Алехандро Гонсалес Иньярриту
Творческая манера режиссера
Творческая манера режиссера — экспериментаторство. Иньярриту любит меняться, и мы посмотрим, как он это делает.
🌚 Подход к материалу и взгляд на мир довольно мрачный, но техники меняются. Например, в трилогии смерти («Сука-любовь», «21 грамм», «Вавилон») мы обращаем внимание на изощренную работу с нарративом: несколько персонажей, нет одного главного героя.
🧬 Иньярриту рассказывает истории двумя способами. Они либо идут одна за другой, как в картине «Сука-любовь», либо переплетаются, как в «21 грамме» или «Вавилоне». Масштаб переплетения историй вырастает от фильма к фильму. В «Вавилоне» они происходят в США, Мексике, Японии и Марокко: весь мир связан паутиной нарратива.
🎥 Иньярриту использует ручную камеру. Его первый оператор Родриго Прието снимает первые три фильма ручной камерой, которая «дрожит», когда подчеркивается эмоциональность происходящего.
🧩 Иногда Иньярриту прибегает к импульсивному, рваному монтажу. Это характерно не для полного метра, а для короткого. Например, фильм для BMW «Пороховая бочка» и короткометражка для антологии «11 сентября».
🏙 Про 11 сентября Иньярриту снял 11-минутную короткометражку, где почти нет изображения. Все держится на звуке, картинка мелькает. Большую часть времени – черный экран и звук. При этом черный экран — это изображение, а не его отсутствие.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Творчество Иньярриту в полнометражном кинематографе можно разделить на две большие категории👇
1️⃣ К первой относятся: «Сука-любовь», «21 грамм», «Вавилон» и «Бьютифул». Эти фильмы он делал со сценаристом Арриагой и оператором Прието.
🎦 В них чувствуется, что перед нами режиссер-автор, представитель авторского кино. Это понятно по гиперссылочному нарративу, использованию ручной камеры, рваному монтажу — всему, что вдохновлено европейским интеллектуальным кинематографом.
✨ В этих фильмах играют звездные актеры. Но при этом картины не крупномасштабные, они не рассчитаны на широкую аудиторию.
2️⃣ Вторая группа фильмов — голливудские «Бердмэн» и «Выживший». Причем если «Бёрдмен» это еще довольно авторская лента, то «Выживший» — это крупномасштабная голливудская постановка, с огромным бюджетом, построенная вокруг большого приключения. В главной роли звезда Голливуда — Леонардо Ди Каприо.
🎭 В этих фильмах видим уже не латиноамериканского режиссера, а крупного мирового кинематографиста. Но в первых трех картинах мексиканский колорит ощущается в режиссерском подходе, а не через мексиканских актеров и съемки в Мексике.
🌎 «Бердмэн» и «Выживший» показывают режиссера без национальности. Интернациональность — важный признак творчества Иньярриту. Все благодаря тому, что в юности он много путешествовал по разным странам, встречался с людьми и органично вписывался в непохожие культуры. Например, «Вавилон» снимали и в Марроко, и в США, и Японии — режиссер почти обогнул планету.
👏 В последних картинах звездных актеров становится больше. В «Бердмэне» сыграли Майкл Китон, Эдвард Нортон, Эмма Стоун. А в «Выжившем» — Леонардо Ди Каприо и Том Харди.
💴 Фильмы до «Выжившего» — малобюджетные. Например, у «Вавилона» бюджет 25 миллионов, у «Бердмэна» — 18, а вот у «Выжившего» — 135 милллионов.
📺 В стилистике последних двух картин уже нет рваного монтажа и ручной камеры. В них Иньярриту с оператором Эммануэлем Любецки обращается к долгим планам. Например, в «Бердмэне» иллюзия достигается ощущением одного непрерывного плана. Можно вспомнить «Русский ковчег» Сокурова, который на самом деле снят одним планом. Но в «Бердмэне» было около ста смен плана. Эффект непрерывности получается благодаря компьютерной графике.
👤 Начиная с фильма «Бьютифул», у Иньярриту везде будет один главный герой. Вокруг него и будет строииться сюжет. Это роль Хавьера Бардема в «Бьютифул», Леонардо Ди Каприо в «Выжившем», Майкла Китона в «Бердмэне».
📼 Камера Любецки без остановки вращается и облетает персонажей. Такие сложные узоры напоминают Макса Офюльса. «Выживший» превращается в фильм-аттракцион по выживанию зрителя. Мы буквально вместе с Ди Каприо проползаем в заснеженном лесу, плывем по реке — в этом помогают долгие планы. Это предвосхищает проект виртуальной реальности «Плоть и песок». Его Иньяррииту создает через 2 года после «Выжившего».
⚡️ Он часто снимает кино о пограничных состояниях. Иньярриту интересуют герои между жизнью и смертью. Отсюда собачьи бои, тема безденежья, потери близких, депрессии.
😮 В первых картинах много экстрима. Например, в «Бьютифул» герой убивает множество людей и выбрасывает тела в океан. В этом плане Иньярриту близок к Бунюэлю или Эйзенштейну. В начале карьеры он любит шокировать зрителя, в голливудский период этого уже меньше.
🖤 Мощный социальный посыл и гуманистический посыл. «Вавилоном» он доказывает, как важна забота друг о друге и мире, ведь один незначительный поступок может стать страшным преступлением. Тема собачьих боев в фильме «Сука-любовь» и нищета в «Бьютифул» так же приводят к колоссальным последствиям.
👏 VR-проект «Плоть и песок» еще раз подчеркивает, что Иньярриту — экспериментатор. Он выходит за пределы «чистого кино». Получается одновременно и фильм, и драматургия.
🎇 Иньярриту размывает границы, которые отделяют кино от некино — это соответствует развитию современного искусства. Но в его ранних фильмах есть классические традиции. Например, они заканчиваются посвящениями. Фильм «21 грамм» посвящен жене, а «Вавилон» — детям.
👀 Эммануэль Любецки — уникальный оператор. Он практически ровесник Иньярриту. Любецки начал карьеру в сфере мексиканской кино- и телеиндустрии в начале 1980-х. Потом перебрался США, где в 1993 году снял свой первый фильм. Он много работал вместе с другом, режиссером Альфонсо Куароном. Они сделали «Маленькую принцессу», «Большие надежды», «И твою маму тоже», «Гравитацию». Любецки и Куарон — друзья с тех самых пор, как подростками посещали одну и ту же киношколу в Национальном университете Мексики.
💌 С Иньярриту он снял «Бердмэн» и «Выживший». В 2007 году был одним из операторов фильма-концерта Мартина Скорсезе «The Rolling Stones. Да будет свет». Помимо работ с Куароном и Иньярриту, он снимал «Сонную лощину» Тима Бертона, «Новый свет», «Древо жизни», «К чуду» и «Рыцарь кубков» Терренса Малика, «После прочтения сжечь» братьев Коэнов.
Трейлер проекта «Плоть и песок», реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2017
Как Иньярриту работал с виртуальной реальностью
💫 Какая черта или прием Иньярриту привлекают вас больше других?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день