angle-down facebook instagram vkontakte warning

Илья Кабаков

Работы после эмиграции

В 1990-е Кабаков живет и работает за границей, где добивается большой известности. Давайте посмотрим, как он туда попал, и обсудим культовые работы того времени.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Илья Кабаков

1. Сошел с ума, разделся и убежал голый, 1989
2, 3. Красный павильон, 1993 (эскиз и реальность)
4, 5. Красный вагон, 1991

💣 В 1988 году в Москве прошел первый аукцион Sotheby`s «Русский авангард и современное советское искусство», вскоре после него многие участники эмигрировали, в том числе и Кабаков.

🧳 После переезда Кабаков продолжает заниматься искусством. В 1989 году он получает стипендию фонда DAAD в Германии и переезжает в Берлин. В том же году он знакомится с Эмилией Леках и с того момента они работают вместе, подписывая работы двойным именем. Все 1990-е они много выставляются в Европе и США. В 1992 году Кабаков создает сценографию для первой «посткоммунистической оперы» «Жизнь с идиотом» Шнитке по рассказу Виктора Ерофеева в оперном театре Амстердама.

🔙 Первая работа, сделанная в США — «Сошел с ума, разделся и убежал голый». Это рассказ о жизни человека в обязательствах. Герой создал «Схему универсального порядка, правил и положений» и не смог ей следовать. Герой инсталляции нагим выбежал из Красного уголка ЖЭКа, где висела схема. Человек часто оттягивает и переносит важные дела. А когда он уже не выдерживает навалившихся обязательств, то сходит с ума и убегает, покидает пространство.

🗣 «В детстве меня колотили не переставая, сначала папаша — беспощадно, а потом одноклассники в школе. И вот получилось как у барона Мюнхгаузена: он однажды так сильно лупил лису, что она выскочила из своей шкуры и побежала голая. Я давно выскочил из самого себя».

👏 Кабаков добивается успехов и признания. В 1993 году он получает Золотого Льва на Венецианском биеннале за «Красный павильон». В 1994-м немецкий журнал Focus называет Кабакова лучшим художником года. Его выставки проходят в Центре Помпиду в Париже, Музее современного искусства в Нью-Йорке, Кунстхалле в Кельне, Национальном центре современного искусства Норвегии. В 2004 году Третьяковская галерея и Эрмитаж впервые выставляли современное искусство, и Эрмитаж приобрел его работу «Красный вагон».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Легендарный аукцион

Аукцион Sotheby`s «Русский авангард и современное советское искусство», 1988

Илья Кабаков

1, 2. Красный вагон, 1991
3, 4. Туалет, 1992
5, 6. Красный павильон, 1993
7, 8. В будущее возьмут не всех, 1995

в 1990-е годы Кабаков создает несколько работ, которые становятся культовыми. Давайте на них посмотрим.

Работа «Красный вагон»

3️⃣ Инсталляция передает три «состояния» СССР: идеологию вечного светлого будущего (авангардное искусство с лестницами вверх, в будущее), тюрьмы (вагон для перевозки ссыльных) и соцреализм (рисунки нанесены на стены вагона).

🚂 Красный вагон — это мир, который живет вопреки. Справа открытая дверь и мусор — это наши надежды. Столько ожиданий было у граждан в СССР, но ничего так и не исполнилось. Первоначально вход в инсталляцию осуществлялся через лестницу. В вагоне звучали песни 1930–1940-х годов (подборка музыканта Владимира Тарасова). Эти песни звучали по радио в то время, когда кто-то ехал в вагоне для пересыльных или сидел в тюрьме в ожидании расстрела. Даже иностранцы, оказавшись в вагоне, плакали. На стенах снаружи картины соцарта, мир обезличенных людей.

Работа «Туалет»

🚽 Кабаков снова превращает публичное пространство в личное. За зданием музея построили привокзальный туалет, превратив его в квартиру. Это нижний мир советской реальности. Даже в таком мире можно жить. Сам Кабаков рассказывал историю, что однажды директор пансиона выделил им с мамой для жилья туалет. Туалет — это состояние угнетенного, который хочет быть свободным, даже на этих двух квадратных метрах.

Работа «Красный павильон»

1990-е — это время начала торжества свободы в России. Министр культуры решил послать на выставку работы Кабакова. Кабаков обнес павильон забором и создал иллюзию стройки. Попасть к инсталляции можно было только через лазейки в заборе. Затем нужно было пройти по коридору в темноте, спотыкаясь о разбросанные ведра. В конце коридора зритель неожиданно оказывался не внутри павильона, а на балконе, и видел перед собой прекрасную лагуну, слышал музыку парадов, доносившуюся из павильона.

👹 «Красный Павильон» — символ вечно возрождающегося зла. Зло всегда торжествует. Оно может меняться, преображаться, но всегда побеждает.
«Красный павильон» — суммарный образ советской мечты, которая всегда находится где-то там, за бесконечной стройкой, за забором. Инсталляция — это фантазия, потому что в 1993 году СССР уже не существовало.

