Ян Вермеер
Картины зрелого периода: пейзажи и люди
1660-е годы можно обозначить как зрелый период творчества Вермеера. Он получает признание и постоянных заказчиков, а в 1662 году возглавляет гильдию Святого Луки. Поговорим об этом периоде подробнее, обсудим пейзажи художника и портреты людей за работой.
1. Карел Фабрициус. Вид Делфта с лавкой музыкальных инструментов. 1652
2. Ян Вермеер. Вид Делфта. 1661
3. Ян Вермеер. Улочка. 1661
🌳 Традиционный голландский пейзаж строится по принципам архитектурной живописи: инженерные особенности построек, точная перспектива, ощущение величия города. Для этого выбирается значимое место и показывается либо с максимально выгодного ракурса, либо как-то необычно. Например, с видом из лавки музыкальных инструментов, как на картине Фабрициуса.
🌉 У пейзажей Вермеера есть свои особенности. Увидим их на примере его картины «Вид Делфта».
▪️ Четко выверенная математическая композиция. Половину холста занимает небо. Облака не уходят вдаль, сокращаясь в размере, а остаются большими. Геометрический центр пейзажа — не здание, а облако.
▪️ Отсутствие топографической точности. В трактовке Вермеера преобладает оптическое, а не инженерное представление о зданиях. Он искусственно уменьшает высоту зданий на заднем плане, чтобы все постройки были в одну линию. Здания превратились в сплошную массу.
▪️ Изображение «тихих» мест вместо значимых. Вермеер пишет вид на канал. Он не показывает оживленные улицы или центральную площадь, а изображает тихое и не особо значимое место, где жизнь как будто остановилась.
🌇 Картина «Улочка» 1661 года такая же тихая. Это не парадный портрет голландского дома, а его будничный облик. Обыкновенное здание с трещинами и потемневшей крышей. Женщины заняты работой, дети играют — ничем не примечательная жизнь города.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
В 17-м веке начинается расцвет естественных наук, формируется рациональное мировоззрение. Давайте посмотрим, как это отразилось на живописи в целом и на работах Вермеера.
📚 В искусстве появляется образ ученого мужа. Как правило, это мыслитель за книгами в своем кабинете. Образ дается обобщенный — о том, чем занимается человек, рассказывает не сам изображаемый, а его инструменты и обстановка.
👨🏻🎨 В конце 1660-х Вермеер пишет две картины, в которых показывает исследователя за работой: «Астроном» и «Географ». В трактовке образов ученых Вермеера интересует не индивидуальность, а внутреннее состояние ученых.
🌌 Картина «Астроном» (1668) изображает мужчину за работой в комнате бюргерского дома. На род деятельности указывают предметы: глобус звездного неба, книжный шкаф.
▪️ Астроном не сидит. Он привстал, чтобы проверить свою догадку. Художника не интересует личность астронома. Мы видим его вполоборота, его лицо ни о чем не говорит. А вот в позе ощущается момент вдохновения, работа мысли.
▪️ В центре композиции равносторонний треугольник (глобус, лицо, левая рука на столе). Треугольник расположен между первым и вторым планами и развернут вглубь. Центр композиции — кольцо вокруг глобуса.
▪️ На стене можно увидеть картину — это «нахождение Моисея». Почему такой странный сюжет? Потому что Моисей почитался мореходами, а астрономия напрямую связана с мореходством.
Ян Вермеер
1. Географ. 1668–1669
2. Дама в голубом. 1663–1664
3. Девушка, играющая на лютне. 1662–1663
4. Дама с кувшином. 1660–1662
5. Аллегория живописи. 1666–1668
Теперь посмотрим на «Географа», еще одну картину Вермеера, которая показывает человека за работой. Рассмотрим ее внимательно и узнаем о значении карт в творчестве художника.
🗾 На картине «Географ» герой как будто тот же человек, что и «Астроном», но с другого ракурса. Возможно, обе картины писались на заказ как дополняющие друг друга.
▪️ Человек тоже приподнимается над столом, художник будто поймал движение героя.
▪️ В интерьере творческий беспорядок.
▪️ На стене — карта Индийского океана c очень подробным изображением.
▪️ Для распределения планов Вермеер использует пуантель. Точками подчеркнут ковер, поэтому он «держится» на переднем плане, а не проваливается вглубь.
🗺 В творчестве Вермеера карты играют большую роль. Например, в картине «Дама в голубом» — это карта Нидерландских провинций, в «Девушке, играющей на лютне» — карта Европы, в «Даме с кувшином» и «Аллегории живописи» — карта 17 провинций, отделенных от юга.
👯 Карты играют двойную роль: в 17-м веке ими украшали комнаты и подчеркивали национальную гордость Нидерландов как сильной морской державы.
1. Николас Мас. Кружевница. 1667
2. Герард Доу. Кружевница. 1667
3. Ян Вермеер. Кружевница. 1669–1670
Следующая работа не связана с научной деятельностью, но тоже рассказывает о человеческом труде. «Кружевница» — не новый сюжет, но объединила два типа подобных картин.
🔍 «Кружевница» Николаса Маса — девушка, полностью погруженная в свою работу. Интерьер тщательно проработан. Это не просто интерьер — это мир, в котором живет героиня.
🔎 «Кружевница» Герарда Доу — хорошенькая девушка в проеме окна. Ее мало заботит работа. Все ее мысли — о диалоге с нами, она как бы заигрывает со зрителем.
🔁 Вермеер же словно совмещает оба этих образа. С одной стороны, мы видим нарядную девушку с завитыми локонами. С другой — девушка погружена в работу. Мы наблюдаем за ней, но проникнуть в ее мир не можем.
▪️ Для создания такого эффекта Вермеер использует уже знакомую нам визуальную преграду. Здесь это подушка на переднем плане.
▪️ Еще одно необычное решение — геометрический центр на картине. Здесь это цезура (пустое место между руками и головой девушки). Такой же прием Вермеер использует в «Астрономе».
▪️ Уже знакомый прием — фигура не в фокусе. Для Вермеера важно показать не конкретную девушку, а образ человека, занятого ремеслом, которое требует большой концентрации. Работа над кружевом на картине не предлог, а сама суть картины.
▪️ Тут тоже можно увидеть пуантель — на изображении красных нитей и воротнике девушки.
Ян Вермеер. Молочница. 1658–1660
Напоследок посмотрим, что объединяет все портреты, которые мы сегодня обсудили, и сравним их с «Молочницей».
🌊 Как бы сказали сегодня: «герои Вермеера находятся в состоянии потока»: все увлечены своим делом, погружены в него и не замечают ничего вокруг. Так же, как и его герои, Вермеер увлечен делом: он не видит мелочей, опускает лишнее, размывает фактуры, чтобы наш взгляд не увязал в деталях, а плавно двигался вокруг двух или трех узловых точек на картине.
🥛 «Молочница» выбивается из этого ряда, но только на первый взгляд. На ум приходит вопрос: разве может наливание молока в миску приносить состояние потока? Да. Может. Это ее призвание, которое ей нравится. Это труд. Она не просто наливает молоко, она совершает ритуал благоустройства мира. И этот труд так же ценен, как и труд географа или астронома.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день