angle-down facebook instagram vkontakte warning

Музыкальный импрессионизм

Фортепианная и оперная музыка Дебюсси

Фортепианные произведения Дебюсси — это «остановленные мгновения» и сложные этюды. В этой части слушаем их и оперу «Пеллеас и Мелизанда».

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Поговорим о фортепианной и оперной музыке Дебюсси.

🕊 Масштабные циклы со сложной внутренней драматургией — сонаты — были чужды Дебюсси: мы обсуждали, что так же было с симфонией. Импрессионизм стремился к запечатлению мимолетности, поэтому фортепианное наследие Дебюсси состоит из миниатюр, объединенных в альбомы или сюиты.

🖼 Фортепианные пьесы Дебюсси почти всегда изобразительны. Они погружают нас в волшебный мир, наполненный чувственными впечатлениями, таинственными портретами, мифологическими героями. Одни их заголовки очаровывают: «Девушка с волосами цвета льна», «Золотые рыбки», «Терраса, посещаемая лунным светом».

🍂 Послушайте пьесу «Колокола сквозь листву» из цикла «Образы» (Images, 1901–1907). Обратите внимание, что магическая, сверхъестественная атмосфера, царящая здесь, далека от мира художников-импрессионистов. Она ближе полотнам французских символистов, например Пюви де Шаванна, любимого художника Дебюсси.

Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5,5 минут.

🎹 Крупнейший фортепианный цикл Дебюсси — его Прелюдии. Это две тетради по 12 пьес. Никакого внутреннего сюжета, общности образов и тем между ними нет. Прелюдии — коллекция «остановленных мгновений», в которых мы наблюдаем за очарованной природой, эффектами света, воды и воздуха, персонажами легенд.

🧜🏻‍♀️ Послушайте «Ундину» из 2-го тома Прелюдий. Эта текучая, временами потусторонне звучащая музыка — портрет русалки. Обратите внимание, что экзотический звук прелюдии связан с ее явственно восточным колоритом.

Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.

👧 Настоящая жемчужина — цикл «Детский уголок» (1909), посвященный 6-летней Шушу. Щемящие и хрупкие, эти пьесы представляют собой ворох зарисовок жизни ребенка, портретов игрушек и сказочных персонажей, мимолетных и пронзительных впечатлений, не сцепленных в единую историю, как бывает с детскими воспоминаниями. Послушайте пьесу «Снег танцует» из этого цикла.

Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2,5 минуты.

💎 Фортепианный Дебюсси — это не только сновиденческие пьесы с поэтичными названиями. Не пропустите его позднюю вершину — цикл из 12 головоломно-сложных этюдов (1915), созданный уже больным автором за 3 года до смерти. Каждый этюд озаглавлен по названию приема, на который он нацелен: «Аккорды», «Украшения» и т.д. Разумеется, это концертные, не «школьные» этюды; они подключены к традиции Листа и Шопена. Послушайте восхитительный №7, «Хроматические гаммы».

Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2,5 минуты.

1. Огюст Ренуар. Рыболов, 1874
2. Пьер-Сесиль Пюви де Шаванн. Сновидение, 1883

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Особое место в наследии Дебюсси занимает его опера «Пеллеас и Мелизанда».

📜 Замысел родился в конце 1890-х, когда Дебюсси познакомился с одноименной пьесой Мориса Метерлинка — французского писателя, известного русскоязычным читателям как автор «Синей птицы», по которой был снят знаменитый советский фильм для детей.

💤 Дебюсси оставил текст пьесы почти неизменным, у него не было либреттиста. Пьеса Метерлинка говорит языком символов; она похожа на печальную, немного абсурдную сказку или пересказ сна.

🌊 Речь в опере — о любовном треугольнике между двумя братьями, принцами вымышленного королевства Аллемонд, и девушкой, которую зовут Мелизанда. Французская публика узнавала в ней героиню своего средневекового фольклора, таинственную русалку Мелузину. В опере Мелизанда лишена рыбьего хвоста: она девушка (или девочка, дитя), однако неразрывно и необъяснимо связана с водой.

🧝‍♀️ Старший брат Голо находит Мелизанду в лесу во время охоты: она плачет, сидя у источника. Он влюбляется в странную, с мрачным прошлым (о деталях которого мы ничего не узнаем) девушку с лучезарными золотыми волосами и делает ее своей женой. В замке она встречает брата Голо, Пеллеаса. Между ними возникает — нет, не роман, настоящего драматического действия тут нет — но томительное притяжение, которое завершается единственным поцелуем, братоубийством и смертью Мелизанды. Родив Голо пугающе тихую, не плачущую крошечную дочь, она угасает.

