Илья Кабаков
Биография и книжная иллюстрация
Кабаков начинал с книжной иллюстрации, к которой никогда не питал особой страсти, но даже там выражался его талант. Посмотрим на первые шаги к искусству и немного поговорим о биографии художника.
Илья Кабаков
👦 Илья Кабаков родился 30 сентября 1933 года в Днепропетровске в бедной семье слесаря и бухгалтера. Во время войны Илья с матерью эвакуировались в Самарканд, где в 10 лет мальчик поступил в художественную школу.
👊 Там у Кабакова выработалась привычка защищать себя через речь из-за жестких условий школы-интерната, где он остро переживал разницу социальных положений. Позднее речевой жест войдет в его искусство как основной элемент творчества.
🥺 В 1944 году Кабаков с матерью перебрались в Москву. Из-за отсутствия прописки им пришлось жить в келье Троице-Сергиевой Лавры, которая зимой промерзала до инея. Денег не хватало даже на еду. Кабаков вновь испытывает ощущение социальной беззащитности и униженности.
👏 Кабакова перевели в школу для особо одаренных детей при Третьяковской галерее. Закончив ее, он поступил в институт Сурикова на графическое отделение в мастерскую книги под руководством Бориса Дехтерева (главного художника издательства детской литературы «Детгиз»).
📚 Еще в студенчестве Кабаков начинает иллюстрировать книги и журналы («Веселые картинки», «Мурзилка»), чтобы заработать. За тридцать лет он проиллюстрировал около 200 книг.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяИллюстрации Илья Кабакова
1. Дом, который построил Джек
2. Спящее яблоко
3. Стихи и сказки
4. Кадмия пана Кляксы
5. Кот в сапогах
6. Рыжие
7. Плывет кораблик в гости
Книжная иллюстрация не приносила Кабакову удовольствия, но приносила деньги и позволяла содержать семью. Посмотрим, как он работал и сколько зарабатывал.
👍 Книжная иллюстрация привлекала многих художников. Здесь не было жестких требований со стороны цензуры. Главное — научиться рисовать так, чтобы нравиться редактору.
💪 Кабакову удалось встроиться в систему. Он стал членом Союза художников, оформлял по книжке в месяц и обеспечивал семью. За 16 страниц детской книги можно было получить годовую зарплату советского человека (1,5–2 тысячи рублей).
▪️ На деньги за иллюстрации к книге «Дом, который построил Джек» (4000 рублей) в 1968 году Кабаков построил мастерскую на Сретенском бульваре, которая обошлась ему в 2800 рублей.
🖨 Иллюстрация была для Кабакова лишь попыткой выжить. Он старался готовить иллюстрации быстро и при минимуме усилий, пытался создать некое клише, выработать канон советской детской книги, который позволил бы ему быстро выполнять работу.
📚 Все его детские иллюстрации действительно похожи друг на друга: одинаковые виньетки, флаги, завитки. Но даже стилистическая общность всех иллюстраций Кабакова не умаляет его гения иллюстратора.
🔎 Самое показательное оформление у книги «Спящее яблоко». Иллюстрации выполнены в эскизной манере с обилием украшений и чересчур мелочной детализацией. Такая подробная детализация имеет причину. Гонорар за книгу зависел от того, как много фигур изобразил художник и насколько трудоемкой была работы. Поэтому Кабаков всегда рисовал очень много персонажей и деталей.
↔️ Сам Кабаков называл свой стиль иллюстрирования «рисование по краям». Этот термин имеет двоякое значение: с одной стороны, это способ композиционного построения листа, а с другой — намек на место книжной иллюстрации в жизни художника (всего лишь периферия его творчества).
Иллюстрации Илья Кабакова
1. Питер Пэн и Венди
2. Сказка о стране Терра-Ферро
3. Чудеса из дерева
Илья Кабаков. Альбом для раскрашивания
Теперь посмотрим на несколько книжных иллюстраций Кабакова и их особенности.
📕 Для книги «Питер Пэн и Венди» Кабаков делает вставки в виде окон, в которых разворачивается короткая история. Книжная страница напоминает театральную сцену. Так художник проводит границу между миром реальным и книжным. Кабаков был первым художником, который обыграл рамку и вписанный в нее рисунок как встречу двух пространств: самого листа и «за листом».
📗 К книге «Сказка о стране Терра-Ферро» Евгения Пермяка Кабаков оформил 30 цветных разворотов с рассказами о предметах из железа и дерева. В этих иллюстрациях уже формируются образы, которые мы позднее найдем в творчестве Кабакова-концептуалиста: летающие персонажи и восприятие белого листа как бесконечной белой пустоты, из которой возникают любые предметы.
📘 Следом вышли другие энциклопедические серии: «Чудеса из дерева», «Глина руки», «Океан начинается с капли» Евгения Мара, «Сказ про газ» Пермяка, «Тима дома» Анатолия Маркуши. В книжках, посвященных материалам (дереву, глине), Кабаков использовал интересный прием: рисунки повторяли фактуру материала.
🤬 Кабаков бросит книжную иллюстрацию только в 1986 году. Позже он создал работу «Альбом для раскрашивания», которая очень ясно демонстрировала его отношение к тому периоду творчества: кролики, морковки, чайки, корабли, цветочки служат всего лишь прикрытием для матерной брани.
▪️ Детская иллюстрация была всего лишь прикрытием существования в скучной советской действительности, когда художника занимали совершенно другие задачи, которые он реализовывал в своей мастерской на Сретенке.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день