Илья Кабаков
Инсталляции и новые темы
1980-е — время появления новых тем в творчестве Кабакова и перехода к инсталляциям, которые станут основой его позднего творчества. Посмотрим, какие темы Кабаков вводит в свои работы, и узнаем, что такое «тотальная инсталляция».
Илья Кабаков
1. Запись на Джоконду
2. Мастера искусств
3. Номер люкс
4. Гастроном
🔛 Кабаков продолжает прежние темы: маленького советского человека, «жизни по расписанию». В работе «Запись на Джоконду» нет самой Джоконды. Надо записаться на возможность ее посмотреть. Это олицетворяет образ всей жизни советского человека.
🆕 Но появляются и новые темы: тема казенного и личного, несоответствия ожиданий и реальности. Целый цикл работ посвящен иллюзии свободы и изобилия.
📰 Работа «Мастера искусств» напоминает стенд в ЖЭКе, где размещены фотографии советских деятелей науки, культуры и труда. В СССР многие коллекционировали открытки с изображениями любимых актеров, даже создавали специальные альбомы и украшали их. Кабаков интерпретирует советских деятелей культуры как членов Политбюро, но добавляет нотки романтизма — открытки с изображением цветов. Так образ казенного превращается во что-то сугубо личное, интимное.
🛋 В работе «Номер люкс» два пространства: картинка и текст. Текст не соответствует картинке, а картинка номера не соответствует реальному номеру-люкс. Номера люкс в советских гостиницах не соответствовали нормативам — например, там не было телевизора, отопления.
▪️ На сегодняшний день это одна из самых дорогих работ художника — она продана за 4,1 миллиона долларов.
🛒 В работе «Гастроном» тоже два пространства: универмаг и список товаров на переднем плане. Этих товаров никогда не было на прилавках. Это мечта об изобилии, которого нет, несоответствие надписи и возможности, состояние лжи, иллюзии, невозможности существования.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Карточки с советскими актерами
2. Илья Кабаков. Мастера искусств
1. И. Алехин. Проверена! На партийной чистке, 1930-е
2. Илья Кабаков. Проверена! На партийной чистке, 1981
Илья Кабаков
1. Жук
2–5. Работы из серии «Праздник»
6. Новый аккордеон
7. Пейзаж с горами
Теперь поговорим о копировании и фотореализме в работах Кабакова.
©️ В 1981 году Кабаков увидел картину «Проверена! На партийной чистке» художника 1930-х Алехина в альбоме «Советская живопись». Картина поразила художника, и он решил ее скопировать. Он называл такое копирование «введением в жизнь апокрифов, которые надо помнить».
🔬 В процессе Кабаков выявил в работе скрытые смыслы. Он понял, что в основе картины лежит католическая композиция о чуде явления Марии народу: Мадонна, освещенная божественным светом, благословляет окружающих ее людей. Здесь же сюжет передан наоборот: не Мадонна благословляет старцев, а они ее. Точнее, они возвращают ей жизнь.
▪️ Еще один смысл, обнаруженный Кабаковым: сцена жертвоприношения. Женщина — жертва. На нее смотрят Боги (статуя вождя) и жрецы (члены партийного суда).
🪲 Главная работа Кабакова в стиле фотореализма — «Жук». На жуке Кабаков написал собственное стихотворение. Смысл стихотворения в том, что жука поймали и хотят добавить в коллекцию, а ему очень хочется на свободу. Этот жук олицетворяет самого художника, который не хочет быть частью «коллекции» системы.
▪️ На последнем аукционе «Жука» приобрели за 5,8 миллиона долларов.
📸 Работы серии «Праздник», «Новый аккордеон», «Пейзаж с горами» тоже выполнены в фотореалистической стилистике, но с другими акцентами. Кабаков написал работы от имени вымышленных художников-сюрреалистов. Картины получились умышленно банальными и пошлыми, как и весь соцреализм. Чтобы «исправить» плохое произведение искусства, можно добавить украшения. И Кабаков добавляет искусственные цветы, кусочки фольги.
▪️ Несмотря на то, что картины называются «Праздник», никакого праздника на них нет. Праздник — это всего лишь возможность украшать тусклую и скучную действительность.
