Музыкальный импрессионизм
Импрессионизм в разных странах
В каждой стране — свой импрессионизм, например, в России он был сказочным. В этой части узнаем об импрессионизме в разных странах.
Поговорим об импрессионистских произведениях, написанных композиторами из других стран. Начнем с испанца Мануэля де Фалья и итальянца Отторино Респиги.
🇫🇷 Париж в начале 20 века был музыкальным центром мира. Там происходило все самое интересное, новое, смелое. Музыканты стремились в столицу Франции, многие были очарованы звуковой роскошью импрессионизма и использовали его находки.
🇪🇸 Испанец Мануэль де Фалья провел в Париже 7 лет, он подружился с Равелем и особенно — с Дебюсси. После его смерти Фалья написал свое единственное сочинение для гитары соло — «Приношение Дебюсси», где утонченные французские гармонии соседствуют со страстными испанскими мотивами.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.
🌌 Импрессионизму де Фалья обязан своим главным шедевром — «Ночи в садах Испании». Он называл его «симфоническими впечатлениями» для фортепиано с оркестром. Здесь оживают образы ночи, плещущейся воды, отдаленных звуков и голосов, а особые краски оркестру придают арфа и челеста — в общем, все, что характерно для французского импрессионизма.
→ Послушайте немного первую часть. За роялем — Даниэль Баренбойм, за дирижерским пультом — Пласидо Доминго.
🇮🇹 Захватывающие импрессионистские картины создавал итальянец Отторино Респиги. Его оркестр мощнее, а краски плотнее, чем у французов. Он два года провел в России, где занимался у Римского-Корсакова, потом — в Германии, где восхищался музыкой Рихарда Штрауса.
⛲️ В 1916 году Респиги закончил симфоническую поэму «Фонтаны Рима» (опять хорошо знакомая нам тема воды), где четыре фонтана запечатлены в разное время суток. Первая часть — «Фонтан „Балле Джулия” на заре» — один из тончайших и восхитительных примеров импрессионизма в итальянской музыке.
🏟 Респиги часто черпал вдохновение в образах Рима. Позднее появились сюиты «Пинии Рима» и «Празднества Рима» — это настоящее буйство оркестровых красок и невероятная фантазия. Оркестры и дирижеры обожают эту музыку, она такая эффектная, что зрительский успех обеспечен.
→ Послушайте начало «Римских празднеств». Играет Национальный молодежный оркестр Великобритании, дирижирует молодой Василий Петренко.
Продолжаем разговор об импрессионизме в других странах: Польше, Венгрии и Англии.
⛲️ Перед нами еще один фонтан — «Фонтан Аретузы». Точнее, тут речь идет об источнике, который до сих пор существует в Сиракузах. Это первая часть цикла для скрипки и фортепиано польского композитора Кароля Шимановского. Вода тут изображается в самых тончайших оттенках: и бег ручья, и маленькие звенящие капли, и блики солнечного света. Шимановский — главный импрессионист Польши, где стиль получил название «польский колоризм». Этого композитора очень интересуют красочные и чувственные свойства звука, пряные гармонии.
→ Играют Олег Каган и Святослав Рихтер.
Аудио-пример на Ютубе
🇭🇺 Короткое, но сильное увлечение импрессионизмом пережил венгерский композитор Бела Барток. Его знаменитая опера «Замок герцога Синяя Борода» принадлежит эстетике символизма и экспрессионизма — эта музыка пробирает до мурашек и сейчас. Но и мягкие краски импрессионистов оказываются очень кстати, когда надо передать блеск сокровищ или бездонную печаль озера слез.
→ Сокровищница.
Видео-пример на Ютубе
→ Озеро слез.
Видео-пример на Ютубе
🏴 Много поклонников импрессионизма было среди англичан, которые придали ему холодноватый северный оттенок.
→ Самый известный пример — «Меркурий» из цикла «Планеты» Густава Холста.
🏴 В русле импрессионизма долго оставался Сирил Скотт. Он не только превосходно пользовался изысканными приемами оркестровки, но и написал много фортепианных миниатюр в духе импрессионизма.
→ Послушайте, как он играет свою пьесу «В стране лотоса».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Пришло время обсудить импрессионизм в России: что думали об этом течении современники? Восторгались или высмеивали?
🇷🇺 В России импрессионизм нравился не всем. Консерваторы старшего поколения презирали все эти новомодные штучки, а Кюи даже написал пародию на «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси и назвал ее «Мечта фавна после чтения газеты».
🤶 Однако импрессионизм прекрасно прижился в Петербурге. Там для него давно была готова почва: как много красочных симфонических эпизодов было в операх Римского-Корсакова, чего стоит одна сцена таяния Снегурочки.
→ Поет Анна Нетребко.
🧙♂️ Сказочность — главная черта русского музыкального импрессионизма: фантастические образы требовали неклассических средств. Вот еще один превосходный водный пейзаж — «Волшебное озеро» Анатолия Лядова, гениального миниатюриста. Поздний вечер превращается в ночь, в воде отражаются звезды, потом наступает рассвет. И кажется, что на берегу можно различить сказочных персонажей.
→ Играет Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева.
🏛 За год до премьеры «Дафниса и Хлои» Равеля «Русские сезоны» Дягилева показали другой балет на античный сюжет — «Нарцисс и Эхо» петербуржца Николая Черепнина. Послушайте фрагмент: не правда ли они удивительно близки с Равелем? Это так изобретательно и так завораживающе сделано, что музыка буквально не отпускает ни на миг.
🎇 Игорь Стравинский начинал большую карьеру как импрессионист — услышав его оркестровую пьесу «Фейерверк», Дягилев пришел в восторг и решил заказать молодому композитору балет «Жар-птица». Вообще-то его должен был писать Лядов, но тот работал очень медленно. А Стравинский справился вовремя, и с премьеры «Жар-птицы» в Париже в 1910 году началась его всемирная слава.
→ Послушайте как здорово Стравинский изобразил разгорающийся фейерверк, мы буквально видим летящие во все стороны сверкающие искры.
→ Тут Стравинский — еще недавний студент. А вот выход Жар-птицы в балете — это уже настоящий шедевр.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день