angle-down facebook instagram vkontakte warning

Джим Джармуш

Фильмография Джима Джармуша

Какой фильм получился из короткого этюда, а какой окончательно сформировал стиль режиссера? Изучим, что снимал Джармуш, и как это влияло на его карьеру и кинематограф.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, научный сотрудник библиотеки им. Тургенева

🕺🚶‍♀️🕺«Более странно, чем в раю» — второй фильм Джармуша. В нем — исток того Джармуша, который раскроется в следующих произведениях. Первый его фильм «Отпуск без конца» — еще любительский, а «Более странно, чем в раю» — уже законченное, выдающееся художественное высказывание, подлинное рождение стиля мастера.

🏛 Фильм сделал Джармуша известным в синефильской среде. В 2002 году Библиотека Конгресса внесла «Более странно, чем в раю» в Национальный реестр фильмов, имеющих культурное, историческое и художественное значение.

🏙️ Скучающие молодые люди Вилли и Эдди — бездельники и игроки. Их жизнь — такая же затхлая помойка, как и квартал Манхэттена, в котором они обитают. Однако в один прекрасный день к Вилли приезжает юная кузина Ева из Венгрии, и постепенно друзья решаются на перемены.

🎞 Фильм состоит из трех частей. Джармуш планировал снять только первую часть — «Новый свет» — новеллу, повествующую о знакомстве главных героев. Любопытно, что этот короткометражный этюд был снят на пленке, оставшейся у Вима Вендерса после завершения работы над фильмом «Положение вещей»: Вендерс в благодарность дал оставшуюся пленку Джармушу. Короткометражка была показана на нескольких фестивалях, критики очень хорошо о ней отозвались и только после этого фильм был расширен Джармушем до полнометражного.

🚗 Вторая и третья часть принадлежат к излюбленному Джармушем жанру роуд-муви, причем движение героев на юг и его неутешительный итог вызывают в памяти маршрут героев «Беспечного ездока» Хоппера.

👥 Главные герои-мужчины представлены двойниками: они носят одинаковые фетровые шляпы и никогда с ними не расстаются — даже ночью их не снимают. Но характер у них разный: один герой является отражением другого. Их и приехавшую девушку роднит неудовлетворенность жизнью, вызванная пустотой и бесцветностью их существования.

🥶 В соответствии с этим создается формальный стилистический строй ленты. Черно-белая образность как и в «Мертвеце» (правда, задолго до него) создает ощущение запыленности, мертвенности: будто перед нами серая-серая пустыня, покрытая пеплом. От этого фильма веет душевным холодом. Неслучайно герои едут во Флориду, чтобы погреться, а там тоже зима — даже там им холодно.

✂️ В фильме мало монтажных склеек, долгие планы, сохранен естественный звук — он не особо чистый, но в этом вся прелесть и заключается. От сцене к сцене мы переходим через затемнения, что затормаживает ритм фильма и делает его более мрачным.

The New York Time писал 👇

🗣 «Пленка кажется выгоревшей на солнце, полинявшей от небрежного хранения, от чего все запечатленные на ней образы однородны в своей серости».

Кадры из фильма Джима Джармуша «Вне закона», 1986

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

🚕 «Ночь на Земле» — фильм 1991 года, снятый в любимой Джармушем форме альманаха.

Отстраненные, словно подсмотренные из космоса пять таксистских историй, грустных и комедийных, случившихся за одну ночь в пяти мегаполисах мира. Каждая имеет свою особенную тему, свойственную месту действия. Что такое карьера выясняется в Лос-Анджелесе — сердце американской мечты. Встреча Старого Света с Новым происходит, конечно же, в бурлящем котле Нью-Йорка. О зрении и слепоте лучше всего знают в столице мировой красоты Париже, а вопросы жизни и смерти обсуждают в вечном городе Риме. А тема заброшенности человека в этом мире выглядит наиболее убедительно на заснеженных просторах города Хельсинки.

Фильм снят внутри машины, главные герои — таксист и его пассажир.

Вот что говорил об этом Джармуш🔻

🗣 «Снимать внутри автомобиля очень трудно. Каждый, кто снимал, вряд ли захочет повторить этот опыт. Нам было сложнее вдвойне, потому что я хотел не только рассказать истории персонажей, но и передать атмосферу ночных улиц этих городов. В Финляндии машина сломалась прямо на путях перед трамваем. Актеры не могли быстро выбраться из автомобиля из-за закрепленного на нем оборудования, мы еле успели остановить трамвай. Оператор Фред Элмс сам управлял камерой, когда нужно было снять сложные ракурсы. А на улице в это время было 14 градусов мороза. В Италии наша съемочная группа вызвала подозрение у полицейских. Поскольку паспорта мы оставили в гостинице, нам пришлось просидеть под замком пять часов».

Выбор городов, в которых происходит действие разных частей фильма, основывался на том, где находились актеры, с которыми Джармуш хотел работать.

Собрался звездный состав 👇

🎭 В первой новелле мы видим молодую Вайнону Райдер: она в то время была знаменита благодаря фильмам Тима Бертона. Она играет молодую таксистку, которая подвозит агента по кастингу. Агента сыграла великая американская актриса, жена и муза американского режиссера Джона Кассаветиса Джина Роулендс.

🎭 В итальянской новелле снялся Роберто Бениньи. К этому времени он был уже известным комиком в Италии, успел сняться у Бернардо Бертолуччи, но в США он еще не был звездой. Дело было до его роли у Феллини, и до фильма Бениньи «Жизнь прекрасна», за который он получит Оскар и станет звездой Голливуда. Джармуш позвал его сниматься просто по-дружески.

🎭 В паре с Бениньи снялся Паоло Боначелли, тоже выдающийся актер, который снимался у Дарио Ардженто, Микеланджело Антониони и Франческо Рози.

🎭 Том Уэйтс и Джон Лури тоже не были известными актерами, когда снимались у Джармуша. Тогда они считались представителями музыкального андеграунда и контркультуры.

🎭 Во второй новелле играет немецкий актер Армин Мюллер-Шталь, который отсылает нас в первую очередь к творчеству Фассбиндера, к новому немецкому кинематографу.

🎼 Саундтрек к фильму сочинил и записал Том Уэйтс, главный соратник режиссера.

Кадр из фильма «Кофе и сигареты»

☕️ «Кофе и сигареты» — один из самых звездных фильмов Джима Джармуша.

Одиннадцать новелл с участием актеров, шоуменов, музыкантов. Попивая кофе и покуривая сигареты, герои фильма спорят, подшучивают друг над другом, делают глубокомысленные выводы и травят нелепые байки.

🌿 Изначально Джармуш снял несколько короткометражек: «Кофе и сигареты», «Кофе и сигареты, мемфисская версия», «Кофе и сигареты III», в которой играл он сам и его друзья — Роберто Бениньи, Игги Поп и Том Уэйтс. Этот фильм приносит Джармушу «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля за лучшую короткометражную ленту.

Джармуш решает объединить все короткометражки в альманах и доснять. В 2003 году альманах вышел на экран. Получился диалоговый фильм в черно-белой эстетике с импровизационными диалогами.

Приводим фрагмент книги Антона Долина «Джим Джармуш. Стихи и музыка», посвященный фильму.

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;