Илья Кабаков
Концептуализм и переход к инсталляциям
70-е — время концептуализма в творчестве Кабакова и важный шаг на пути к тотальным инсталляциям 80-х. Давайте посмотрим, в чем была особенность работ этого периода, и выделим основные темы.
Илья Кабаков
1. Все о нем
2. Ответы экспериментальной группы
3. Собакины
4. Воскресный вечер
5. Вынос помойного ведра
📁 Одна из важных тем в искусстве Кабакова в 1970-е — тема таблиц и анкет, как образ формализованного советского общества, в котором все по расписанию и продумано за нас. Это уже чисто текстовые, концептуальные образы.
Работа «Все о нем»
📄 Это разговор в форме таблицы о человеке, которого мы не видим. Представьте, что нескольких людей попросили обсудить человека за его спиной. Они начинают говорить, иногда сбиваются, отвлекаются, теряют мысль. И вот эти путанные суждения записываются в некий формуляр, таблицу.
👂 Эта таблица — речевой фон, который мы слышим каждый день в транспорте, на работе, на улице. Обрывки фраз посторонних людей, шум толпы. Читая эти формальные описания, зритель представляет и человека, которого обсуждают, и одновременно тех, кто его обсуждает.
Работа «Ответы экспериментальной группы»
🤔 Работа состоит из двух частей. В правой части набор предметов, в левой —персонажи реагируют на представленные изображения. Кто-то отвлекается, кто-то вообще забывает ответить.
Работа «Собакины»
🐕 На двух частях работы описывается семья. Слева формально перечисляются деды, отцы, дети, внуки, их жизнь, происхождение. А с правой стороны изображен тотем семьи в виде собаки, за которым сквозит некая обреченность. Это символ нашей жизни: в формулярах, в несвободе, в постоянных ограничениях.
Работа «Воскресный вечер»
🧮 Еще одна сухая анкета. Кто был, кто что съел, во что были одеты. Гости не описываются через характер и душевные состояния, мы видим только буквальную формулярную запись происходящего. Читая эти записи, можно представить человека, который ведет этот дневник, записывая не принципиальные события, а вещи, определяющие порядок. Это отражение того, что мы живем в организованном социуме и не можем нарушить правила.
Работа «Вынос помойного ведра»
🗓 Таблица, выведенная каллиграфически-детским почерком. Кто, когда должен выносить ведро. Монотонность, скука, протокольность — главные составляющие советской действительности. Как бессмысленный ритуал, год за годом, и таких ритуалов в СССР огромное количество.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяИлья Кабаков
1. Портрет с кувшином
2. В магазине ковров
3. Прогулка на лыжах
4. По краю
5. Положение на фронтах Форландии
Еще одна важная проблема, которая занимает Кабакова в этот период — заслоненный мир. Давайте посмотрим, как художник раскрывает эту тему через творчество.
🔎 Кабаков показывает, что форма часто перекрывает содержание. Человек не в состоянии увидеть мир таким, какой он есть, потому что у него плохо развито периферийное зрение. Так и в советской действительности «неглавное» все время заслоняет «главное».
🌁 Кабаков формирует пространство через двойные картины и псевдорамы. Простое изображение скрывается за странными поверхностями. Что-нибудь все время заслоняет картину и мешает видеть реальность.
👤 Эти вещи выполнены нарочито просто, в духе оформительского искусства, а не в авангардной манере. В современном мире невозможно сохранить свою личность. Если ты хочешь «выжить», то нужно все время изображать из себя художника определенного характера, нельзя быть самим собой. Нужно формировать стиль, который оправдает тебя в глазах общества.
⭕️ В работе «По краю» Кабаков показывает, что мы видим реальность по периферии и ходим по клишированным состояниям. Перед нами кавказский человек проходит по всему периметру через горы, зелень. А внутри пустота. Это символизирует несоответствие возможностей человека его желаниям.
🗺 «Положение на фронтах Форландии» — еще одна любопытная работа, где Кабаков подчеркивает формы подмены. Силуэт женщины — это его жена Вика Мочалова. Ее профиль превращает изображение в карту боевых действий. Каждый элемент ее тела — это не она сама, происходит подмена. Человеческое тело выражается через внутренние события, эмоции, географию, политику, разомкнутые состояния.
Илья Кабаков. Вшкафусидящий Примаков
Илья Кабаков. Полетевший Комаров
Еще один особый жанр у Кабакова — альбомы. Этот жанр не выставочный: в идеале зритель должен открывать страницу за страницей, листая альбом.
📖 Альбомы предназначались для тех, кто приходил в мастерскую. Там представлялись истории человека в коммунальной квартире — «Вшкафусидящий Примаков», «Вокноглядящй Архипов», «Полетевший Комаров», «Украшатель Малыгин».
🥷 Всего Кабаков создал 55 альбомов серии «Десять персонажей». Иногда эти работы называют концептуальным комиксом. Художник придумал персонажей и как бы действует от их имени, от третьего лица. Это давало дополнительную степень свободы. Я — это не я. Я — это другие. Все альбомы заканчиваются одинаково: герой растворяется в пространстве.
Альбом «Вшкафусидящий Примаков»
🗄 История о человеке, который ушел в шкаф и отказывался из него выходить, пока не исчез. Мы читаем: «Он пришел с работы», «Оля делает уроки» и представляем, как кто-то пришел с работы, как некая Оля делает уроки, а потом Тузик уснул рядом. В шкафу темно, и мы можем представить себе все что угодно. Темный шкаф — символ двойной жизни человека эпохи застоя.
Альбом «Полетевший Комаров»
🦟 История о человеке, который научился летать, но это скорее полет в свои фантазии. Изображение то полностью исчезает и заменяется текстами, то появляется вновь на фоне белого пространства. Кабаков все время играет с картинкой и текстом, чередует их или совмещает.
Мастерская Кабакова
Мастерская Кабакова
1, 2. Как экспонировать работу Кабакова «Доска-объяснение картины „Сад”, диптих».
3. Неправильный вариант экспонирования
В конце 1970-х Кабаков переходит к созданию инсталляций, которые станут его главной деятельностью на следующие годы и принесут ему мировую славу.
🏡 Одна из первых инсталляций — «Доска-объяснение картины „Сад”, диптих». Для понимания работ Кабакова очень важно правильное экспонирование. Собрать все элементы этой работы в одном месте будет неправильно.
➡️ Экспонировать «Сад» необходимо последовательно. Для Кабакова зритель — неотъемлемая часть работы. Сначала зритель должен увидеть доску-объяснение, прочитать текст. В его голове складывается некий образ того, что он увидит.
▪️ Далее зритель должен проследовать по коридору с дополнительными пояснениями в виде листов альбома. И только после этого попасть в пространство с картиной «Сад». Точнее, это не картина, а почти пустой лист с некими абстрактными элементами, напоминающими листья. Это сад нашего воображения. Теперь мы можем представить себе любой сад.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день