Алехандро Гонсалес Иньярриту
«Бердмэн»
«Бердмэн» — черная комедия Иньярриту с Майклом Китоном в главной роли. В ней режиссер иронизирует над супергеройским кино и театром. Узнаем, зачем и как он это делает
Кадры из фильма «Бердмэн», 2014
📝 Аннотация. В центре сюжета бывший актер, некогда сыгравший роль популярного супергероя Бердмэна, и теперь, переступая через свое эго, он решает принять участие в новой бродвейской постановке с целью вернуть себе былую славу, блеск и величие.
📺 Это первая и пока единственная комедия Иньярриту. Даже несмотря на то, что комедия — черная, она получилась довольно оптимистичной. Режиссер впервые говорит об искусстве, практически о самом себе. Но это не автобиография, как «Восемь с половиной» Феллини, хоть фильмы и часто сравнивают. Это рассуждение о своем ремесле.
🚀 27 августа 2014 года фильм представили в основной конкурсной программе 71-го Венецианского кинофестиваля. Тут награду он не получил, хотя все этого ждали. Но множество побед были впереди. «Бердмэн» стал одним из главных фильмов года, обладателем четырех «Оскаров», «Сезара», «Золотого глобуса» и других ключевых кинопремий.
👏 В мировой прокат фильм вышел 27 августа 2014, а в России появился 22 января 2015. В прокате он заработал 43 миллиона долларов в Северной Америке и 60 миллионов по всему миру.
🎥 Фильм отличается эффектом непрерывной съемки. Один кадр будто длится вечно, несмотря на смену дня и ночи. Ощущается абсолютная непрерывность, даже когда появляются спецэффекты и компьютерная графика. Это снято подвижной камерой на систему «Стэдикам», когда оператор носит оборудование на себе. Команда использовала камеры Arri Alexa: данные с них сразу передавали на внешний накопитель, чтобы делать монтажную разметку.
❤️ Благодаря репетициям и раскадровкам Иньярриту съемки шли меньше месяца, а монтаж занял две недели. Монтировать такой фильм и правда довольно легко, ведь единственное, что нужно — подгонять один кадр к другому с помощью спецэффектов. Они как раз и занимают львиную долю времени монтажа.
🔎 Технологию из «Бердмэна» мы встречаем в «1917» Сэма Мендеса. Это повторение того, что уже сделал Иньярриту. Оба фильма достойные: оператором «Бердмэна» был Эммануэль Любецки, а «1917» — Роджер Дикинс.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Как Олег познакомился с «Бердмэном»
Поговорим о сюжете и съемках 👇
🧠 Полное название фильма — «Birdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance)». Это можно перевести как «Бердмэн, или неожиданное достоинство невежества».
🎭 Иньярриту хотел снять фильм одним планом в театре. Но в итоге от съемок только в одном помещении пришлось отказаться. Оказалось, что легче реализовать идею несколькими планами.
💥 В фильме есть яркий протагонист, но для комедии важен ансамбль — и тут он очень удачный. На экране мы видим Майкла Китона, Эдварда Нортона, Эмму Стоун, Наоми Уоттс. Актеров утвердили еще до того, как нашли финансирование. Его искали под конкретный сюжет, сценарий и актеров.
🖍 Когда Иньярриту писал сценарий, он не думал о Китоне, но потом понял, что роль для него. Режиссер говорил, что «Майкл Китон был не просто опцией, а парнем, который был нужен». Он хвалил виртуозность Китона, его умение играть самые разные состояния, глубоко проникать в образ и отмечал его прежний опыт в роли Бэтмена.
💡 Иньярриту обратился к оператору Эммануэлю Любецки, чтобы снять все одним планом. Тогда Любецки спросил у бывшего оператора Прието, можно ли ему работать с Иньярриту. Тот благословил их на съемки и пожелал удачи, только после этого Любецки согласился.
👁 Желание работать над фильмом у Любецки возникло не сразу. Он говорил, что «в этом фильме содержались такие основополагающие элементы, из-за которых мне работать над ним не хотелось». Например, ему не нравился жанр комедии, долгая работа в павильоне, длинные планы. Хотя сейчас мы ценим его как раз за длинные планы. Любецки — рекордсмен, у него три «Оскара» за операторскую работу в «Гравитации», «Бердмэне» и «Выжившем».
🤞🏻Фильм не был снят одним планом, но такое ощущение старались сохранить. Его пришлось снимать длинными планами с продуманным освещением, мизансценами, декорациями. Все это вплоть до миллиметра просчитывали Иньярриту и Любецки. Сначала были раскадровки, потом блокировки, когда точками обозначают положение актеров и приборов. Планирование было максимально четким и точным. Прежде чем обратиться к актерам-звездам, они работали с дублерами. Это позволило не допустить ошибок и лишних дублей потом.
Вот что об этом говорит Иньярриту 👇🏻
🗣 «У нас совсем не осталось места для импровизации. Каждый момент, каждая строчка, каждое открытие двери — абсолютно все было просчитано и отрепетировано».
💰 Бюджет фильма небольшой — 18 млн. долларов. Изначально Иньярриту хотел воспроизвести Нью-Йорк в павильоне, но из-за бюджета пришлось снимать прямо на улицах. Это только пошло на пользу фильму. Например, когда Майкл Китон идет в трусах по Таймс-сквер, это и правда Таймс-сквер.
🎭 Часть съемок проходила в декорациях театральных помещений и на сцене театра. Фасад театра снимали на натуре — это Театр Сент-Джеймс на западной части 44-й улицы.
О финальной сцене «Бердмэна»
Постеры «Бердмэна»
Найдем отсылки и ассоциации 👇
🤝 Фильм сравнивают с картинами классиков. История о творчестве близка к «Восемь с половиной» Феллини и «Американской ночи» Трюффо.
🎬 Неслучайно во всех трех картинах преобладает ирония. Художник не хочет пафосно рассуждать о своем занятии, искусстве и кинематографе. Он делает это с юмором, смеется над собой, взаимоотношениями с партнерами, семьей.
👧 В «Бердмэне» мы видим отношения героя с бывшей женой и дочерью. Иногда он вызывает у зрителя насмешку, иногда кажется жалким, но при этом мы чувствуем огромную симпатию. Он стремится, творит, придумывает и хочется, чтобы у него все получилось.
🦸♂️ Китон играл Бэтмена. Его образ в «Бердмэне» слит с образом супергероя, поэтому он не просто пародирует супергеройское кино, а пародирует самого себя.
📺 Еще можно найти отсылку к «Сансет бульвару» Билли Уайлдера. Он снимает кино о закулисье Голливуда, а Иньярриту — о закулисье театра.
⭐️ Билли Уайлдер пригласил на главную роль Глорию Суонсон. Она была реальной звездой немого кино, а потом жила практически без ролей. У ее героини похожая судьба. И это тоже отражает его отношение к Голливуду.
🎭 У Иньярриту — тоже история забытого актера. Герой Майкла Китона хочет вернуть славу и ради этого соглашается на новое бродвейское шоу.
🏆 А реальный Китон получил номинацию на «Оскар». Потом он получает роли и в других хитовых фильмах, которые удостаиваются номинации или самих статуэток. Например, «В центре внимания», «Основатель».
Секреты сцен, снятых одним планом
На съемках «Бердмэна»
🦹 Фильм иронизирует над супергеройским кино. А как вы к нему относитесь? Ждете премьер Marvel, знаете наизусть вселенную DC или наоборот равнодушны?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день