Работа «В будущее возьмут не всех»

🚊 Это поезд, который делит людей на три группы: кого возьмут, кого не возьмут и кто берет. А решать будут вожди. Инсталляция состояла из части поезда и бегущей строки с текстом «В будущее возьмут не всех», а вокруг были разбросаны работы Кабакова. Его в будущее не взяли. Эта инсталляция базируется на детских воспоминаниях художника. Однажды в пансионе директор объявил детям, что летом они поедут в пионерский лагерь, но тех, кто плохо учится, не возьмут. И Кабакова не взяли.

Илья Кабаков

1. Случай в музее или музыка на воде, 1994
2–4. Работы с выставки Шарля Розенталя

Кабаков продолжает играть с вымышленными персонажами. Теперь эти персонажи заменяют самого художника. Давайте посмотрим на работы на эту тему.

1️⃣ Работа «Случай в музее или музыка на воде» — это рассказ о вымышленном художнике Кошелеве, которому удалось создать новый метод в искусстве, взяв все лучшее у разных художественных направлений. И вот он готовится к открытию выставки с чувством собственной значимости.

💦 Инсталляция состоит из двух темных залов, бордового и зеленого, с декором из тяжелой лепнины и массивными картинами в рамах. Сюжеты картин типичны для СССР: доярки, учительница, трудовые советские будни. Но сонная тишина музея нарушена катастрофой: с потолка льется вода, наполняя расставленные по полу емкости (тазы, ведра, ковшики). Ситуация очень знакомая советскому человеку. Еще вчера все было идеально, а сегодня, накануне открытия, прорвало трубу.

🎵 Как и во всех работах Кабакова, здесь несколько смыслов. «Прочитав» историю художника и катастрофы в музее, бродя между тазами с водой, зритель начинает понимать, что капли воды не просто капают, а создают музыкальный рисунок, виртуозно созданный Владимиром Тарасовым, который был не только композитором и звукорежиссером, но конструктором водяных труб.

🔀 «Случай в музее» — это не просто инсталляция, это синтетическое произведение искусства, объединившее художника и музыканта. Это работа с социальным подтекстом — такие капли формируют структуру нашей жизни: все идеально, только водопровод прорвало.

2️⃣ Еще один вымышленный персонаж Кабакова — художник Шарль Розенталь. Куратором его фиктивной выставки во Франкфурте был Илья Кабаков. У Розенталя даже есть биография: он восьмой ребенок в бедной семье фотографа-еврея, учился в Витебске у Малевича, уехал в Париж и там умер.

▪️ В качестве доказательства правдивости этой истории представлены листы дневников, его неотправленные письма, фотографии. И, конечно же, картины от импрессионистических и супрематических до соцреалистических. Подлинность Розенталя «доказывают» и каталог с перечнем его работ и несколько статей о нем в журналах.

💡 В инсталляции присутствует интерактивный момент. В картине «Аукцион» на огромном полотне зритель видит над головами всех участников аукциона «звучащие» в их головах фразы. Если нажать на кнопку возле цитаты, над головой персонажа загорится лампочка, «озаряющая» светом мысли всех в вокруг.

Илья Кабаков

1. Пустой музей, 199
2, 3. Монумент потерянной перчатки, 1997
4, 5. Ожидание чуда в Мюнстере или Антенна, 1997

Некоторые работы Кабакова пользовались особой популярностью на Западе. Обсудим причины такой популярности и посмотрим на три таких работы.

👏 Популярность Кабакова на Западе обусловлена несколькими причинами: Кабаков одним из первых показал Западу кусочек советской действительности; он работал в популярном там жанре инсталляции, а его работы были большого масштаба и хорошо вписываются в выставочные пространства.

🔦 Работа «Пустой музей» показывает идеальное состояние музея. На стенах нет картин, а свет направлен так, будто они там есть. Инсталляция выглядит как похороны искусства.

🧤 В инсталляции «Монумент потерянной перчатки» на земле лежит пластиковая красная перчатка, а вокруг на пюпитрах размещены тексты, где мужчина вспоминает о потерянном чувстве, о потерянной любви. Она ушла от него. Он увидел потерянную перчатку и начал вспоминать…

📶 Инсталляция «Антенна» или «Ожидание чуда в Мюнстере» — конструкция в виде антенн с текстом, но чтобы его прочесть, нужно лечь на траву и смотреть на небо. Человек почти всегда должен выполнять клишированные действия, он стремится выйти за пределы этих клише, сохранив достоинство.

курс Level One
Современное искусство: -измы и -арты 20 века

Курс поможет влюбиться в искусство 20 века. За 5 недель разберемся в главных направлениях и именах современного искусства, найдем причины им восхищаться, а также выясним, как оно стало именно таким. Эксперт Алина Аксёнова покажет, каким разным может быть искусство, и с какой стороны к нему лучше подходить, чтобы разглядеть главное.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;