▪️ «Пейзаж с горами» вроде как и пейзаж, но в то же время это ширма, на которую можно повесить вещи. Как бы снял вещи, впрыгнул в картину и исчез. Как исчезали персонажи Кабакова в альбомах.
Илья Кабаков
1. Лопата
2. Ящик с мусором
3. 16 веревок
В 1980-е годы Кабаков начинает заниматься инсталляциями, новым для советского искусства жанром. Посмотрим, какими были его первые работы.
🗑 Любимой темой Кабакова становится мусор и ненужные вещи. Мусор — это, с одной стороны, вся советская действительность, а с другой — наши воспоминания. Мы сохраняем память через «мусор», который хранится в голове. «Образ нашей жизни представляется мне огромный мусорной кучей, которую невозможно разгрести».
📝 В инсталляции «Лопата» перед нами сама лопата на стенде и снизу комментарии о роли лопаты в жизни художника.
1️⃣ Случай из эвакуации, когда они с мамой получили огород. Он вскопал его лопатой и засеял. А осенью они увидели, что огород порос сорняками. Сорняки превратили все в мусор.
2️⃣ Случай во время проживания в келье Троице-Сергиевой Лавры. С мальчишками они ходили по кельям и обстукивали стены в поисках клада. Однажды он обнаружил пустоту. Лопатой он сломал стенку, за которой оказался склад овощей. Этот склад спас им жизнь, потому что потом он несколько лет воровал оттуда овощи.
3️⃣ История самой лопаты. Он купил эту лопату без древка. Потом нашел древко и создал инсталляцию, которую повесил у себя в мастерской. Как-то в мастерскую пришел пожарный и похвалил его: «Вижу единственного художника, который думает о противопожарной безопасности». Пожарный подошел к лопате и подергал ее, но та была крепко привинчена. «Единственное, ты не успеешь ей воспользоваться, если начнется пожар. Нужно ослабить крепления». Так лопата становится орудием не только труда, но и сакральных действий.
🚮 Для Кабакова характерно понятие «стройка-помойка». Нашей жизни свойственно два состояния: мы все время строим светлое будущее, но в результате этого строительства возникает помойка.
📦 Инсталляция «Ящик с мусором» выстроена как остров. Все предметы инсталляции зафиксированы в тексте, который лежит на стуле. Когда-то эти предметы лежали в ящике и принадлежали вымышленному коллекционеру. Из этих предметов состоит его среда обитания.
🏷 К каждому предмету прилагается бирка с ругательством. Предмет как бы обороняется, зная, что он ничтожен, говорит зрителю «пошел вон». Зритель смотрит на него с презрением, а предмет отвечает «сам такой». Это история коллективного бреда коммунальной кухни, где все ненавидят друг друга.
🪢 Знаменитая инсталляция «16 веревок» открывает мир «тотальных инсталляций» Кабакова. Тотальная инсталляция — полное погружение зрителя в пространство, выстроенное художником. Если в картине художник навязывает зрителю свою точку зрения, то в инсталляции зритель выбирает ее сам. Масштабные тотальные инсталляции появились только после отъезда художника из СССР, где невозможно было воплотить их в жизнь.
🗯 Посмотрим на саму работу. Через всю комнату протянуто 16 веревок, на которых развешан разный мусор (обломки мебели, птичье перо, косточка, бумажки, лоскутки). Под каждым предметом реплика — какие-то обрывки речи. Возможно, говорят о переезде. Есть страхи (жить в одной комнате с Ковалевым, стать жертвой ограбления), надежды (рядом будет аэродром и можно смотреть на самолеты), тревоги (нельзя взять с собой личные вещи). Кабаков снова создает речевую ткань, сквозной темой которой является страх. Это бессмысленная речь, в которой можно утонуть.
🏢 Главной темой тотальных инсталляций становится коммунальный быт. Коммуналка — эпицентр советской жизни. Раньше таким местом были ночлежки. Там люди только ночевали, а не жили, но именно там они философствовали о жизни. Коммунальная квартира выступает как метафора советской действительности.
Илья Кабаков. Человек, улетевший в космос, 1989
О работе «Человек, улетевший в космос»
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день