Илья Кабаков
Работы в 2000-х и популярность в России
Начало 21 века — время популярности Кабакова в России. Постепенно его творчество вновь смещается в сторону картин. Сегодня посмотрим на его работы 2000-х годов и выставку на родине.
Илья Кабаков
1, 2. Табурет, 2001
3. Как изменить самого себя, 2000
4. Упавший ангел, 2000-е
5–7. Как встретить ангела, 2009
😇 В 2000-е годы в работах Кабакова появляется новая тема — ангелы. Ангелы для художника — это антипод мух. Муха — нечто приземленное и повседневное, а ангел — существо чистое и мистическое. Ангелы непосредственно связаны с вечной темой Кабакова — темой маленького человека.
🪑 Инсталляция «Табурет» рассказывает нам о тайной жизни маленьких человечков. Под сиденьем табурета спрятан секретный мир с карликовым пейзажем и висящим между перекладными ангелочками. Это такой маленький личный рай, в который можно заглянуть только одним глазком, а попасть — нельзя.
🕊 Инсталляция «Как изменить самого себя» состоит из пустой комнаты и висящих на стене крыльев. Здесь живет человек, который надевает эти крылья и совершает добрые дела. Это намек — каждый из нас может примерить «крылья добра». Эту инсталляцию несколько раз показывали в Риме, Париже, Мексике, Петербурге.
🗣 «Следует надеть на себя крылья, побыть в полном бездействии и молчать пять–десять минут, после чего обратиться к своим обычным занятиям, не выходя из комнаты. Через два часа вновь повторить начальную паузу. После двух–трех недель ежедневных процедур воздействие белых крыльев все с большей силой начнет проявлять себя».
💔 В работе «Упавший ангел» ангел лежал в фойе музея, где не было потолка, и возникало ощущение, что он действительно упал с небес. Люди стояли в очереди с шести утра, чтобы дотронуться до ангела.
👐 Самая известная инсталляция «Как встретить ангела» представляет собой 18-метровую лестницу, которая поднимает в небо маленького человека. Его руки обращены к небу — он ждет встречи с ангелом, чтобы вырваться из повседневного мира. Здесь соединены сразу две любимые темы Кабакова: маленький человек и полет.
▪️ Инсталляция создавалась для Германии, а после ее выставили в Амстердаме у входа в клинику для душевнобольных. Сначала ее не хотели устанавливать, так как сочли, что это призыв к самоубийству, но потом опросили больных. Оказалось, что больные воспринимают эту фигурку как символ надежды.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяИлья Кабаков
1. 10 персонажей, 2004
2. Жизнь в шкафу, 2004
3. Туалет, 2004
4. Случай в музее, 2004 (эскиз)
В 2000-х Кабаков становится популярным в России: проходит сразу несколько мероприятий с его участием и, наконец, персональная выставка. Посмотрим на некоторые из работ.
📖 В 2004-м работа Кабакова «10 персонажей» выставляется в Третьяковке. Это истории уже знакомых жителей коммуналки со своими страхами и фобиями. Кто-то боялся света и отсиживался в шкафу, кто-то любил летать, а кто-то не мог увидеть мир целиком. Но все истории заканчивались печально — белым листом, символизирующем исчезновение персонажей и в то же время начало новой жизни.
▪️ «Математический Горский» пытается встроить все предметы в некий арифметический ряд. «Щедрый Бармин» присваивает людям названия предметов, а предметам — имена своих знакомых. «Шутник Горохов» собирает паранормальные истории. «Анна Петровна видит сон» — пациентка у психоаналитика рассказывает свой сон. И уже знакомые нам «Вшкафусидящий Примаков», «Вокноглядящий Архипов» и «Полетевший Комаров».
🌀 Культовые альбомы 1970-х превратились в «тотальную инсталляцию» в виде улитки. Хождение по этому лабиринту вызывало у зрителей странные ощущения: ты будто поддавался этому всеобщему безумию и начинал испытывать панику, метаться по коридорам, путать листы и истории.
👏 В том же году в Эрмитаже выставлялись сразу три работы художника: «Жизнь в шкафу», «Туалет» и «Случай в музее». Работа «Туалет» — это дверь с надписью «туалет». За дверью горит свет и слышится голос самого Кабакова, напевающего песенки. Работа «Жизнь в шкафу» — это шкаф, в котором есть все для жизни: стол с книжками, лампа, фотографии. И шкаф, и туалет — это крохотные убежища, в которых можно спрятаться от внешней жизни.
😳 Инсталляция «Случай в музее» — это груда стульев и скамеек, сваленных на полу, а между ними двигаются маленькие человечки. Текст сообщает зрителю, что должна была состояться лекция Кабакова, но не состоялась в виду очень странных обстоятельств. Помещение пришлось экстренно покинуть, так как прибыли странные пришельцы с необычными знаками, разглядеть которые можно только в бинокль. Поэтому всем посетителям предлагалось передвигаться по мосткам и наблюдать за человечками в бинокль.
