Музыкальный импрессионизм
Фортепианная музыка Равеля
Равель — второй основоположник импрессионизма. В этой части познакомимся с его творчеством и узнаем, как менялся его музыкальный стиль.
Поговорим о втором ключевом имени импрессионизма — это Морис Равель.
👪 Равель родился в 1875 году: он на 13 лет младше Дебюсси. Его отец был французским изобретателем — возможно, отсюда любовь Равеля к машинам и механизмам. Мать происходила из басков и выросла в Мадриде. Равель горячо любил мать. Связанную с ней сильную испанскую идентичность он сохранит до смерти.
🇪🇸 Баскский городок Сибур, где он родился, находится на юго-западной границе Франции: до Испании оттуда можно дойти пешком. Равель свободно говорил по-испански и всю жизнь дружил с испанцами: пианистом Рикардо Виньесом и композитором Мануэлем де Фальей, который называл Равеля «бОльшим испанцем, чем все испанцы».
🇫🇷 Равель вырос в Париже, учился в Парижской консерватории. Учился скромно. Римскую премию, которую получил Дебюсси, пытался выиграть пятикратно, но жюри раз за разом отказывало ему. Дело приняло даже скандальный оборот.
👥 Его отношения с Дебюсси не были близкими. Равель восхищался его музыкой и даже посетил 14 представлений «Пеллеаса и Мелизанды» подряд, но не принимал Дебюсси как человека.
🎩 Равель был замкнутым, сдержанным, болезненно самокритичным человеком. Он высоко ценил порядочность, дружбу, любил курить и был не чужд дендизма. Он никогда не женился.
🚛 Огромную роль в жизни Равеля сыграла Первая мировая война. Когда она началась, ему было 39. Равель стремился на фронт. Он был небольшого роста и худощавого сложения: со своим малым весом он мечтал оказаться в авиации. Этого не случилось, так как у него нашли кардиологическое заболевание. Войну он прошел как водитель грузовика, перенес дизентерию и обморожение ног.
🔲 После войны стиль Равеля поменялся. Его музыка 1920-х годов далека от импрессионизма. В ней проявляется эстетика модерна и неоклассицизма, эстрадно-цирковая, джазовая и урбанистическая тема; больше структурности и жесткости, чем в молодости.
🖤 В 1932 году Равель получил черепно-мозговую травму при поездке в такси. Вероятнее< всего, именно она стала причиной нараставшей в последние годы забывчивости и все более серьезной деменции. В 1937 году он перенес нейрохирургическую операцию, но скончался после нее.
1. Морис Равель. В начале нулевых он носил щегольские усы и бородку
2. Морис Равель, 1905
3. Великий французский композитор Габриэль Форе ведет урок в «Независимом музыкальном обществе». Равель — с бородкой. Рядом с ним французские композиторы Андре Капле и Шарль Кёхлин, 1910
4. Морис Равель, 1910 год. Появляется образ безукоризненного, гладко выбритого денди
5. На пляже с мамой, 1914
6, 7. Морис Равель во французской военной форме, 1915–16
8. Морис Равель во внушительной шубе, 1916. Несмотря на нее, служа водителем во время войны, он получил обморожение
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1, 2. Морис Равель, конец 1920-х. Обратите внимание на сигарету, с которой он позирует практически всегда
3. Равель в кругу друзей. На этом снимке виден рост композитора
4. Вечеринка по случаю 53-го дня рождения Равеля, он за роялем. Нью-Йорк, 1928. Крайний справа — Джордж Гершвин
5. Морис Равель, 1930
6. Рисунки Равеля, анаграмма MR
Давайте послушаем три примера, чтобы ощутить, как менялся язык Равеля в течение жизни.
🌊 Ранний, импрессионистский Равель. Послушайте маленький шедевр, написанный 26-летним композитором в 1901 году: фортепианную пьесу «Игра воды». Ее название — отсылка к прото-импрессионистской пьесе позднего Ференца Листа «Игра воды на вилле д’Эсте». По-русски ее обычно называют «Фонтаны виллы д’Эсте».
→ Играет Клаудио Аррау.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5,5 минут.
