Музыкальный импрессионизм
Театральные произведения Равеля
Равель писал балеты для Дягилева и создавал экспериментальные опусы, смешивая жанры и стили. В этой части слушаем его театральные работы.
Поговорим о симфонической музыке Равеля. Как и Дебюсси, он не писал симфоний. Он был человеком театра, и главные его сокровища созданы для сцены.
🌌 В 23 года Равель, влюбленный в русскую музыку и «Шехеразаду» Римского-Корсакова, решил писать оперу на сюжет «1001 ночи». Он закончил только увертюру, но даже в ней — самой первой оркестровой работе Равеля — слышно, как его язык отличается от Римского-Корсакова. Если у нашего классика мы буквально «видим» музыкальные картины, то у Равеля — завораживающая палитра ярких экзотических штрихов. Хотя и общего немало. Послушайте любой фрагмент: как вам кажется, что их объединяет?
→ Играет Лондонский симфонический оркестр под управлением Клаудио Аббадо.
🇪🇸 Обратили внимание, что у Равеля много испанских мотивов? Его мать была из баскской семьи, и музыка солнечной южной страны всю жизнь манила композитора. Один из его шедевров — «Испанская рапсодия», роскошная сюита в 4 частях для огромного оркестра. В центре два традиционных испанских танца — малагенья и хабанера, а по краям — контрастные импрессионистские картины: томный ноктюрн «К ночи» и картина народного праздника «Ферии», переливающаяся всеми оттенками испанского колорита.
→ Играет Симфонический оркестр Монреаля под управлением Шарля Дютуа.
→ Если хотите, перескочите сразу на «Ферии».
🩰 Самое крупное сочинение Равеля — балет «Дафнис и Хлоя» (идет около часа), написанный по заказу Дягилева. Античный сюжет о любви пастуха и пастушки и продолжает линию «Послеполуденного отдыха фавна»: главную роль тоже исполнил Нижинский, а костюмы создал Бакст. В «Дафнисе» совершенно восхитительные музыкальные пейзажи. Послушайте вступление ко второй картине, где Равель рисует еще один ноктюрн — мрачноватый морской берег. Чтобы добавить колорита в качестве «спецэффектов», он использует ветровую машину и хор. Сначала мы слышим только голоса природы, но потом в музыку ночи вторгаются сигналы военных труб.
→ Симфонический оркестр Кёльнского радио, дирижер — Юкка-Пекка Сарасте.
🌅 Третья часть балета открывается картиной рассвета фантастической красоты. Какие звуки природы вы можете здесь различить? А как думаете, в какой момент взошло солнце?
→ Лондонский симфонический оркестр, дирижер — Саймон Рэттл.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5,5 минут.
О том, как Равель срывал дедлайны и допускал спойлеры
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Поговорим об опере-балете Равеля «Дитя и волшебство» (1919-1925). Мы упоминали, что главные шедевры импрессионизма Равель создал до Первой мировой войны. Однако в этом произведении слышно, что Равель-импрессионист по-прежнему велик.
🍹 За плечами Равеля были безумные парижские эксперименты «Русских сезонов» Дягилива, и он задумал создать что-то совершенно непохожее на прежние оперные спектакли. Он долго не мог решить, что это будет — опера или балет? И сам шутил, что «это хорошо приготовленный стилистический коктейль из всех эпох: от Баха до… Равеля!». В этом коктейле намешано очень много: от неоклассицизма до джаза, эстрадно-цирковой эстетики и модных танцев. И, конечно, изумительные импрессионистские сцены.
👦 «Дитя и волшебство» — это история о непослушном ребенке. Он плохо себя ведет, не хочет выполнять домашнее задание, за что его наказывает мать. Обиженный мальчик начинает громить все вокруг, но ожившие предметы и животные решают его проучить. Это им удается и, посмотрев на окружающий мир другими глазами, мальчик исправляется.
🧸 Детская тема была тогда очень актуальна. Вспомните, например, «Детский уголок» Дебюсси. Но главным источником вдохновения для Равеля стал вокальный цикл Мусоргского «Детская», который он отлично знал. Завязка сюжета там такая же: ребенок капризничает и его наказывают.
👩👦 «Дитя и волшебство» — сочинение автобиографическое, в этом признавался сам Равель. Позднее он даже написал автобиографическую статью под названием «Ленивое дитя, каким я был…». А его друг и коллега Франсис Пуленк вспоминал, что «Жизнью Равеля была его мать. В сущности, в опере дитя, которое зовет „мама“, — это и есть сам Равель».
1. Маленький Равель
2. Морис с братом Эдуардом
3. С братом и родителями
4. С мамой и друзьями на пляже в Стране Басков, 1914
Первая половина оперы-балета «Дитя и волшебство» — это осязаемый мир детской комнаты и предметов, которыми она наполнена.
Только предметы эти начинают оживать, и Равель находит остроумный способ показать в музыке характер каждого. Посмотрим фрагменты из спектакля «Дитя и волшебство» в постановке хореографа Иржи Килиана.
🛋 Вот ожили Кресло и Кушетка — они старинные, поэтому танцуют менуэт. Послушайте его и небольшой фрагмент сцены до их появления, где мальчик крушит все в своей комнате.
🀄️ Вот ожили Чайник и Чашки — они танцуют модный фокстрот. В средней части номера Равель напоминает нам, что сервиз — китайский: звучит «китайская» пентатоника — очень узнаваемый восточный лад.
➗ Для фантастического Учителя арифметики Равель сочинил эксцентричное скерцо, где цифры и математические формулы превращаются в абсурдную скороговорку.
🔥 Импрессионизм пригодился Равелю в первой картине для сцены Огня и Пепла — это виртуозное соло сопрано, которое звучит на фоне ярких всполохов оркестра.
🐱 Сам Равель очень любил «мяукающий» дуэт Кота и Кошки — его он сочинил с помощью лишь одного приема — глиссандо.
🐸 Но главная импрессионистская сцена в этой опере — начало второй картины: мальчик выходит на улицу и попадает в причудливый мир ночных звуков. Стрекочут сверчки, квакают лягушки, щебечут птицы, отовсюду доносятся неясные шорохи. А еще — стон деревьев, которые мальчик поранил своим ножиком.
📽 Музыка Равеля так изобразительна, что ее легко представить в качестве саундтрека к мультфильму. Даже удивительно, что Disney (который тогда часто использовал классику в своих мультфильмах) не сделал этого. Зато видно, что Равель отлично знал приемы киномонтажа — в «Дитя и волшебство» сцены и планы меняются очень быстро!
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день