angle-down facebook instagram vkontakte warning

Ян Вермеер

Женские образы и «тишина» в картинах

Работы Вермеера отличаются от работ современников благодаря особому «эффекту тишины». Узнаем, за счет чего создается такой эффект, и поговорим о женских образах на картинах художника.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Ян Вермеер. Дама с кувшином. 1662

🖼 «Дама с кувшином». Мы видим женщину за утренним туалетом. Создается ощущение, что мы подглядываем за ней. Она приоткрыла окно и застыла, будто услышав что-то снаружи.

▪️ Композиционно картина похожа на «Молочницу»: в центре фигура героини средним планом. В интерьере мы видим лишь небольшое количество предметов: витражное окно, кувшин, мягкий ковер на столе, блюдо. Обратите внимание на точно проработанные отражения на поверхности блюда.

Основное внимание уделено героине: ее платье выделяется на фоне залитой светом стены. Cвет проходит через полупрозрачную материю ее головного убора.

🏠 Когда смотришь на эту картину, возникает ощущение дома. Дома как внутренних покоев, где человек очищается от пороков внешнего мира. Символом этой чистоты здесь выступает еще и кувшин с водой.

💆🏻‍♀️ Героиня Вермеера — это тишина, спокойствие, умиротворение. Чтобы достичь такого эффекта, художник располагает фигуру точно по центру, темный наряд несколько утяжеляет, руки раскрыты для визуальной устойчивости. Возникает ощущение, что время на картине остановилось.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Ян Вермеер. Жемчужное ожерелье. 1663–1664
2. Герард Терборх. Девушка за туалетом. 1650–1651
3. Франс ван Мирс. Девушка перед зеркалом. 1662

Обсудим еще одну картину Вермеера, на которой можно увидеть оба приема, — и тишину, и замирание времени, а также узнаем, чем его работы отличались от подобных работ других художников.

🖼 «Жемчужное ожерелье». Героиня картины завязывает ленты украшения и на секунду останавливается, глядя в зеркало, — опять эта «вермееровская» остановка времени.

🌑 У Вермеера вещи не важны. Они кочуют из одной картины в другую. Мы видим знакомый интерьер, знакомый жакет. Важно то, что приближается вечер, — время тишины.

Контекст картины был знаком современникам Вермеера.

▪️ Жемчуг — один из наиболее ценных ювелирных материалов, символ богатства и власти.

▪️ Cюжет. Считается, что изображение девушки за туалетом появилось благодаря Герарду Терборху. Эту же тему развивал Франс ван Мирс.

👀 Терборх первый из художников открыл зрителю доступ к личному пространству, наблюдая за своей сестрой, и впервые ухватил сложные эмоции, которые проявляются в моменты уединения.

💅 На картинах Терборха и Мирса мы видим нарядных дам. Художник показывает блеск шелка, бархат, мех, драгоценности. Они во многом являются прообразом чувствительных героинь эпохи сентиментализма, слегка жеманных.

👁 Вермеер же говорил не о любви и не о чувствительности. Перед нами гораздо более глубокий сюжет.

Мы поговорили о самой героине, а теперь разберем интерьер на картине «Жемчужное ожерелье».

🕳 В этот раз Вермеер оставляет стену пустой. На стене нет привычной карты, нет эффекта кадрирования. Эта пустая стена поддерживает смысловую ось картины: она направляет наш взгляд от девушки к ее отражению в зеркале.

Между героиней и ее отражением пронизанная светом пустота. Мы почти не видим зеркала, но именно оно является ключевым элементом сюжета. Оно задает тему vanitas и memento mori («помни о смерти»).

🤳 Зеркало — символ пустого женского тщеславия, суетного стремления к красоте, которая со временем увянет.

🌅 Ощущение драматизма создается светом заходящего солнца. Героиня нежна и прекрасна, но cкоро темнота поглотит все. Также когда-то увянет и красота этой юной девушки.

1. Ян Вермеер. Дама, держащая весы. 1663–1664
2. Питер де Хох. Женщина, взвешивающая золото. 1664
3. Габриэль Метсю. Женщина, взвешивающая монеты. 1655

Поговорим о работе Вермеера «Дама, держащая весы» и ее особом значении.

⛅️ Если в предыдущей картине тьма собирается поглотить свет, то здесь свет рассеивает тьму. С первого взгляда непонятно, откуда идет этот свет — от окна или от фигуры Христа, изображенного в центре Страшного суда.

✝️ Это «картина в картине». Не просто бытовая зарисовка, а религиозный образ. Женская фигура расположена на одной линии с фигурой Христа — это земная метафора Суда.

⚖️ Рука женщины в центре полотна — мотив из Средних веков, когда появляется ангел, взвешивающий души грешников и праведников. Она ждет, когда чаши весов окажутся на одном уровне и можно будет начать проверку чистоты золота и качества жемчуга.

🔎 Чтобы понять масштаб творчества Вермеера давайте сравним его работу с подобными картинами других художников: с «Женщиной, взвешивающей золото» Питера де Хоха или «Женщиной, взвешивающей монеты» Габриэля Метсю.

🤑 Те дамы совершенно земные, деловитые, они с удовольствием перебирают монеты. Героиня же Вермеера будто равнодушна к драгоценностям — она застыла в молчании.

🧘‍♂️ Эта картина Вермеера считается религиозной. Она стояла на особом счету у владельцев и никогда не служила украшением интерьера. Ее помещали в специальный короб с закрывающимися створками, который должен был оберегать картину от пыли. Считалось, что смотреть на нее лучше только в особенный момент внутреннего спокойствия и тишины.

Повторяющаяся серьга в живописи Вермеера

1. Хозяйка и служанка. 1666–1667
2. Жемчужное ожерелье. 1663–1664
3. Девушка, играющая на лютне. 1662–1663

Работы Вермеера в жанре «трони»

1. Девушка с жемчужной сережкой. 1665–1667
2. Женщина в красной шляпе. 1665–1667
3. Портрет молодой девушки. 1665–1667

курс Level One
Современное искусство: -измы и -арты 20 века

Курс поможет влюбиться в искусство 20 века. За 5 недель разберемся в главных направлениях и именах современного искусства, найдем причины им восхищаться, а также выясним, как оно стало именно таким. Эксперт Алина Аксёнова покажет, каким разным может быть искусство, и с какой стороны к нему лучше подходить, чтобы разглядеть главное.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;