angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Алехандро Гонсалес Иньярриту

Творческая манера режиссера

Творческая манера режиссера — экспериментаторство. Иньярриту любит меняться, и мы посмотрим, как он это делает.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

🌚 Подход к материалу и взгляд на мир довольно мрачный, но техники меняются. Например, в трилогии смерти («Сука-любовь», «21 грамм», «Вавилон») мы обращаем внимание на изощренную работу с нарративом: несколько персонажей, нет одного главного героя.

🧬 Иньярриту рассказывает истории двумя способами. Они либо идут одна за другой, как в картине «Сука-любовь», либо переплетаются, как в «21 грамме» или «Вавилоне». Масштаб переплетения историй вырастает от фильма к фильму. В «Вавилоне» они происходят в США, Мексике, Японии и Марокко: весь мир связан паутиной нарратива.

🎥 Иньярриту использует ручную камеру. Его первый оператор Родриго Прието снимает первые три фильма ручной камерой, которая «дрожит», когда подчеркивается эмоциональность происходящего.

🧩 Иногда Иньярриту прибегает к импульсивному, рваному монтажу. Это характерно не для полного метра, а для короткого. Например, фильм для BMW «Пороховая бочка» и короткометражка для антологии «11 сентября».

🏙 Про 11 сентября Иньярриту снял 11-минутную короткометражку, где почти нет изображения. Все держится на звуке, картинка мелькает. Большую часть времени – черный экран и звук. При этом черный экран — это изображение, а не его отсутствие.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Алехандро Гонсалес Иньярриту и Кейт Бланшетт на съемках фильма «Вавилон»

Творчество Иньярриту в полнометражном кинематографе можно разделить на две большие категории👇

1️⃣ К первой относятся: «Сука-любовь», «21 грамм», «Вавилон» и «Бьютифул». Эти фильмы он делал со сценаристом Арриагой и оператором Прието.

🎦 В них чувствуется, что перед нами режиссер-автор, представитель авторского кино. Это понятно по гиперссылочному нарративу, использованию ручной камеры, рваному монтажу — всему, что вдохновлено европейским интеллектуальным кинематографом.

В этих фильмах играют звездные актеры. Но при этом картины не крупномасштабные, они не рассчитаны на широкую аудиторию.

2️⃣ Вторая группа фильмов — голливудские «Бердмэн» и «Выживший». Причем если «Бёрдмен» это еще довольно авторская лента, то «Выживший» — это крупномасштабная голливудская постановка, с огромным бюджетом, построенная вокруг большого приключения. В главной роли звезда Голливуда — Леонардо Ди Каприо.

🎭 В этих фильмах видим уже не латиноамериканского режиссера, а крупного мирового кинематографиста. Но в первых трех картинах мексиканский колорит ощущается в режиссерском подходе, а не через мексиканских актеров и съемки в Мексике.

🌎 «Бердмэн» и «Выживший» показывают режиссера без национальности. Интернациональность — важный признак творчества Иньярриту. Все благодаря тому, что в юности он много путешествовал по разным странам, встречался с людьми и органично вписывался в непохожие культуры. Например, «Вавилон» снимали и в Марроко, и в США, и Японии — режиссер почти обогнул планету.

👏 В последних картинах звездных актеров становится больше. В «Бердмэне» сыграли Майкл Китон, Эдвард Нортон, Эмма Стоун. А в «Выжившем» — Леонардо Ди Каприо и Том Харди.

💴 Фильмы до «Выжившего» — малобюджетные. Например, у «Вавилона» бюджет 25 миллионов, у «Бердмэна» — 18, а вот у «Выжившего» — 135 милллионов.

📺 В стилистике последних двух картин уже нет рваного монтажа и ручной камеры. В них Иньярриту с оператором Эммануэлем Любецки обращается к долгим планам. Например, в «Бердмэне» иллюзия достигается ощущением одного непрерывного плана. Можно вспомнить «Русский ковчег» Сокурова, который на самом деле снят одним планом. Но в «Бердмэне» было около ста смен плана. Эффект непрерывности получается благодаря компьютерной графике.

👤 Начиная с фильма «Бьютифул», у Иньярриту везде будет один главный герой. Вокруг него и будет строииться сюжет. Это роль Хавьера Бардема в «Бьютифул», Леонардо Ди Каприо в «Выжившем», Майкла Китона в «Бердмэне».

Алехандро Гонсалес Иньярриту и Густаво Сантаолалья

Алехандро Гонсалес Иньярриту и Эммануэль Любецки

📼 Камера Любецки без остановки вращается и облетает персонажей. Такие сложные узоры напоминают Макса Офюльса. «Выживший» превращается в фильм-аттракцион по выживанию зрителя. Мы буквально вместе с Ди Каприо проползаем в заснеженном лесу, плывем по реке — в этом помогают долгие планы. Это предвосхищает проект виртуальной реальности «Плоть и песок». Его Иньяррииту создает через 2 года после «Выжившего».

⚡️ Он часто снимает кино о пограничных состояниях. Иньярриту интересуют герои между жизнью и смертью. Отсюда собачьи бои, тема безденежья, потери близких, депрессии.

😮 В первых картинах много экстрима. Например, в «Бьютифул» герой убивает множество людей и выбрасывает тела в океан. В этом плане Иньярриту близок к Бунюэлю или Эйзенштейну. В начале карьеры он любит шокировать зрителя, в голливудский период этого уже меньше.

🖤 Мощный социальный посыл и гуманистический посыл. «Вавилоном» он доказывает, как важна забота друг о друге и мире, ведь один незначительный поступок может стать страшным преступлением. Тема собачьих боев в фильме «Сука-любовь» и нищета в «Бьютифул» так же приводят к колоссальным последствиям.

👏 VR-проект «Плоть и песок» еще раз подчеркивает, что Иньярриту — экспериментатор. Он выходит за пределы «чистого кино». Получается одновременно и фильм, и драматургия.

🎇 Иньярриту размывает границы, которые отделяют кино от некино — это соответствует развитию современного искусства. Но в его ранних фильмах есть классические традиции. Например, они заканчиваются посвящениями. Фильм «21 грамм» посвящен жене, а «Вавилон» — детям.

👀 Эммануэль Любецки — уникальный оператор. Он практически ровесник Иньярриту. Любецки начал карьеру в сфере мексиканской кино- и телеиндустрии в начале 1980-х. Потом перебрался США, где в 1993 году снял свой первый фильм. Он много работал вместе с другом, режиссером Альфонсо Куароном. Они сделали «Маленькую принцессу», «Большие надежды», «И твою маму тоже», «Гравитацию». Любецки и Куарон — друзья с тех самых пор, как подростками посещали одну и ту же киношколу в Национальном университете Мексики.

💌 С Иньярриту он снял «Бердмэн» и «Выживший». В 2007 году был одним из операторов фильма-концерта Мартина Скорсезе «The Rolling Stones. Да будет свет». Помимо работ с Куароном и Иньярриту, он снимал «Сонную лощину» Тима Бертона, «Новый свет», «Древо жизни», «К чуду» и «Рыцарь кубков» Терренса Малика, «После прочтения сжечь» братьев Коэнов.

Трейлер проекта «Плоть и песок», реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2017

Как Иньярриту работал с виртуальной реальностью

💫 Какая черта или прием Иньярриту привлекают вас больше других?

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;