angle-down facebook instagram vkontakte warning

Женщины-художницы в искусстве разных эпох

Художницы в России

Россия опередила Европу, разрешив девушкам учиться в Академии художеств. Поговорим о талантливых и влиятельных русских художницах.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

Софья Сухово-Кобылина

1. Автопортрет, 1847
2. Портрет сестер Сухово-Кобылиных: Елизаветы, Софьи и Евдокии, 1847
3. Итальянский пейзаж (этюд), 1847
4. Итальянский пейзаж, 1840-е
5. На лесной дороге, 1850-е
6. Перед грозой, 1850-е
7. Софья Васильевна Сухово-Кобылина, получающая на Акте в Академии художеств большую золотую медаль, 1854
8. Софья Сухово-Кобылина, фото 1850-х

Вот мы наконец добрались до русских художниц. Хотя в России женщин-художниц тоже не было очень долго, в некоторых вопросах мы в итоге опередили Европу.

👧 В конце 1830-х годов при Императорском обществе поощрения художеств открылись рисовальные классы для девочек. В 1842 году в Петербурге открылись женские вечерние классы в Санкт-Петербургской рисовальной школе для вольноопределяющихся. Женщин начали принимать в Академию художеств как вольнослушательниц.

👫 В 1873 году разрешили ученицам заниматься в одном классе с учениками, позже дав им свое отделение. По тем временам это было передовым решением: во Франции женщины могли учиться только в частных школах и отдельных классах.

🎓 С 1893 года в Академию стали брать женщин как полноправных студентов. После этого количество женщин-художниц стало расти лавинообразно.

👩‍🎨 Софья Сухово-Кобылина — первая художница, получившая медаль Академии художеств.

▪️ Родилась в семье военного. Начала учиться рисованию у академика Егора Мейера. Делала этюды с натуры в российских губерниях.

▪️ В 1849 году выставила в Академии художеств пейзаж «Дорога на берегу реки». Позже получила малую золотую медаль за несколько крымских видов, а спустя год — большую золотую медаль за два вида Крыма и вид в окрестностях Мурома.

▪️ За свой счет поехала за границу, чтобы продолжить обучение. Жила в основном в Риме, где ее дом стал салоном для русских художников, живших в Италии.

▪️ В последние годы вместо пейзажей занялась портретной живописью. В 42 года вернулась из Рима в имение отца в Тульской губернии, где вскоре умерла.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Мария Башкирцева

1. Автопортрет с палитрой, 1880
2. Молодая женщина читает «Вопрос о разводе» Александра Дюма, 1880
3. Портрет старушки (Мадам По), 1880
4. В студии, 1881
5. Гренада, 1881
6. Встреча, 1884
7. Мария Башкирцева, 1878

Поговорим о Марии Башкирцевой — русской художнице, ставшей известной в Париже и во всем мире не только благодаря своим картинам, но и своему дневнику.

👧 Родилась недалеко от Полтавы в дворянской семье. Девочку любили и баловали, две гувернантки учили ее иностранным языкам, игре на рояле, рисованию.

🎓 Когда ей было 12 лет, семья поехала в Европу — в Вену, Баден-Баден, Ниццу. Все это время Мария занималась музыкой, рисованием, много читала, учила языки, причем программу обучения и преподавателей выбирала сама.

🎨 После переезда в Париж решила всерьез заняться рисованием. Стала одной из первых женщин в частной Академии Жюлиана. Тогда же проявились первые признаки чахотки, из-за ларингита у нее пропал голос.

🏛 Большое влияние на Марию оказала поездка во Флоренцию на торжества в честь 400-летия Микеланджело: там она познакомилась с работами Тициана, Рубенса, Ван Дейка, Веронезе. Картину «Молодая женщина читает „Вопрос о разводе“ Александра Дюма» в 1880 году с успехом выставили в парижском Салоне.

✍️ Примкнула к движению суфражисток. Под псевдонимом Полина Орелль опубликовала в журнале «Гражданка» статью о женщинах художницах, не имеющих возможности обучаться и выставлять свои работы наравне с мужчинами, и двойных стандартах современного общества.

👩‍🎨 Постепенно к Марии пришла слава. О ней говорили и писали, ее работы выставляли в Салоне. Но чахотка прогрессировала, художница не могла ни ходить, ни работать — и умерла в 1884 году в возрасте 25 лет. За короткую жизнь художница успела усвоить достижения и приемы мастеров предшествующих эпох и выработала свою манеру.

📖 Всю жизнь вела дневник, который показал ее незаурядный литературный талант. «Дневником» Башкирцевой зачитывались лучшие умы эпохи, а Марина Цветаева, потрясенная этим текстом, посвятила ей свой первый сборник стихов.

