angle-down facebook instagram vkontakte warning

Ян Вермеер

Жанровая живопись и фальсификации Вермеера

Позже манера Вермеера начинает меняться. Раньше его не интересовало место действия, а теперь все внимание приковано к интерьеру. Разберем более поздние работы художника и поговорим о жанровой живописи.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Герард Терборх. Галантная беседа. 1654–1654

Для начала выясним, какое значение этот жанр имел в Нидерландах.

✝️ На голландском рынке было мало религиозной живописи. Нравственные уроки давались через намеки и символы. Это связано с тем, что основным вероисповеданием здесь был протестантизм.

▪️ Жан Кальвин учил: простые вещи могут обладать скрытым значением. Этот тезис лег и в основу живописи: нужно было по определенным признакам, путем созерцания и размышления догадаться о том, что представлено на картине.

▪️ Отсюда сдержанный колорит, тщательно прописанные вещи (хлеб, вино, устрицы, лимоны). Все это должно было наталкивать на размышления о теме vanitas — скоротечности жизни.

🪑 Голландцы целиком поглощены вещами. Натюрморт они называют stilleven — «тихая жизнь» (в отличие от французского nature mort — «неживая натура»). Предмет для голландцев — этот сосуд сокровенной жизни, творческая жизнь вещей.

🖼 Игра со скрытыми смыслами присуща и жанровой живописи. Нарядно одетая дама на картине — это кто: проститутка, молодая возлюбленная или верная жена? Для этого есть подсказки: изображение собачки или попугая (плотское желание), вино или угощение (признак страсти), письмо (любовное), домашняя утварь (хорошая хозяйка) и т.п.

▪️ Иногда игра усложнялась: недобродетельные сюжеты получались такими притягательными, что судить их становилось трудно.

🍷 Посмотрим на картину Терборха «Галантная беседа». Картина настолько красива, что искусствоведы пытались ее спасти «для истории» и называли «Отеческое наставление», хотя очевидно, что конкретно происходит на картине: вино и собака указывают на встречи в доме свиданий.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Вермеер

1. Спящая девушка. 1656–1657
2. Концерт для троих. 1663

Рассмотрим картину Вермеера «Спящая девушка». Это первая работа, про которую все искусствоведы сказали, что это точно Вермеер.

💤 Особенности картины «Спящая девушка»

▪️ Мягкий свет

▪️ Дорогая мебель и ковер

▪️ Ощущаем тишину в комнате

🎨 Важно настроение. Мы — соучастники происходящего, будто сидим за столом напротив.

❤️ Перед нами история не о лени служанки, а о любви. Об этом говорят подсказки. Во-первых, фрукты и вино (чувственные удовольствия). Во-вторых, на заднем плане картина с говорящим сюжетом (изображение Амура).

▪️ Когда сделали рентген картины, то обнаружили, что рядом с девушкой был мужчина, а в дверном проеме — собака. Но потом художник их убрал.

👁 Интересно посмотреть, как художник управляет движением нашего глаза по картине: от края стола по ковру к лицу девушки, потом внимание на сережки, на пол, на стену. Движение останавливается на спинке стула и возвращается к левому краю холста.

На каждой остановке взгляда есть что-то, привлекающее наше внимание: фрукты, узор ковра, черты лица девушки, игра света на стене. Но все эти элементы ускользают, глаз не цепляется за них, а продолжает скользить дальше, потому что они не прописаны точно, а слегка размыты.

Вермеер

1. Урок музыки. 1662–1665
2. Дама, пишущая письмо, и ее служанка. 1670–1671
3. Дама, сидящая за вирджиналем. 1670–1672

Теперь поговорим еще об одном приеме, который часто использует Вермеер — о репуссуаре.

👀 Репуссуар — это элемент композиции, который захватывает внимание и подталкивает к смысловому центру или в глубину картины. Как правило, этот элемент расположен в левом нижнем углу, откуда мы и начинаем «читать» картину.

🎻 Посмотрим на картину «Дама, сидящая за вирджиналем». Слева — виола да гамба. Отсюда начинается движение нашего глаза. Это опять разговор о любви (на стене картина Дирка ван Бабюрена «Сводня»).

↗️ Что будет, если репуссуар убрать? Пример — на картине «Урок музыки». Виола де гамба переместилась к центральной оси, стол оказался справа. Наш взгляд ни на чем не останавливается, проносится по шахматному полу вглубь и увязает в правой части картины.

〰️ Пример более плавного движения — «Дама, пишущая письмо, и ее служанка». Здесь репуссуар — это полоска занавески.

Вермеер

1. Девушка, читающая письмо у окна. 1657
2. Предполагаемый «Амур» в картине «Девушка, читающая письмо у окна»
3. Дама в голубом, читающая письмо. 1668–1669
4. Любовное письмо. 1669–1670

Рассмотрим несколько картин Вермеера, в которых отразились новые поиски художника.

Начнем с картины «Девушка, читающая письмо у окна» 👇

👁 Передний план выстроен как репуссуар — и в то же время как преграда, отделяющая девушку от зрителя. Складки ковра ведут взгляд вглубь, столешница подчеркивает границу между нами и героиней.

🎨 Справа — зеленая шторка-обманка. Здесь это и бытовая деталь — такими шторками закрывали картины, и в то же время отсылка к состязанию живописцев Зевксиса и Паррасия. Первый написал гроздь винограда и обманул птицу, а второй нарисовал занавеску и обманул самого Зевксиса — художник хотел увидеть картину и попытался отдернуть занавеску.

⬜️ Половина холста отдана пустоте. На стене Вермеер хотел поместить картину с Амуром (чтобы усилить мотив любовного письма), но в итоге сохранил пустое место, чтобы было куда двигаться взгляду.

👱‍♀️ Смысловой центр картины — лицо девушки. Оно дано в двух ракурсах: в профиль и вполоборота в виде отражения в окне (обязательно его рассмотрите). По лицу нельзя определить эмоции — и это еще одна черта Вермеера: он дает образ человека, не акцентируя внимание на его индивидуальности.

🔲 Вермеер применяет кадрирование — иначе комната слишком большая для персонажей. С помощью линий стола, окна, тени от окна и шторки получается вторая рама картины. Поэтому вначале мы видим всю картину целиком (общий план), а потом фокусируемся на среднем плане (на том, что заключено в раму).

💌 Прием кадрирования также использован в работе «Дама в голубом, читающая письмо». Здесь роль второй рамы играет карта на заднем плане.

🚪 В картине «Любовное письмо» эффект кадрирования создает дверь: мы будто врываемся в картину.

👩 Во всех жанровых картинах Вермеера в центре внимания — фигура не богини, а земной женщины, ее заботы и интересы. Нидерландский мужчина подолгу отсутствовал дома с торговыми или военными миссиями, и женщина занималась домом и хозяйством.

▪️ Вермеер признает частную жизнь как ценность, а роль жены видит в сохранении нравственной чистоты.

Гениальный фальсификатор

1. Хан ван Меегерен. Автопортрет
2, 3. Работы Меегерена как художника

1, 2. Настоящий Ян Вермеер
3–5. Подделки Меегерена

1. Меегерен пишет фальшивого Вермеера для суда

Хан ван Меегерен

1. Молодой Христос в храме
2. Христос и грешница
3. Христос в Эммаусе
4. Омовение ног, поздняя подделка
5. Благословление Иакова, поздняя подделка

Подделки Франса Халса

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;