angle-down facebook instagram vkontakte warning

Музыкальный импрессионизм

Симфоническая музыка Дебюсси

В работах Дебюсси можно четко увидеть все особенности импрессионизма. В этой части слушаем его симфонические произведения.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Начинаем знакомство с Клодом Дебюсси — главным композитором-импрессионистом.

👪 Дебюсси родился в 1862 году недалеко от Парижа в простой семье. Отец держал посудную лавку, мать была швеей. В юном возрасте начал брать уроки фортепиано по инициативе своей тетки. Поступил в Парижскую консерваторию, учился без энтузиазма. В результате с фортепиано пришлось распрощаться, и молодой Клод сосредоточился на композиции.

🇮🇪 Выиграл Римскую премию. Так называлась специальная программа для французских композиторов, позволявшая на несколько лет поехать в Италию, жить там на вилле Медичи и сочинять. В Италии Дебюсси очень не понравилось: компания, еда, итальянская опера, — все его раздражало. Зато именно там его ждало первое потрясение: духовная музыка итальянского Ренессанса.

😍 Вторым стала музыка Вагнера. Дебюсси был покорен оперой «Тристан и Изольда» и на несколько лет стал рьяным вагнерианцем. Позже он остыл к Вагнеру, его музыка начала казаться французу-Дебюсси слишком «тевтонской».

🍷 В тот же период знакомится с Сати, который работал тогда тапером в кабаре. Погружается в богемную жизнь.

🎹 Важное влияние на молодого Дебюсси — концерты русской музыки под управлением Римского-Корсакова, а также гамелан, который он слышит на Всемирной выставке. Под воздействием всех этих интересов складывается его не похожий ни на что язык. В 30 с небольшим он пишет работу-манифест импрессионизма: симфоническую прелюдию «Послеполуденный отдых фавна».

🏅 Начиная с 1900-х годов Дебюсси приобретает влияние. Появляются этапные сочинения: например, опера «Пеллеас и Мелизанда» по Метерлинку. Премьеры могут проходить скандально, но авторитет Дебюсси, особенно среди молодежи, неоспорим.

💑 Сенсационно женится на замужней эмансипированной красотке Эмме Бардак, со скандалом расходясь с собственной женой; в 1903 году рождается их обожаемая дочь Шушу. Вообще, личная жизнь Дебюсси всегда была невероятно одиозной.

👴🏻 Тяжело принимает начало войны. Из-за возраста не может в ней участвовать. Заболевает раком, переносит операцию в 1915, однако болезнь не отступает — в 1918 году Дебюсси скончался.

1. Клод Дебюсси
2. Клод в 10 лет — студент Парижской консерватории
3. Дебюсси играет на рояле
4. Клод Дебюсси, 1910 год. Фото сделано Игорем Стравинским
5. Дебюсси и его жена Эмма Бардак
6–8. Дебюсси и его дочь Клод-Эмма по прозвищу Шушу

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Поговорим о главных симфонических работах Дебюсси.

📖 Симфоническая прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» была написана в 1894 году 32-летним Дебюсси. Так, обогнав календарь на 6 лет, началась история музыки 20 века.

🧚‍♀️ Прелюдия основана на стихотворении поэта-символиста Стефана Малларме. В нем нет никакой действенной драматургии: фавн отдыхает в послеполуденном зное, его дразнят прелестные нимфы; постепенно он погружается в сладкий сон.

🎼 Эта работа была создана параллельно с поздними фортепианными опусами Брамса. Послушайте, как радикально порывает с традицией ее язык.

🎨 Важнее всего для Дебюсси гармонический и тембровый колорит: оркестр тут блещет изобретательной звуковой роскошью.

🌧 Во всем есть текучая неопределенность, амбивалентность. Исчезли четко очерченные темы-тезисы, регулярная пульсация ритма, заметное членение формы.

🌷 Материя находится в процессе постоянного развития. Но если брамсовские разработки напоминали мускульное усилие, восхождение к вершине, которую мы четко видим впереди, то у Дебюсси развитие больше похоже на рост цветка: подспудное, незаметное, сразу на всех уровнях.

🏺 Начиная с 1900-х годов «Фавн» — часто под управлением автора — триумфально шествует по миру. В 1912 году прогремел скандальный балет антрепризы Сергея Дягилева с Вацлавом Нижинским в главной роли. Хореография балета была основана на греческой вазописи и очень чутко отражала драматургию музыки: она состояла из сложных статических поз, «текущих» одна в другую.

