Ян Вермеер
Картина «Искусство живописи»
«Искусство живописи» — знаковая картина, в которой соединились все характерные черты художественного языка Вермеера. Разберем картину в подробностях и поговорим об открытии Вермеера.
🖼 Картина «Искусство живописи» известна также как «Аллегория живописи» и подробно изображает мастерскую художника, залитую светом. Модель позирует в образе Клио, музы истории, в руках книга (историческое сочинение) и труба — символ славы.
Какие еще символы видим 👇
🗺 Карта Нидерландов на стене. Роскошная карта немного деформировалась под собственным весом. Посередине изображения трещина. Она здесь не случайна — это граница, разделившая Нидерланды на две части.
👑 Лавровый венок — символ победы.
🎭 Маска на столе — возможно, символ Вильгельма Оранского, объединившего в 1576 году нидерландские провинции.
🕯 Двуглавый орел на люстре — еще один исторический элемент. Это герб Габсбургов, правителей Испании. Но в люстре нет свечей — их правление уже прошло.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Адриан ван Остаде. Живописец в своей мастерской. 1663
2. Франс ван Мирис. Мастерская художника. 1659
Теперь обсудим отличие картины «Искусство живописи» от похожих картин современников.
🧹 Изображение мастерской Вермеера выглядит очень торжественно. Традиционно художники показывают условия своей работы, быт, инструменты. Вермеер же избегает перечисления мелочей быта, в мастерской порядок.
💡 Он фокусируется не на процессе, а на цели. Перед живописцем не модель, не заказчик, а воплощение вечной славы художника как обобщенный образ профессии. Холст перед художником на картине почти пустой. Это символ художественной идеи, которая только в процессе работы становится образом.
🌟 Модель изображает аллегорию, воплощением которой станет сама картина. Но при этом чистой аллегории с излишней наигранностью здесь нет. Вермеер выбирает модель не с благородной, а с заурядной внешностью, с оттенком простоватости. Задрапирован только верх фигуры (так как художник пишет полуфигурное изображение). Внизу видно обычное платье. Мы видим не просто девушку, а технологию превращения обыденного в возвышенное, обычной простой девушки в аллегорию.
Продолжаем разговор о картине «Искусство живописи». Теперь поговорим о композиции и пространстве.
🎭 У картины театральная композиция. Массивная драпировка-кулиса, парадные костюмы героев. Занавес открывается, и мы видим гения за работой. Для зрителя приготовили специальный стул — мы как бы оказываемся в мастерской, за спиной художника, наблюдая за его работой. Процесс живописи скрыт от зрителя, которому позволяется только взглянуть, но не участвовать.
🕰 «Вневременные» костюмы. На художнике берет, который в то время считался головным убором богемы, а одежда художника вышла из моды еще до рождения художника.
📐 В картине очень точная организация пространства. Проследим за траекторией движения взгляда.
→ Движение начинается с нижнего левого угла, движется по линии силуэта стула. Стул здесь выступает репуссуаром (предмет, специально изображенный на переднем плане в сильных темных красках, чтобы на контрасте подчеркнуть дальний план).
→ Взгляд доходит до фигуры девушки — скользит по лицу, платью, лавровому венку на ее голове и движется дальше. Мы не задерживаем взгляд на девушке, потому что она не смотрит на нас, а сами мы не можем к ней приблизиться, потому что мешает линия стола.
→ Взгляд перемещается на фигуру художника. Он сидит к нам спиной, со зрителем говорит не он, а его работа. Художник смотрит на модель, и наш взгляд вслед за невидимым взглядом художника возвращается обратно к модели.
🕓 Вермееровское время — ощущение длящегося настоящего, момент, растянутый в вечности. Здесь нет движения, есть только внутренне действие: модель замерла в нужной позе, художник готовится начать работать. Оба сосредоточены друг на друге, а результатом будет картина.
Посмотрим, как складывалась судьба картины Вермеера «Искусство живописи».
🔒 До конца жизни Вермеер не расставался с этой картиной, несмотря на долги и угрозу банкротства. Жена, сколько могла, пыталась сохранить полотно в семье.
🔨 В итоге картина ушла с аукциона и на время исчезла в частном собрании.
🤷🏻 В 1813 году картину купили как работу Питера де Хоха. Авторство Вермеера было установлено только в 1860 году.
🏆 Картину признали шедевром уровня «Молочницы» и «Вида Делфта».
🙋🏻♂️ В 1940 году попала в коллекцию Гитлера, а после войны ее купил Венский музей истории искусства.
📝 С Гитлером связана еще одна работа Вермеера — «Астроном». Гитлер и Геринг очень любили Вермеера. Геринг в знак преданности отправил Гитлеру «Астронома», которого нашел в особняке Ротшильдов в Париже. Картину обнаружили в шахте Альтаусзее в соляном руднике, где специально для нее была устроена студия.
На этом уроке мы говорили о Яне Вермеере. Пришло время подвести итоги и вспомнить главное.
Ян Вермеер — один из самых известных нидерландских художников, представитель делфтской школы живописи.
Особенности творчества Вермеера 👇
▪️ Обладал особым чувством пространства и света, создавал ощущение «тихой жизни». Время в работах Вермеера будто остановилось.
▪️ В трактовке личностей Вермеер делал акцент не на индивидуальности, а на сосредоточенности действия.
▪️ Вермеер писал мазком, нехарактерным для современников: мелкими точечными ударами кисти, которые можно различить только с близкого расстояния (пуантель). Такой стиль письма будут использовать пуантилисты.
👀 Виртуозно управляет движением глаза зрителя с помощью репуссуара и пуантели.
▪️ Репуссуар обычно располагается в левом углу холста.
▪️ Источник света, как правило, находится слева, а главный персонаж расположен так, чтобы была освещена только половина лица.
🔵 Вермеер использует синий ультрамарин, чтобы получить стойкий яркий цвет. Он накладывал его тончайшими слоями поверх «немецкой синей» краски из дешевого азурита, который часто со временем зеленел под воздействием света.
▪️ Вермеер использовал ультрамарин почти во всех красках для эффекта невероятного дневного света. Он смешивал его с белилами и добавлял в остальные оттенки и даже в грунтовку.
▪️ Художник примешивал ультрамарин и к черному тону теней (до него никто этого не делал). Импрессионисты будут первыми, кто вместо черного начнут использовать темно-синий.
▪️ Такое массовое применение драгоценного пигмента обходилось художнику очень дорого.
3️⃣ В трактовке Вермеера существует три подхода: религиозный, любовный и бюргерски-протестантский.
🏞 Вермеер, как и его современники Метсю, Терборх, ван Мирис, создает идеальный образ Голландии, образ благоденствия в красивом домике, залитом светом. Художнику удалось соединить голландские ценности с итальянской возвышенностью.
Давайте потренируемся отличать двух голландских живописцев-современников — Яна Вермеера и Питера де Хоха. Это ровно тот случай, когда тренажер не столько помогает закрепить знания, сколько позволяет лучше изучить художников. В нем собраны работы разных периодов, чтобы можно было тренировать насмотренность повторными прохождениями.
Интересно, сколько раз вы пройдете тест, прежде чем наберете 100% верных ответов.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день