🚛 Равель военного периода. Цикл пьес «Гробница Куперена» был сочинен в 1914–1917 годах и представляет собой утонченно переосмысленную барочную сюиту: шесть пьес, играющих с эстетикой 18 века. Он напоминает нам о великане французского барокко, звезде парижской клавесинной школы Франсуа Куперене (конец 17 — начало 18 века). Послушайте крошечную токкату, финал цикла.
→ Играет Вальтер Гизекинг.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.
🤹♂️ Послевоенный Равель: это его Первый фортепианный концерт, созданный в 1929–1931 годы. Какие новые влияния слышны здесь, и чем эта музыка отличается от импрессионизма? А что имеет общего с ним?
→ Играет Марта Аргерих.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут.
Тема этого урока — импрессионизм, поэтому мы поговорим о тех фортепианных работах Равеля, которые принадлежат этому стилю. Они написаны до Первой мировой войны, то есть современны фортепианным циклам Дебюсси.
👬 Цикл «Зеркала» — альбом из пяти пьес, посвященных приятелям Равеля. В начале 1900-х он входил в объединение молодых отщепенцев от искусства под названием «Апачи». В 1902 году они консолидировались вокруг Дебюсси, горячо поддерживая громкую премьеру оперы «Пеллеас и Мелизанда». Каждая из пьес в «Зеркалах» посвящена одному из участников этого кружка. Обратите внимание на три известнейшие пьесы из «Зеркал», которые мы упоминаем в этом посте.
🐦 Вторая часть цикла — «Печальные птицы». Послушайте, как феноменально вылеплено здесь пространство, подобно тому, как из пульсации световых бликов складывается объем на импрессионистской картине. Мы слышим щебечущую птицу, которая то приближается, то отдаляется от нас.
→ Играет Святослав Рихтер.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3,5 минуты.
🛶 Третья часть цикла — «Лодка в океане». У импрессионистов много пьес, изображающих струение воды. Послушайте одну из лучших.
→ Играет Робер Казадезюс.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6,5 минут.
⛰ Финал цикла — «Долина звонов», где Равель как будто исследует эффекты эха и таяния звука на расстоянии.
→ Играет Святослав Рихтер.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут.
🐉 Три пьесы сюиты «Ночной Гаспар» Равель назвал поэмами — это музыкальные иллюстрации к стихотворениям в прозе Алоизия Бертрана (1842), рисующие ирреальный мир ночных сновидений, населенный странными существами. Эти пьесы непохожи на фортепианные миниатюры Дебюсси, они масштабны и очень сложны. Пианизм Равеля здесь ближе всего виртуозной и «многословной» манере Листа, будто размытой импрессионистскими живописными приемами.
🧜🏻♀️ «Ундина» — ближе всего к традиционным образам импрессионистов, здесь снова господствует стихия воды. На зыбком, струящемся фоне мелькают очертания старинной легенды и самой Ундины — постарайтесь расслышать в непрерывном музыкальном потоке холодноватую мелодию ее песни.
→ Играет Марта Аргерих.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут.
➰ Мрачная фантастика «Виселицы» необычна для импрессионистов, она напоминает об образах Гойи или Гофмана. Нигде в музыке Равеля больше нет такой концентрации зловеще-фантастического. «Виселица» — сердцевина цикла. Ощущение застывшего времени создает остинато (постоянное повторение одной ноты в разных голосах, очень напоминает похожий прием в «Печальных птицах»), оно же напоминает отдаленный колокольный вон.
→ Играет Сара Отт.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8 минут.
→ А вот как эту пьесу играет сам Морис Равель — почти на 3 минуты быстрее!
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут.
🧟♂️ «Скарбо» («Призрак») — самая виртуозная и знаменитая пьеса. Равель сказал: «Я хотел создать карикатуру на романтизм… и, возможно, сам поддался ему». Первый мотив, звучащий как бы в рапиде, Равель подтекстовал словами «Какой ужас!». Сразу за ним мы будто слышим мелкую дрожь, которая пронизывает всю эту огромную пьесу, полную контрастов и пугающе-фантастических образов.
→ Играет Люка Дебарг. Это выступление на XV Международном конкурсе имени Чайковского принесло молодому французу восхищение и любовь миллионов слушателей.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 9 минут.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день