Илья Кабаков. Альтернативная история искусств, 2008
В 2008-м в «Гараже» проходит персональная выставка Кабакова «Альтернативная история искусств», где представляются работы трех выдуманных художников: Шарля Розенталя, Игорь Спивака и Ильи Кабакова (не путать с настоящим Ильей Кабаковым).
🤔 Первый художник — Розенталь. Перед нами все этапы его творчества, включая и создание инсталляций. Часть картин обыграна дверьми — одна работа «выглядывает» из дверной щели, другая нанесена непосредственно на дверь. В главном зале две самых больших работы Розенталя: «Аукцион» и «Три всадника». Посередине зала два пульта с кнопками. Если кто-то нажимал на тумблеры, то в разных частях картины загорались лампочки, освещая определенные участки.
⬜️ Последний зал — почти белые полотна, на которых видна только композиционная разметка. По одной из версий, художник погиб, не успев закончить. Это метафора состояния современного станкового искусства. Розенталь якобы погибает в 1933 году, и в это же время рождается художник «Илья Кабаков».
↪️ Кабаков как художник начинается там, где закончил свои эксперименты Розенталь. Далее тема преемственности продолжается творчеством Игоря Спивака. В его работах все монохромно, фрагментарно и асимметрично. При этом у трех художников есть сквозные темы: у Розенталя — эскиз, а у Кабакова или Спивака — уже как законченное произведение. Среди работ вымышленных художников попадаются и работы самого настоящего Кабакова. Например, «Чья эта муха?».
💭 Инсталляция Кабакова подразумевает много вариантов прочтения. Это огромный коммуникационный аттракцион, в котором каждый найдет свой смысл, послание для себя. Здесь и рефлексия по поводу судьбы станковой живописи, и рассуждения об искусстве в целом, и мысли о том, как мало слов мы говорим, все чаще прибегая к знакам. Но самое интересное ждало посетителей в конце. Выходя из псевдомузея, ты оказывался непосредственно внутри настоящего музея «Гараж».
Илья Кабаков. Где наше место?, 2003
Илья Кабаков
1. Декорации к опере «Франциск Ассизский», 2003
2–4. «Странный город» в Гран-Пале, 2014
Илья Кабаков
1. Под снегом
2. Канон
3–7. Коллажи пространств
Во второй половине 2000-х Кабаков снова возвращается к картинам. Посмотрим, что он писал и какой смысл вкладывал.
❓ Переходной работой можно считать серию «Где наше место?». Мы входим в музей и видим огромных людей в костюмах 19 века. На стенах — укрупненные фрагменты картин, похожих на Джорджоне, Тинторетто и Тициана. Но мы не видим картины целиком. Целиком их могут увидеть только великаны. На полу снова маленькие человечки. Работа должны вызвать вопрос: «А где твое место?».
🕑 События происходят в музее не случайно. Кабаков все чаще задумывается о «долгожительстве» инсталляций и картин. Он приходит к выводу, что инсталляция — явление временное и рано или поздно музей избавится от нее. А картина — это надолго.
🗣 «Раньше инсталляция казалась мне очень важным жанром, чуть ли не последним в историческом ряду, но постепенно на практике выясняются самые печальные последствия занятия ею. Даже если работа куплена музеем, все равно потом она превращается в странный набор вещей, потому что никто, кроме художника, не может ее установить. А сам он имеет такую возможность только в том месте, для которого работа и была изначально предназначена. Если же место это переменить, из объекта искусства инсталляция становится кучей хлама. Что великие Эдвард Кинхольц, что Йозеф Бойс, — все равно получится набор мусорных ящиков».
📡 В 2003-м Кабаков создает сценографию к опере «Франциск Ассизский» продолжительностью пять часов. Единственная декорация — гигантский стеклянный купол. По мнению Кабакова, ничто не должно отвлекать от слушания музыки, только меняющееся освещение. В основе проекта идея Скрябина о соответствии звука и света. Такой купол — это одновременно отсылка и к ренессансным церквям, и к «розеткам» готических соборов, и к конструктивизму, минимализму и хай-теку, и к павильону «Космос» на ВДНХ.
▪️ Этот же купол Кабаков повторит в 2014 году в проекте «Странный город» в рамках программы Monumenta для Гран-Пале. По традиции каждый год Гран-Пале отдается в руки современного художника, который создает там «тотальную инсталляцию» площадью 133,5 квадратных метра.
🖼 С 2006 года Кабаков пишет в основном серии из 12–24 картин. Каждая серия имеет свой визуальный язык, а работы, как правило, больших размеров и выполнены в технике коллажа, потому что наше восприятие коллажно. Мы можем смотреть только на какой-то отдельный фрагмент действительности. В один момент мы видим или глаз, или нос, или плечо, но не всего человека. А реализм противоречит человеческому зрению.
✂️ Кабакова привлекает коллаж как возможность вернуться к старым мастерам. Он считает, что художники до 19 века видели мир и писали картины, используя коллажный принцип: каждый кусок сам по себе и не связан с соседним. Реализм же попытался создать единое пространство и проиграл. С этой задачей не справился ни Репин, ни соцреализм. Раньше зритель «входил» в картину и смотрел ее буквально носом. Рембрандт первым заставил зрителей смотреть свои картины с расстояния 3 метров для эффекта целостного восприятия. Сегодня принцип «заглянуть за раму» утрачен навсегда.
