Ян Вермеер
Три функции света в картинах Вермеера
Важнейшее место в работах Вермеера занимает свет. Посмотрим, как он использует его на своих картинах и каких эффектов ему удается за счет этого достичь.
Ян Вермеер.
1. Девушка с бокалом вина в обществе двух кавалеров. 1658–1661
2. Бокал вина. 1660–1661
1️⃣ Первая функция света — заполнение пространства. Для решения этой задачи художники используют свет по-разному.
▪️ У Караваджо свет — это небольшой, но яркий источник, который драматично выхватывает фигуру из мрака.
▪️ Академический свет — ровный.
▪️ У мастеров галантных сцен, таких как Терборх и Метсю — театрально-яркий свет.
▪️ У де Хоха — ровный прохладный свет солнца.
☀️ Вермеер работает с естественным светом. На его полотне «Девушка с бокалом вина и двумя кавалерами» свет мягко тает в глубине комнаты.
▪️ Идея помещать персонажей в угол комнаты у открытого окна принадлежит Питеру де Хоху, так же как и шахматный пол.
🖐 Вермеер часто использует одни и те же интерьеры. Один из исследователей насчитал в работах Вермеера всего пять интерьеров. На картинке «Девушка с бокалом вина и двумя кавалерами» то же окно с витражом «Умеренность», что и на картине «Бокал вина». Белый кувшин с вином тоже кочует с картины на картину.
🍋 Портрет на заднем плане — возможно, портрет обманутого мужа. Суть сценки понятна: мужчина соблазняет даму, и ей это явно нравится. Это подчеркивает и очищенный лимон на столе.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у окна. 1657–1659
2. Гиллис Гиллиссон де Берг. Натюрморт
3. Одинаковые платья на картинах Вермеера
Теперь поговорим о второй функции света.
2️⃣ Вторая функция света — психологическая. Свет подчеркивает эмоциональное состояние человека.
🖼 Картина «Девушка, читающая письмо». Авторство в течение многих лет приписывалось разным художникам: вначале Рембрандту за тонкий психологизм образа, затем Питеру де Хуку. И только в 1880 году полотно было признано одним из редких произведений Вермеера.
✨ Cвет выделяет лицо девушки. Тень от окна указывает на то, что солнце еще не в том положении, чтобы так ярко осветить эту комнату. Значит, здесь свет совершенно иного свойства, как свет надежды. Мрачная стена за девушкой стала ослепительно яркой, осветился занавес, заиграло красками покрывало.
👀 Вермеер часто заимствовал элементы у других художников. Можно предположить, что до написания этой картины он видел работу Гиллиса Гиллиссона де Берга, мастера натюрмортов.
Попробуем разобраться в символах на этой картине 👇
🍑 Персики — символы спасения и истины, персик с косточкой — символ внебрачных связей. Это может означать, что девушка узнала об истинных чувствах возлюбленного из письма, может предсказывать начало или конец романа.
💨 Открытое окно может выступать символом свободы.
💰 Персидский ковер подчеркивает неслыханное богатство хозяина дома, так как стоили они баснословно дорого.
🔬 Задний план. Рентген показал, что на стене был написан Купидон, а на столе стоял бокал вина. Купидон был закрашен не Вермеером, а художником 18-го века.
👗 «Кочующие» вещи. Платье на девушке такое же, как и на картине «Смеющаяся девушка и офицер».
🔘 Пуантель. Фрукты и желтые полоски на рукавах платья выделены при помощи точечной техники.
👵🏻 Отражение в окне. Лицо женщины там значительно старше.
1. Ян Вермеер. Хозяйка и служанка. 1666–1667
2. Инфракрасная рефлектограмма заднего плана картины
Рассмотрим еще один пример психологического использования света на примере картины «Хозяйка и служанка».
🟨 Работа со светом. Яркий желтый цвет, как на жакете, мы будем встречать и в других работах мастера. Но здесь жакет будто отражает солнце. При взгляде на картину возникает чувство озарения.
⬛️ Темный фон. Обычно Вермеер пишет на заднем плане картины, карты, гобелены, а здесь занавес. Рентген показал, что изначально фоном служил гобелен или какая-то многофигурная картина. Но позже художник записал ее. Возможно, он хотел сосредоточить внимание на появлении письма.
🟩 Детали. Занавес был насыщенного зеленого цвета. Портьера на столе тоже была зеленой, а не синей. Сегодняшний цвет — результат времени. Художник использовал два слоя краски: нижний — нефритово-зеленая глазурь, верхний — смесь желтой и голубой краски. Первый слой выцвел, оставив только второй. Это подтверждается описью имущества Вермеера: там была зеленая скатерть.
Теперь поговорим о третьей функции света. Разберем уже знакомую нам картину, обратим внимание на работу со светом и найдем скрытые символы.
3️⃣ Третья функция света — эстетическая. Голландцы смакуют фактуру, блики на посуде, блеск шелка или меха. Их интересует свет на разных поверхностях.
🖼 Картина «Бокал вина» выполнена по заказу мецената Ван Рюйвена и представляет собой классическую делфтскую школу.
☀️ Рассеянный свет создает особое спокойствие и отсутствие драмы. Из комнаты убраны все лишние предметы, свет скользит по интерьеру. Каждый предмет выписан очень детально.
🏠 Перед нами идеальная атмосфера голландского дома, в котором нет тревог. Гармония подчеркивается лютней и нотами на столе — смятые ноты символизируют недостижимую гармонию, предосторожность.
⛈ Картина с изображением грозового неба на заднем плане символизирует надвигающуюся проблему.
🙊 Аллегория умеренности (или трезвости) изображена на витраже окна прям напротив девушки. Умеренность — одна из главных христианских добродетелей. Возможно, здесь это предостережение.
Завершаем обсуждение света на картинах Вермеера.
🤜 Одни искусствоведы считают, что Вермеер гениально передает свет. На его картинах свет изображен совершенно естественно. Мы отчетливо видим источник света, но всегда создается ощущение, что светится картина.
😅 Про свет Вермеера даже был придуман анекдот: «некто, войдя в дом господина Дубле, где на мольберте выставлен “Офицер и смеющаяся девушка” обошел вокруг холста, чтобы увидеть, откуда взялось чудесное сияние открытого окна».
🤛 Другие искусствоведы утверждают, что Вермеер использовал камеру-обскура, о которой мы поговорим далее.
Макет камеры-обскура
Нестыковка узора ковра на картине Лоренцо Лотто
Эксперимент Дженнисона с картиной Вермеера «Урок музыки»
Разница в пропорциях фигур
1. Антонис ван Дейк. Портрет Паулины Адорно. 1626
2. Ян Вермеер. Офицер и смеющаяся девушка. 1657
Одинаковые интерьеры в работах Вермеера
Что посмотреть:
🎞 Документальный фильм о Тиме Дженнинсоне, который пытался открыть секрет техники Вермеера.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день