Дэвид Хокни
Парные портреты
Двойные портреты в интерьере — еще одни фирменные работы Хокни. При помощи композиции и цвета он передавал характер отношений пары. Давайте посмотрим, как расположение героев может отражать напряжение.
✨ Бассейнами и двойными портретами Хокни создавал образ «приглаженной», туристической Америки. Америки, где нет беспорядков и грязных подворотен. Перед нами яркая рекламная картинка рая на земле: богатые люди, бассейны, роскошь их домов. Хокни писал портреты для себя, а не на заказ.
🥫 По сути, он делает то же самое, что и Уорхол. Только Уорхол использует упаковки порошка и супа, а Хокни создает метафорическую упаковку красивой жизни в Калифорнии. Он фиксирует мир точно так же, как и другие художники поп-арта и просит не искать в них скрытых подтекстов и глубины.
📸 В портретах Хокни переключился с модернизма и стилизации на натурализм. Для большей точности вместо эскиза он рисовал скетчи с фотографии и писал людей всегда в интерьерах или на фоне их домов.
🛋 Интерьеры Хокни стали предметом для подражания. Сегодня многие декораторы учатся по ним колористике. Хокни использовал яркие цвета, чтобы выделить людей, небо, воду и ключевые объекты, а все остальное давал в приглушенных пастельных тонах.
📏 Все портреты выполнены по одной схеме: вместо фона — стена, фигуры размещаются симметрично, лица людей почти не прописаны, а обстановка является неотъемлемой частью портрета. Он часто изображал предметы в натуральную величину. Это усиливало степень вовлеченности зрителя.
💭 Двойные портреты — это не про точное изображение людей, а про взаимоотношения. Хокни первым пишет однополые пары, а образы героев раскрывает через цвета и обстановку. Например, если цвет неровный — отношения в паре разладились. Чрезмерная статичность пары говорит об официозе, который ограничивает жизнь этих людей. На конфликты внутри пар указывают их позы: одна фигура тогда изображается анфас, а вторая в профиль.
1. Дэвид Хокни. Кристофер Ишервуд и Дон Бакарди
2. Крис и Дон на фотографии
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Первым двойным портретом стало изображение писателя Кристофера Ишервуда и портретиста Дона Бакарди. Давайте поговорим о работе и ее героях.
👬 Кристофер и Дон — пара, которая доказала всему миру возможность однополой любви на протяжении всей жизни. Разница в возрасте составляла 30 лет, отношения продлились 33 года до смерти Ишервуда.
▪️ По книгам Ишервуда снят фильм «Одинокий мужчина» Тома Форда и «Кабаре» с Лайзой Минелли.
📏 Композиция картины отражает кризис отношений. Герои изображены у себя дома в Санта-Монике. О кризисе говорят и позы, и размещение фигур на разных сторонах дивана. Одна фигура обращена на зрителя, вторая в профиль. Этот поворот подчеркивает не только конфликт между героями, но и непримиримость к гомосексуализму со стороны общества.
Еще один портрет на тему однополой любви — изображение известного куратора из Нью-Йорка Генри Гельдцалера и его партнера Кристофера Скотта. В 2019 году эта работа ушла с аукциона почти за 50 миллионов долларов. Давайте посмотрим, как Хокни передает характер героя и его отношений через композицию.
🤝 С Гельдцалером Хокни познакомился на «Фабрике» Уорхола. Уже тогда куратор был влиятельной фигурой на арт-рынке. Его портреты писали Джордж Сигал, Фрэнк Стелла, Элис Нил. Сам Уорхол снял фильм с его участием —«Генри курит сигарету».
▪️ У Генри Гельдцалера была маленькая странность — в его доме не было зеркал. О том, как он выглядит, он узнавал по портретам своих друзей.
🛋 Портрет написан в интерьере квартиры Гельдцалера в Нью-Йорке. В центре розовый диван. За окном он изобразил не вид из окна квартиры, а вид из кабинета Скотта. Хокни изображает Генри накануне очень важного события. В это время он выступает организатором выставки «Нью-Йоркская живопись и скульптура: 1940–1970».
📏 При построении композиции Хокни применяет методы художников Возрождения: он приклеил над головой Генри 25 расходящихся линий в середине холста. Это помогло установить одноточечную линейную перспективу, которая максимально приближала объекты к зрителю. Благодаря этому получился «эффект нимба» вокруг фигуры Генри.
▪️ По этим линиям он вписывал все остальные элементы, покрасил обувь, перекрасил ковер сначала из красного в коричневый, а затем в четыре оттенка синего, прежде чем остановится на деревянном паркете. После снятия линий художник добавил стеклянный стол и вазу с тюльпанами (размером больше, чем в реальной жизни) на передний план.
💪 За счет такого построения композиции фигура куратора выглядит очень масштабно и создает ощущение вневременности, в то время как фигура его партнера кажется мимолетной.
На картине «Американские коллекционеры» Хокни изобразил Фреда и Марсию Вейсман. Пара разведется через несколько лет после написания портрета. Давайте посмотрим, при помощи каких приемов Хокни смог передать сложные отношения пары.
🔝 Вайсманы создали одну из лучших коллекций современного искусства в США. У них были работы таких экспрессионистов как де Кунинг, Барнет Ньюманн и Клиффорд Стилл.
⛲️ На картине они изображены в саду скульптур возле своего дома. За их спинами два объекта: абстрактная скульптура и тотем. Абстрактная скульптура — символ Марсии. Тотем — символ Фреда. Но улыбка на тотеме точно такая же, как улыбка женщины. Тотем на картине выступает и в роли домашнего идола, подчеркивая тот факт, что это не просто жилой дом, а дом-галерея, выставочное пространство.
💔 Композиция и цветовое решение передают официозность их жизни и проблемы во взаимоотношениях. Расстояние между персонажами и их позы подчеркивают пренебрежительность друг к другу. Напряжение в паре Хокни передает несколькими способами: поворотами фигур (анфас и профиль), скульптурой между героями, тенью от фигуры Фреда. Хокни использует разный язык тела. Фред напряжен до предела, его рука сжата так, что краска начинает течь из кулака и мы можем видеть каплю этой краски.
▪️ Позы нарушают гендерные стереотипы: женщина смотрит на зрителя, а мужчина изображен в профиль.
👋 Готовую картину Хокни подарил паре. Несколько лет они хранили портрет, а потом избавились от него. Картина им явно не понравилась. В середине 1970-х Вейсманы разведутся.
👏 Сам Хокни в 1968 году возвращается в Лондон, где состоялась первая ретроспективная выставка. Местная публика приняла работы Хокни восторженно.
Об одном из лучших парных портретов Хокни
Дэвид Хокни. Мистер и миссис Кларк и Перси
Дэвид Хокни. Портреты Селии Биртуэлл
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день