angle-down facebook instagram vkontakte warning

Ян Вермеер

Ранние работы и жанр исторической живописи

Вермеер выработал собственный стиль возвышенного повествования об ординарных событиях. Посмотрим на его первые работы, выделим характерные особенности и обсудим жанр исторической живописи.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Для начала выясним, почему для старта художник выбрал именно этот жанр.

Причин было две 👇

1️⃣ В то время существовала четкая иерархия живописи. Пейзажист стоял выше того, кто хорошо писал фрукты. Тот, кто писал животных, был выше писавшего «мертвую» натуру.

▪️ На самой высокой ступени стояли живописцы, которые умели писать человека, а многофигурные композиции ценились выше, чем портрет.

▪️ Как правило, историческая живопись изображала сцены библейских преданий, мифологических сюжетов и военных побед.

2️⃣ Появился спрос на «аристократический вкус». Когда Нидерланды только получили независимость, это отразилось на национальной гордости: разбогатевшие бюргеры покупали картины, в которых видели отражение собственной жизни. Но во второй половине 17-го века выросло новое образованное поколение, которое побывало в Италии и Франции — и им захотелось так же.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Вермеер. Диана и нимфы. 1650-е
2. Рубенс. Купание Дианы. 1635–1640

Рассмотрим подход Вермеера к историческому жанру на примере картины «Диана и нимфы».

🏹 Сюжет был очень распространен — он нравился и заказчикам, и художникам. Первых привлекали атрибуты охоты, остросюжетные истории, а вторых — возможность поработать с обнаженной натурой.

👩 Сравним этот сюжет Вермеера с картиной Рубенса «Купание Дианы». У Рубенса все торжественно, благородно, красиво. У Вермеера ничто, кроме диадемы, не выдает божественное происхождение героини. Персонажи не позируют, они будто не замечают зрителя.

🎨 Еще несколько особенностей картины Вермеера:

▪️ Нет динамики — главного качества живописи 17-го века. Герои неподвижны.

▪️ Композиция полностью симметрична, она выстроена ровно по двум диагоналям в форме креста.

▪️ Показаны бытовые подробности туалета (очищение ног пемзой).

▪️ В облике Дианы нет ничего божественного.

▪️ Несмотря на размер картины, нам не удается детально разглядеть лица — они как бы размыты (характерный прием Вермеера).

Картину долго не могли атрибутировать, так как мифологические сюжеты вообще не были характерны для Вермеера. Это удалось сделать, только когда нашли полотно «Христос в доме Марфы и Марии».

1. Вермеер. Христос в доме Марфы и Марии. 1654–1656
2. Ян Стен. Христос в доме Марфы и Марии. 1655
3. Питер де Блот. Христос в доме Марфы и Марии. 1637

Теперь рассмотрим картину «Христос в доме Марфы и Марии». Это тоже очень распространенный сюжет, но теперь на религиозную тему. Чтобы лучше понять, в чем особенность манеры Вермеера, сравним ее с работами других художников.

🍐 «Христос в доме Марфы и Марии» Питера де Блота. Здесь на переднем плане стол, заваленный едой. У Вермеера — полное пренебрежение к описанию места действия, интерес не к богатству дома, а к проповеди.

🍽 «Христос в доме Марфы и Марии» Яна Стена. Дом Марфы и Марии здесь повод показать жилище: серебряную посуду, рисунок пола, чистые окна. Вермеер же опускает все второстепенное. Комната и костюмы написаны эскизно.

⚖️ Композиционный центр картины Вермеера — рука Христа. Она напоминает весы, на чашах которых находятся две девушки. «Вес» передан и в трактовке фигур: фигура Марии больше по размеру, темнее и расположена в нижней части холста в статичной позе.

Вермеер. У сводни. 1656

Обсудим картину Вермеера «У сводни».

👥 В картине чувствуется сильное влияние Караваджо. Персонажи расположены близко друг к другу. Вермеер снова убирает все второстепенное.

🔞 Сцена на грани приличия. Движение клиента, положившего руку на грудь девушки, недвусмысленно говорит о его намерениях.

👁 Здесь все «чрезмерно»: верх «тяжелее» низа, краски чересчур яркие, мимика утрирована, лица похожи на маски.

До сих пор идут споры, Вермеер ли это. Большинство считает, что да. А молодой человек слева считается автопортретом Вермеера.

курс Level One
Современное искусство: -измы и -арты 20 века

Курс поможет влюбиться в искусство 20 века. За 5 недель разберемся в главных направлениях и именах современного искусства, найдем причины им восхищаться, а также выясним, как оно стало именно таким. Эксперт Алина Аксёнова покажет, каким разным может быть искусство, и с какой стороны к нему лучше подходить, чтобы разглядеть главное.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;