🤔 Все, что делает Кабаков, он делает для зрителя. Для любого зрителя, образованного и необразованного. Поэтому закладывает в работы много уровней и видения, чтобы разные люди могли прочесть инсталляцию или картину по-своему.
Эмилия Кабакова: невозможная жена
1. Эмилия Леках, 1960-е
2. Эмилия Леках, 1970-е
3. Эмилия Леках, 1980-е
4. Илья и Эмилия Кабаковы, 1990-е
5. Илья и Эмилия Кабаковы, 2000-е
6. Кабаковы на выставке в «Гараже», 2007
7. Кабаковы у инсталляции «Как встретить ангела», 2010-е, Германия
8. Парная подпись на экспозиции
В качестве дополнительных источников о жизни и творчестве Илья Кабакова мы подобрали два документальных фильма о художнике и его жене. Из них можно подробнее узнать о биографии Кабакова, его детских воспоминаниях, эмиграции, знакомстве с женой и совместном творчестве.
🎞 «Илья Кабаков. В будущее возьмут не всех», Михаил Кондалов (2015)
🎞 «Бедные люди. Кабаковы», Антон Желнов (2018)
Весь урок мы говорили об Илье Кабакове, его жизни и творческом пути. Давайте вспомним главное и подведем итоги.
💪 Илья Кабаков — родоначальник московского концептуализма, который познакомил весь мир с советским бытом и стал самым дорогим российским художником. Все, что делает Кабаков, он делает для зрителя. Для любого зрителя, образованного и необразованного. Поэтому он закладывает в работы много уровней видения, чтобы разные люди могли прочесть инсталляцию или картину по-своему.
👦 Илья Кабаков родился 30 сентября 1933 года в Днепропетровске. После войны учился в школе для особо одаренных детей при Третьяковской галерее, а закончив ее, поступил в институт Сурикова на графическое отделение в мастерскую книги. Он начинал с книжной иллюстрации, к которой никогда не питал особой страсти и воспринимал как источник дохода, но даже там был заметен его талант.
🔙 Кабаков начал заниматься неофициальной живописью после Американской выставки, перевернувшей мир советских художников. В конце 1950-х Кабаков стал членом «Клуба сюрреалистов», а в 1960-м работы художников «Клуба» показали на выставке «Альтернативная действительность II» в Италии, после чего Кабакова начали неофициально выставлять за границей.
🤔 В 1960-е в творчестве Кабакова появляются темы, которые он будет использовать позже уже в рамках концептуального искусства: тема коммунальной квартиры, полета, фигуры-модули, мухи, взаимодействие слова с образом. Один из любимых приемов художника — вопрос без ответа. Зритель должен быть озадачен картиной. Только тогда он задумывается над значением предмета.
💭 70-е — время концептуализма в творчестве Кабакова. Важными темами в его работах в то время были таблицы и заслоненный мир. Особым жанром у него были альбомы — они предназначались для тех, кто приходил в мастерскую, — зритель должен был открывать страницу за страницей.
👤 Многие работы Кабаков создавал от имени вымышленных героев, которым придумывал имена и биографии. При этом сами герои никогда не появлялись. В центре внимания художника часто был маленький человек, которому нет места в «среде больших».
🌫 К 1980-м Кабаков переходит к созданию инсталляций, которые станут его главной деятельностью на следующие годы и принесут ему мировую славу. Добавляются новые темы: тема казенного и личного, несоответствия ожиданий и реальности, любимой становится тема мусора и ненужных вещей. По инсталляциям Кабакова часто нельзя перемещаться свободно, нужно следовать маршруту.
🌎 С 1990-х Кабаков живет и работает за границей. После отъезда из СССР появляются «тотальные инсталляции» как способ полного погружения зрителя в пространство, выстроенное художником. Главной темой тотальных инсталляций становится коммунальный быт, коммунальная квартира выступает как метафора советской действительности.
⭐️ Кабаков добивается успехов и признания на Западе, получает несколько крупных наград, его выставки проходят в разных странах. Такая популярность обусловлена несколькими причинами: Кабаков одним из первых показал Западу кусочек советской действительности; он работал в популярном жанре инсталляции, его работы были большого масштаба и хорошо вписывались в выставочные пространства.
🖼 В 2000-е годы в работах Кабакова появляется новая тема — ангелы, а потом художник постепенно возвращается к картинам. Он приходит к выводу, что инсталляция — явление временное и рано или поздно музей избавится от нее. А картина — это надолго. Картины он пишет в основном сериями из 12–24 картин, каждая серия имеет свой визуальный язык, картины, как правило, больших размеров и выполнены в технике коллажа.
🇷🇺 В это же время художник становится популярным в России, где проходит сразу несколько мероприятий с его участием и персональная выставка «Альтернативная история искусств» в «Гараже» в 2008-м.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день