Женщины-художницы в искусстве разных эпох
Средние века: монастыри и ремесленные гильдии
В Средние века женщинам запрещалось заниматься искусством. Познакомимся с самыми ранними художницами, которые обошли запреты.
1. Катарина ван Хемессен. Женский портрет, 1551
2. Артемизия Джентилески. Юдифь, обезглавливающая Олоферна, 1612
3. Лавиния Фонтана. Одевающаяся Минерва, 1613
4. Розальба Каррера. Девочка с обезьянкой, 1721
5. Мария Башкирцева. Встреча, 1884
6. Мэри Кэссетт. Купание ребенка, 1893
Приписывается Энде
1. Ангелы. Манускрипт Beato de Cardena, Испания, 10 в.
2. Господь во Славе. Манускрипт Beato de Gerona, Испания, 10 в.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Для начала давайте посмотрим, какие у женщин Средних веков были возможности заниматься искусством.
✋ Женщин-художниц намного меньше, чем мужчин. Это связано с социальным статусом женщин, который долгое время в разных странах был схожим: занятия искусством запрещались или как минимум не поощрялись.
⛪️ В Средние века практически единственной возможностью для женщины реализовать себя интеллектуально и творчески был монастырь. Там можно было получить качественное образование, заниматься науками и творчеством — создавать вышивки, оформлять детали церковного интерьера, иллюминировать рукописи. Возможно, некоторые фрески в монастырях тоже сделаны женской рукой — но здесь авторство установить сложно.
👩 Одна из первых известных средневековых художниц — Энде (или En). Она жила на севере Испании в конце 10 века и иллюстрировала рукописи. Неизвестно, была ли она монахиней или просто по каким-то причинам жила в монастыре.
✍️ Имя Энде первым из имен художниц сохранилось в записи. Оно встречается с именем другого иллюминатора в колофоне рукописи — это что-то вроде «выходных данных» на последней странице: ende pintrix et d(e)i aiutrix fr(a)ter emeterius et pr(e)s (bite)r (Ende, художник и помощник Бога; Эметрио, брат и священник). До сих пор нет единого мнения, как точно зовут эту женщину: одни говорят, что ее имя Ende, другие склоняются просто к En.
О том, какие у женщин в Средние века были возможности заниматься искусством
1. Геррада Ландсбергская. Автопортрет, книга Hortus deliciarum, ок. 1180
2. Геррада Ландсбергская. Ад, книга «Сад Утех», 12 в.
3. Геррада Ландсбергская. Семь свободных искусств, книга «Сад утех», 12 в.
4. Кларисия, автопортрет, южногерманская Псалтирь, ок. 1200
Многие художники Средневековья были анонимными — неважно, мужчины или женщины. Поэтому рассмотрим редкие примеры, когда художницы оставили свои автопортреты.
📖 Герpaда Ландсбергская. Это эльзасская монахиня, писательница и художница. Она родилась в Ландсберге, в знатном семействе. В раннем возрасте ушла в Гогенбургский монастырь и в итоге стала его настоятельницей. Автопортрет Геррады мы можем увидеть в книге Hortus deliciarum. Это иллюстрированная энциклопедия, универсальный учебник по всем наукам, который Геррада написала специально для преподавания женщинам в монастыре. Оригинальная рукопись состояла из 648 страниц на 324 пергаментных листах.
✍️ Кларисия. Немецкая художница 13 века. Включила автопортрет в Южногерманскую Псалтирь около 1200 года. Клариссия изобразила себя качающейся на хвосте буквы Q. Кроме того, она написала свое имя над головой. Кем она была, точно не известно. По одежде некоторые предполагают, что не монахиней, а мирской студенткой в монастыре. Возможно, это некая высокородная дама, оформлявшая книгу в скриптории монастыря Аугсбурга.
В заключение посмотрим, как женщины могли проявить себя в ремеслах, и познакомимся с Мариеттой Баровье, которая смогла стать мастером-стеклодувом в Венеции.
🏘 В 12 веке произошел расцвет городов, а с ним рост торговли и развитие ремесел. Женщины получили возможность даже вступать в ремесленные гильдии — это особенно часто встречалось среди текстильщиков Фландрии и Северной Франции.
✍️ О женском участии красноречиво говорят записи Гильдии Святого Луки в Брюгге. Судя по ним, к 1480-м годам четверть ее членов были женщинами — вероятно, многие как раз иллюстрировали рукописи.
🧿 Мариетта Баровье — венецианка, дочь мастера-стеклодува из Мурано. В Венеции женщинам запрещалось работать в печах, но ей удалось убедить всех в своем таланте. Мариетте приписывают изготовление бусин особой расцветки в технике millefiore, которую изобрели до нее. Она использовала шесть слоев с белым в центре в форме звезды, добавив слои синего, белого и кирпично-красного цвета.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день