Музыкальный импрессионизм
Оливье Мессиан
Мессиан вдохновился импрессионизмом и соединил его с духовной музыкой. В этой части узнаем о нем и других последователях импрессионистов.
Из красочных тембровых пятен и звуковых пейзажей импрессионистов, из птичьего пения, солнечных бликов, неясных шорохов и отдаленных голосов в 20 веке выросли целые стили, без которых невозможно представить музыку.
🎵 Одна из главных фигур прошедшего столетия — француз Оливье Мессиан, создавший свой неповторимый музыкальный язык, свою философию искусства. В раннем детстве он услышал музыку Дебюсси, а в 10 лет получил в подарок партитуру «Пеллеаса и Мелизанда», в которую влюбился на всю жизнь.
💫 Поэтичность названий, красочность оркестра, текучая форма, божественная свобода ритма, особое ощущение времени, невообразимое богатств колорита и разнообразие авторских ремарок, — все это влияние музыкального импрессионизма Дебюсси.
🙏 Но Мессиан — один из главных визионеров 20 века — ушел намного дальше. Будучи глубоко верующим человеком, он соединил импрессионизм с тем величием и божественным предназначением музыки, которые можно найти еще только у Баха.
🕊 Начнем с фортепианных пьес Мессиана — в них очень легко услышать связь с Дебюсси. Даже названия — «Голубь», «Экстатическая песнь среди грустного пейзажа», «Умершие мгновения», «Бесплотные звуки мечты», «Отблески ветра» — абсолютно дебюссистские.
→ Послушайте фрагмент прелюдии «Колокола тоски и слезы прощания» в превосходном исполнении Пьер-Лорана Эмара.
⛪️ С Бахом Мессиана объединяет не только ощущение божественного предназначения. Мессиан тоже был выдающимся органистом и больше 60 лет служил в церкви Святой Троицы в Париже.
→ Послушайте, как свобода, красочность и эмоциональность импрессионистов перерождается в импровизационность и экстаз в пьесе «Вспышка радости в душе перед Христом во Славе, которая и ее прославляет». Играет Филипп Делакур.
🌅 Подобно импрессионистам, Мессиан был захвачен музыкой Востока. Один из его шедевров — симфония «Турангалила». Ее название составлено из двух слов на сакскрите, а чувственная, экзотическая, сложная музыка говорит о божественной любви. Импрессионисты любили добавлять в оркестр необычные тембры, Мессиан тоже: в «Турангалиле» звучат Волны Мартено — один из первых электроакустических инструментов с совершенно космическим тембром.
→ Послушайте конец части и начало следующей, где солируют Волны. Играет Симфонический оркестр Франкфуртского радио.
🐦 Magnum Opus Мессиана — опера «Святой Франциск Ассизский», которую он закончил в 1982 году, за 10 лет до смерти. Из всех святых Франциск оказался ближе композитору потому, что был покровителем птиц и беседовал с ними. Мессиан сам был бердвотчером, изучал пернатых и написал огромный цикл для фортепиано «Каталог птиц».
→ Послушайте сцену из оперы, где сияющий светом ангел играет на виоле.
Поговорим о еще одном стиле, обязанном своим появлением импрессионизму, — сонорика.
🗣 Название происходит от латинского sonor, что означает и «звук» и «шум».
💨 Сонорные сочинения напоминают огромные звуковые поля или облака, время в которых движется еще медленнее, чем у импрессионистов. На протяжении минуты могут меняться только мизерные внутренние элементы в структуре этого звукового облака. Но все это выросло из музыки импрессионистов, из их любования одним звуком или звуковой «кляксой» (кластером), одним тембром или смешением тембров. Если в десятки раз замедлить какой-нибудь фрагмент симфонической музыки Дебюсси, получится идеальное сонорное сочинение.
→ Послушайте немного «Атмосферы» (1961) венгра Дьёрдя Лигети. Какое название! С одной стороны, по образу — вполне импрессионистское, но по оттенку смысла — совсем иное. Это не поэтичные, близкие природе «Облака» Дебюсси, а что-то из техногенной эпохи.
➗ Следующая по времени «мутация» импрессионизма, ближайшая к нам, — спектрализм. Тут тоже говорящее название: композиторы берут звук и раскладывают его на части натурального звукового спектра. С помощью математических вычислений, но без компьютерной обработки звука. Звучит сложно, но представьте, что в моменте мы с одинаковой громкостью слышим основной удар колокола и все призвуки, которые могут еще несколько минут «висеть» в воздухе. И опять наша ассоциация — колокола — так близка импрессионистам.
→ Послушайте фрагмент «Акустических пространств» французского композитора Жерара Гризе (он умер в 1998 году). Обратите внимание, какая огромная партитура у дирижера — потому что практически у каждого музыканта своя нота, свой малюсенький кусочек в этой сложной мозаике.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Давайте повторим все, что мы узнали о музыкальном импрессионизме.
🏵 Импрессионизм — одно из самых влиятельных художественных течений, во многом определившее развитие искусства в 20 столетии.
🇫🇷 Чаще всего импрессионизм ассоциируется с Францией: французами были самые яркие его представители — Клод Дебюсси и Морис Равель.
🌎 Однако влияние импрессионизма было так велико, что мы находим его черты в музыке разных стран.
Главные имена:
🇪🇸 Испания — Мануэль де Фалья;
🇮🇹 Италия — Отторино Респиги;
🇵🇱 Польша — Кароль Шимановский;
🇭🇺 Венгрия — Бела Барток;
🇬🇧 Великобритания — Сирил Скотт и Густав Холст;
🇷🇺 Россия — Анатолий Лядов, Николай Черепнин, раний Стравинский.
И это далеко не полный список.
🌊 Импрессионизм далек от социальных, общественных и философский вопросов. Его стихии — красота, природа, созерцание.
🌠 Импрессионисты кардинально меняют не только темы, но и средства воплощения. Форма — не строгая, а текучая, зыбкая. Звучание — красочное, с необычными тембрами и их сочетаниями, редкими инструментами.
🔙 Импрессионизм не возник из ниоткуда: в музыке его готовили поздние сочинения Ференца Листа, музыка Эрика Сати и оркестровые откровения Римского-Корсакова.
📜 Считается, что история музыки 20 века начинается с «Послеполуденного отдыха фавна» Дебюсси в 1894 году — на 6 лет обогнав календарь. В 1912 году скандальный балет на эту музыку поставил Нижинский в труппе Дягилева. Музыка импрессионистов была важной частью «Русских сезонов».
📝 Импрессионисты мало работали в крупных жанрах. Для них важнее циклы миниатюр и сюиты — как альбомы небольших зарисовок.
🧝♀️ Есть и исключения — опера Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» по пьесе Метерлинка, одно из главных сочинений в истории музыкального импрессионизма. А вот самое длинное сочинение Равеля — балет «Дафнис и Хлоя» — идет около часа. Его оперы еще короче.
🇪🇸 Обращение к фольклору нехарактерно для импрессионистов, но у Равеля часто звучат испанские мотивы (у него баскские корни), а музыка Востока подарила композиторам новые звуковые краски и новое ощущение времени.
🔜 Из импрессионизма выросли многие направления музыки 20 века — сонорика, спектрализм и уникальный стиль Оливье Мессиана.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день