просто повесил холст на стену.
✏️ Композиция картины состоит из двух разных изображений. Первое — зарисовка самого художника, а второе — из книги по строительству бассейнов.
Работа «Бассейн с двумя фигурами»
💔 Картина написана значительно позже — в 1972 году. Если «Большой всплеск» был создан в момент влюбленности, то «Бассейн с двумя фигурами» в период, когда Хокни переживает тяжелейшую депрессию, вызванную расставанием с Питером Шлезингером.
👋 Эта картина посвящена концу любви. Здесь бассейн — бездна, которая возникает между людьми в момент расставания.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день