Дэвид Хокни
Влияние Пикассо и работа с фотографией
В 70-е Хокни увлекается кубизмом и Пикассо, а также начинает работать с фотографиями. Он применяет собственный метод, который назвал джойнерс (joiners). Посмотрим, в чем заключался этот метод, и как проявилось влияние работ Пикассо.
1–6. Дэвид Хокни. Голубая гитара, 1976–1977
7–10. Пабло Пикассо. Suite 347, 1968
В 70-е Хокни увлекается кубизмом и Пикассо, а также начинает работать с фотографиями. Он применяет собственный метод, который назвал джойнерс (joiners). Посмотрим, в чем заключался этот метод, и как проявилось влияние работ Пикассо.
🎸 Хокни создает серию офортов «Голубая гитара» под влиянием стихов Уоллеса Стивенса «Человек с голубой гитарой» в 1976–1977 году. Интерес именно к этому стихотворению неслучаен. Поэт вдохновлялся картиной Пикассо голубого периода «Старый гитарист».
🔲 В работах очень много ссылок на Пикассо, потому что Хокни задумывал офорты как интерпретацию темы, а не «дословную» иллюстрацию стихов. Каждую гравюру Хокни напечатал в пяти цветах и выполнил в той же технике, которую использовал Пикассо при создании цикла гравюр Suite 347.
📸 Интерес к Пикассо выразился и в работе с фотографиями — новом направлении творчества Хокни. Если художники-кубисты создавали свои картины, раскладывая форму на части, то Хокни составляет изображения из фотографий одного и того же предмета с разных точек зрения.
▪️ Обычная фотография, по мнению Хокни, — это «взгляд на мир с точки зрения парализованного циклопа — на долю секунды». То есть, в обычной фотографии мы видим предмет только с одного ракурса и только долю секунды. Ему же хотелось создать такую фотографию, которая могла бы передать разные точки зрения, разное время и разное движение.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяДэвид Хокни
1. Автопортрет
2. Портрет матери
3. Натюрморт с голубой гитарой
4. Патрик Проктор
5–10. Joiners
Новый метод Хокни появился случайно, но стал узнаваемой частью его творчества. Давайте посмотрим, как действовал художник.
🖇 Новый метод Хокни назвал joiners от англ. соединять — «соединялки». Суть метода в том, что Хокни объединял в единое целое изображение десятки последовательных полароидных фотографий, сделанных под разными углами. Создав около 140 полароидных работ в течение нескольких месяцев, он смог экспериментировать с передачей времени, движения и положения зрителя.
📸 Метод появился случайно. Он фотографировал работы у себя в мастерской, и когда в конце пленки оставалось несколько кадров, просто дощелкивал их, снимая предмет с одной точки зрения и слегка сдвигая камеру с каждым щелчком. После того, как художник проявил фотографии и разложил их, то понял, что этот метод можно использовать при создании работ.
🖼 Хокни применял метод к своим традиционным сюжетам: пейзажам, натюрмортам, портретам. Он настолько увлекся фотографией, что забросил на какое-то время живопись.
🗣 «Я осознал, что фотография — это не искусство, не техника, не ремесло, не увлечение. Это инструмент. Невероятный инструмент для рисования. Я будто был, как и большинство обычных фотографов, приверженцем какой-то давно укоренившейся культуры, в которой карандашами ставили только точки. А теперь вместе с осознанием того, что карандашом можно рисовать линии, пришло очевидное чувство освобождения»
Дэвид Хокни
1. Билли и Одри Уайлдер
2. Шоссе Пирболссом
Давайте рассмотрим поближе две работы-«соединялки» и узнаем, как они создавались.
🌪 Работа «Билли и Одри Уайлдер» показывает движение. Одри подносит сигарету к лицу, а Билли — маленькую скульптуру к глазам. Каждая фотография снималась отдельно, но воспринимаются они все одновременно, создавая головокружительный эффект. Это что-то такое, чего не увидишь с первого взгляда.
🔘 Хокни хотел изобразить трехмерный мир с помощью двумерных форм искусства. Для этого он представляет один предмет с разных точек зрения.
🗣 «Я был у камеры днем и ночью [...] соеднялки гораздо ближе к тому, как мы на самом деле смотрим на вещи, они ближе к истине опыта»
📽 Работа «Шоссе Пирболссом» очень кинематографична. Хокни задумывал ее как иллюстрацию к роману Владимира Набокова «Лолита» — к эпизоду, где Гумберт колесит по Америке, пытаясь отыскать Лолиту.
🎞 Для работы было сделано несколько тысяч снимков, но в финальную композицию войдет только 750. На создание картины художник потратил 9 дней.
🌁 Наиболее сложный элемент в работе — это небо, которое меняет цвет чуть ли не каждую минуту. При этом оно занимает на картине одну треть пространства. Хокни пришлось потратить не один час, отыскивая подходящие по цвету фрагменты и соединяя их в единое целое.
▪️ На вопрос, что это — фотография или картина, Хокни отвечал, что его друзья-фотографы считают, что это картина, а он сам думает, что фотография.
🙏 За этой работой 10 лет гонялся куратор Музея Гетти Уэстон Неф, но Хокни отказывался ее продавать. Сделка состоялась только в 1997 году, когда Неф предъявил последний козырь: в музее появились специальные холодные хранилища, которые позволят сохранить работе цвет.
О секретном знании Дэвида Хокни и его фильме
1. Хокни за работой
2, 3. Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини
4. Антонис ван Дэйк. Генуэзская аристократка с сыном (маленькая голова)
5. Жан-Огюст-Доминик Энгр. Портрет мадам Леблан (длинная рука)
6. Франческо Пармиджано. Антея (большая рука)
7. Якоб Герритс ван Рострате. Объяснение в любви (все левши)
8. Кадр из фильма Хокни
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день