О приглашенных иностранных художницах в России

1, 2. Доротея Мария Гзель. Рисунки, 1700–1705
3. Элизабет Виже-Лебрен. Портрет графа Григория Строганова, 1795
4. Кристина Робертсон Сандерс. Императрица Александра Фёдоровна, 1841
5. Екатерина Чихачева. Автопортрет, 1812
6. Екатерина Хилкова. Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих, 1855

1. Мария Якунчикова
2. Деревенское кладбище, 1890
3. Обложка журнала «Мир искусства», 1899
4. Девочка и леший (настенное лоскутное панно из хлопка, льна и шерсти по эскизу художницы), 1899
5. Русские персонажи, 1899
6. Розовый пейзаж, 1890-е

Теперь обсудим Марию Якунчикову — удивительную художницу, которая вдохновлялась народным искусством и привносила его черты в свое творчество.

👩 Родилась в старинной московской купеческой семье. Поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но ушла оттуда из-за болезни — зато познакомилась с семьей Поленовых.

🎨 Стала неизменной участницей поленовских рисовальных вечеров — работала с Валентином Серовым, Исааком Левитаном, Михаилом Врубелем, братьями Васнецовыми, Сергеем Коровиным. Сначала писала пейзажи, потом занялась картинами-панно, выполненными маслом с выжиганием рисунка иглой по дереву.

🖼 Четыре года училась в парижской академии Жюлиана. Сняла мастерскую и начала работать самостоятельно, выставляя свои произведения в парижском Салоне. В России Мария работала в имениях отца, у Мамонтовых в Абрамцево и вблизи Звенигорода.

🧶 Увлеклась декоративно-прикладным искусством: деревянной игрушкой, вышивкой, гобеленом, аппликацией. Собирала образцы народного искусства, которым восхищалась. В ее творчестве появились неорусские мотивы — как в панно «Городок».

🥈 Члены объединения «Мир искусства» пригласили Якунчикову участвовать в выставках и в издаваемом ими журнале. Выполненные по эскизам Якунчиковой резная полочка для игрушек и вышитое панно «Девочка и леший» на Всемирной выставке 1900 года в Париже были удостоены серебряной медали.

Елена Поленова

1. Декоративная полка, 1885
2. На дворе зимой, 1886
3, 4. Оформление книги «Война грибов», 1889
5. Змий, 1895–1898
6. Иван-Царевич, 1896
7. Жар-птица, 1898
8. Иллюстрация к сказке «Сынко-Филипко», 1896–1897
9. Елена Поленов
а

Завершая разговор о русских художницах, мы не можем не сказать о Елене Поленовой — сестре художника Василия Поленова, которая сама была графиком, живописцем, мастером декоративно прикладного искусства.

🎓 В 19 лет в Париже поступила в студию Шарля Шаплена. Тот высоко оценил способности молодой художницы, но отмечал, что ей недостает технических навыков. Сама Поленова потом сетовала, что ей не удалось получить основательное художественное образование.

🏥 С началом русско-турецкой войны уехала в Киев к сестре. Там училась на медицинских курсах, ухаживала за ранеными. В госпитале встретила первую и единственную любовь — врача, профессора Киевского университета Алексея Шкляревского, но ее семья была против брака. После этого Елена так и не вышла замуж и полностью посвятила себя творчеству.

🥇 Продолжила обучение сразу в двух классах Школы Общества поощрения художеств. Получила медали и оплаченную поездку в Париж.

🎨 Вошла в «абрамцевский кружок» Саввы Мамонтова вместе с братом Василием. Писала акварельные пейзажи, разрабатывала костюмы для спектаклей, изучала русский фольклор, много ездила по деревням, собирая и зарисовывая декоративные предметы русского народного быта, а также записывала народные сказки.

🪑 Вместе с Елизаветой Мамонтовой организовала мастерские для детей крестьян. Сама занимались ремеслами, ее мебель из столярно-резчицкой мастерской была очень популярна и хорошо продавалась.

📖 Занималась оформлением книг. Полностью разработала макет, включая шрифт и иллюстрации для книги «Война грибов», создавала иллюстрации для сказок: «Дед Мороз», «Волк и лиса», «Иванушка- дурачок», «Избушка на курьих ножках».

🩸 Умерла от последствий несчастного случая — падения с пролетки. После этого Елена еще два года мучилась тяжелейшими приступами.

👩‍🎨 Долгое время оставалась в тени брата. Персональная выставка Елены Поленовой в Третьяковской галерее прошла только в 2012 году.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;