angle-down facebook instagram vkontakte warning

Алехандро Гонсалес Иньярриту

Творческая манера режиссера

Творческая манера режиссера — экспериментаторство. Иньярриту любит меняться, и мы посмотрим, как он это делает.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

🌚 Подход к материалу и взгляд на мир довольно мрачный, но техники меняются. Например, в трилогии смерти («Сука-любовь», «21 грамм», «Вавилон») мы обращаем внимание на изощренную работу с нарративом: несколько персонажей, нет одного главного героя.

🧬 Иньярриту рассказывает истории двумя способами. Они либо идут одна за другой, как в картине «Сука-любовь», либо переплетаются, как в «21 грамме» или «Вавилоне». Масштаб переплетения историй вырастает от фильма к фильму. В «Вавилоне» они происходят в США, Мексике, Японии и Марокко: весь мир связан паутиной нарратива.

🎥 Иньярриту использует ручную камеру. Его первый оператор Родриго Прието снимает первые три фильма ручной камерой, которая «дрожит», когда подчеркивается эмоциональность происходящего.

🧩 Иногда Иньярриту прибегает к импульсивному, рваному монтажу. Это характерно не для полного метра, а для короткого. Например, фильм для BMW «Пороховая бочка» и короткометражка для антологии «11 сентября».

🏙 Про 11 сентября Иньярриту снял 11-минутную короткометражку, где почти нет изображения. Все держится на звуке, картинка мелькает. Большую часть времени – черный экран и звук. При этом черный экран — это изображение, а не его отсутствие.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Алехандро Гонсалес Иньярриту и Кейт Бланшетт на съемках фильма «Вавилон»

Творчество Иньярриту в полнометражном кинематографе можно разделить на две большие категории👇

1️⃣ К первой относятся: «Сука-любовь», «21 грамм», «Вавилон» и «Бьютифул». Эти фильмы он делал со сценаристом Арриагой и оператором Прието.

🎦 В них чувствуется, что перед нами режиссер-автор, представитель авторского кино. Это понятно по гиперссылочному нарративу, использованию ручной камеры, рваному монтажу — всему, что вдохновлено европейским интеллектуальным кинематографом.

В этих фильмах играют звездные актеры. Но при этом картины не крупномасштабные, они не рассчитаны на широкую аудиторию.

2️⃣ Вторая группа фильмов — голливудские «Бердмэн» и «Выживший». Причем если «Бёрдмен» это еще довольно авторская лента, то «Выживший» — это крупномасштабная голливудская постановка, с огромным бюджетом, построенная вокруг большого приключения. В главной роли звезда Голливуда — Леонардо Ди Каприо.

🎭 В этих фильмах видим уже не латиноамериканского режиссера, а крупного мирового кинематографиста. Но в первых трех картинах мексиканский колорит ощущается в режиссерском подходе, а не через мексиканских актеров и съемки в Мексике.

🌎 «Бердмэн» и «Выживший» показывают режиссера без национальности. Интернациональность — важный признак творчества Иньярриту. Все благодаря тому, что в юности он много путешествовал по разным странам, встречался с людьми и органично вписывался в непохожие культуры. Например, «Вавилон» снимали и в Марроко, и в США, и Японии — режиссер почти обогнул планету.

👏 В последних картинах звездных актеров становится больше. В «Бердмэне» сыграли Майкл Китон, Эдвард Нортон, Эмма Стоун. А в «Выжившем» — Леонардо Ди Каприо и Том Харди.

💴 Фильмы до «Выжившего» — малобюджетные. Например, у «Вавилона» бюджет 25 миллионов, у «Бердмэна» — 18, а вот у «Выжившего» — 135 милллионов.

📺 В стилистике последних двух картин уже нет рваного монтажа и ручной камеры. В них Иньярриту с оператором Эммануэлем Любецки обращается к долгим планам. Например, в «Бердмэне» иллюзия достигается ощущением одного непрерывного плана. Можно вспомнить «Русский ковчег» Сокурова, который на самом деле снят одним планом. Но в «Бердмэне» было около ста смен плана. Эффект непрерывности получается благодаря компьютерной графике.

👤 Начиная с фильма «Бьютифул», у Иньярриту везде будет один главный герой. Вокруг него и будет строииться сюжет. Это роль Хавьера Бардема в «Бьютифул», Леонардо Ди Каприо в «Выжившем», Майкла Китона в «Бердмэне».

Алехандро Гонсалес Иньярриту и Густаво Сантаолалья

Алехандро Гонсалес Иньярриту и Эммануэль Любецки

📼 Камера Любецки без остановки вращается и облетает персонажей. Такие сложные узоры напоминают Макса Офюльса. «Выживший» превращается в фильм-аттракцион по выживанию зрителя. Мы буквально вместе с Ди Каприо проползаем в заснеженном лесу, плывем по реке — в этом помогают долгие планы. Это предвосхищает проект виртуальной реальности «Плоть и песок». Его Иньяррииту создает через 2 года после «Выжившего».

⚡️ Он часто снимает кино о пограничных состояниях. Иньярриту интересуют герои между жизнью и смертью. Отсюда собачьи бои, тема безденежья, потери близких, депрессии.

😮 В первых картинах много экстрима. Например, в «Бьютифул» герой убивает множество людей и выбрасывает тела в океан. В этом плане Иньярриту близок к Бунюэлю или Эйзенштейну. В начале карьеры он любит шокировать зрителя, в голливудский период этого уже меньше.

🖤 Мощный социальный посыл и гуманистический посыл. «Вавилоном» он доказывает, как важна забота друг о друге и мире, ведь один незначительный поступок может стать страшным преступлением. Тема собачьих боев в фильме «Сука-любовь» и нищета в «Бьютифул» так же приводят к колоссальным последствиям.

👏 VR-проект «Плоть и песок» еще раз подчеркивает, что Иньярриту — экспериментатор. Он выходит за пределы «чистого кино». Получается одновременно и фильм, и драматургия.

🎇 Иньярриту размывает границы, которые отделяют кино от некино — это соответствует развитию современного искусства. Но в его ранних фильмах есть классические традиции. Например, они заканчиваются посвящениями. Фильм «21 грамм» посвящен жене, а «Вавилон» — детям.

👀 Эммануэль Любецки — уникальный оператор. Он практически ровесник Иньярриту. Любецки начал карьеру в сфере мексиканской кино- и телеиндустрии в начале 1980-х. Потом перебрался США, где в 1993 году снял свой первый фильм. Он много работал вместе с другом, режиссером Альфонсо Куароном. Они сделали «Маленькую принцессу», «Большие надежды», «И твою маму тоже», «Гравитацию». Любецки и Куарон — друзья с тех самых пор, как подростками посещали одну и ту же киношколу в Национальном университете Мексики.

💌 С Иньярриту он снял «Бердмэн» и «Выживший». В 2007 году был одним из операторов фильма-концерта Мартина Скорсезе «The Rolling Stones. Да будет свет». Помимо работ с Куароном и Иньярриту, он снимал «Сонную лощину» Тима Бертона, «Новый свет», «Древо жизни», «К чуду» и «Рыцарь кубков» Терренса Малика, «После прочтения сжечь» братьев Коэнов.

Трейлер проекта «Плоть и песок», реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2017

Как Иньярриту работал с виртуальной реальностью

💫 Какая черта или прием Иньярриту привлекают вас больше других?

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;