😴 Время в опере заторможено, герои не действуют активно, но как бы созерцают свои судьбы в печальном, обреченном мире. Их диалоги иногда производят сомнамбулическое впечатление, точно все происходит в томительно длящемся сне. При этом там есть патетические, напряженные, «настоящие оперные» сцены, нисколько не рассеивающие эту атмосферу видения.

🤫 Огромную роль в опере играет оркестр. Это роскошная, полная оттенков симфоническая партитура. Еще очень важна тишина: Дебюсси пользуется отсутствием звука так же, как и звучанием — для создания колорита и саспенса.

🔇 В «Пеллеасе и Мелизанде» нет ни единого оперного клише, ни одной уступки оперному канону: вы не найдете тут ни бравурной арии героя-любовника, ни сладкозвучных дуэтов, ни внушительного финала.

〰️ В опере целая система мотивов-символов, обладающих значением. Они называются лейтмотивами и являются следствием увлечения Дебюсси Вагнером. Лейтмотивы узнаваемы и повторяются в плывущей импрессионистской материи оперы, смыслово оформляя ее и работая как тэги: «свой» мотив, например, есть у каждого из героев.

Как Метерлинк хотел вызвать Дебюсси на дуэль, а Пруст слушал «Пеллеаса» по телефону

Давайте обратим внимание на некоторые важные сцены оперы.

→ Ниже мы приводим фрагменты из спектакля театра Ан дер Вин. Дирижер – Бертран де Бийи; режиссер — Лоран Пелли; Мелизанда — Натали Дессе; Пеллеас – Стефан Дегу; Голо – Лоран Наури.

🌳 Послушайте начало оперы. Мы — в атмосфере шумящего мрачного леса, в котором потерялся Голо. Лес, как и все в мире этой оперы, — метафора. Что именно она означает? Смятение Голо? Его обреченность? То, что он «прошел земную жизнь до половины»? Мы не узнаем: прелесть «Пеллеаса» в том, что все символы остаются без объяснений. Именно поэтому его совершенно бессмысленно ставить, просто инсценируя либретто: эта опера нуждается в режиссерской интерпретации.

Видео-пример на Ютубе

💍 В этой сцене Мелизанда во время прогулки с Пеллеасом, играя, подбрасывает обручальное кольцо у заброшенного колодца. Оно падает в воду; Пеллеас и Мелизанда напуганы, словно сделали что-то запретное.

— Что мы скажем Голо? — спрашивает Мелизанда.
— Правду, — отвечает Пеллеас.

🎶 Обратите внимание на невероятно красивую оркестровую интерлюдию, которая идет после: оркестр как бы комментирует и договаривает эту сцену.

Видео-пример на Ютубе

🧖‍♀️ Эта сцена — самая известная. Мелизанда поет странную полудетскую песенку, расчесывая волосы на балконе. Когда она наклоняется, Пеллеас, стоящий внизу, оказывается в ливне ее светлых волос.

Видео-пример на Ютубе

😡 Дальше одна из жутких сцен оперы. В припадке ревности Голо хватает Мелизанду за волосы, таская ее по полу. Как вы видите, волосы Мелизанды — еще один важный символ в опере. Послушайте, как эстетская импрессионистская музыка Дебюсси поворачивается к нам новой гранью, полной мрачного напора и насилия.

Видео-пример на Ютубе

💔 Послушайте кульминацию последнего свидания влюбленных. Они знают, что приговорены: Мелизанда замечает Голо за спиной Пеллеаса. Этот момент — единственное «настоящее» любовное взаимодействие между ними, апогей притяжения, сразу за которым наступает смерть. «Звезды падают на меня», — говорит Пеллеас за мгновение до удара, нанесенного ему братом.

Видео-пример на Ютубе

👇 Далее вы увидите фрагменты другой, более фантасмагорической постановки, но без русских субтитров.

«Пеллеас и Мелизанда»: начало

«Пеллеас и Мелизанда»: сцена у колодца

«Пеллеас и Мелизанда»: сцена с волосами

«Пеллеас и Мелизанда»: сцена с Голо

«Пеллеас и Мелизанда»: последнее свидание и смерть Пеллеаса

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;