→ «Послеполуденный отдых фавна». Бостонский симфонический оркестр под управлением Шарля Мюнша.

Аудио-пример на YouTube
⏱ Время прослушивания: 9 минут.

1. Французское издание «Послеполуденного отдыха Фавна», 1870-е
2–4. Вацлав Нижинский в роли Фавна
5, 6. Лев Бакст, афиша и декорация к балету

О русском следе в биографии Дебюсси

«Трио имени мадам фон Мекк», образовавшееся в московские годы Дебюсси: Владислав Пахульский (скрипка), Петр Данильченко (виолончель) и Клод Дебюсси (фортепиано)

Какими были симфонические сочинения Клода Дебюсси?

📐 Не всякое сочинение для симфонического оркестра — симфония. Дебюсси не написал ни одной симфонии. Это закономерно: симфоническая форма, изобретенная в 18 веке, за 100 лет до него, располагает к структурности и четкости. Смысл симфонии — в слышимом чередовании жестких экспозиционных разделов, где темы декларируются, и более рыхлых разработочных, где они развиваются и переживают перемены. Классическая симфония очень рассудочна: ее можно сравнить с прекрасным зданием, апофеозом человеческого разума.

🌾 В то же время, в природе мы не найдем ни прямых углов, ни идеальных плоскостей, ни абсолютной симметрии, которую видим, например, в архитектуре классицизма. Симфонический импрессионизм — именно такой: полный текучести, стихийного роста, неточной симметрии.

🖼 Все симфонические работы Дебюсси программны, то есть опираются на конкретные немузыкальные образы. Чувствуете разницу между названием «Симфония №3» и заголовком «Облака»?

☁️ Послушайте «Облака» Дебюсси. Это часть симфонического триптиха «Ноктюрны», написанного после «Фавна». Сосредоточьтесь на парадоксальном чувстве ежесекундной изменчивости и вместе с тем постоянства — именно так бывает, когда смотришь на облака. Эта удивительная форма, «статика в движении» — феноменальное открытие Дебюсси.

→ Королевский оркестр Консертгаебау, дирижер — Бернард Хайтинк.

Аудио-пример на YouTube
⏱ Время прослушивания: 7 минут.

🌊 Еще одна ключевая симфоническая работа Дебюсси 1903–1905 годов — «Море». Это тоже симфонический триптих. С запредельной звукоизобразительностью он передает плеск волн, шипение пены, игру световых рефлексов на движущейся воде. «Море» — квинтэссенция импрессионизма, в этом опусе в абсолют возведены все черты стиля, о которых мы говорили сегодня. Эта работа также показывает нам, что импрессионизм— не всегда воздушная, эфирная музыка. Мы ощущаем здесь вес обрушивающихся волн, слышим вой ветра.

→ Королевский оркестр Консертгебау, дирижер — Даниэле Гаатти.

Видео-пример на YouTube
⏱ Время прослушивания Первой части: 10 минут.

1. Джеймс Уистлер. «Ноктюрн в черном и золотом», 1875. Картина, вдохновившая Дебюсси на «сумеречный» цикл «Ноктюрны»
2. Кацусика Хокусай. «Большая волна в Канагаве», 1829–1831. Эта гравюра украшала первое издание «Моря» Дебюсси в 1905 году.

🔔 Пришло время узнать правильные ответы на прошлое задание! Уверены, некоторые вас удивят. Например, знали ли вы, что 26-летний Малер уже мог пить «Кока-Колу»?

1862 — Родился Дебюсси.

1871 — Первая выставка русских художников передвижников.

1877 — Клод Моне представил серию картин «Вокзал Сен Лазар».

1886 — В продаже появилась «Кока-Кола».

1889 — Родился Гитлер.

1890 — Умер Винсент ван Гог.

1894 — Дебюсси написал оркестровую прелюдию «Послеполуденный отдых фавна», которую считают манифестом импрессионизма.

1895 — Братья Люмьер впервые представили свой «Синематограф».

1901 — Умер Джузеппе Верди.

1912 — Премьера балета Равеля «Дафнис и Хлоя».

1923 — Основана The Walt Disney Company.

1925 — Умер Сергей Есенин.

1926 — Премьера оперы Пуччини «Турандот».

1928 — Премьера «Болеро» Равеля.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;