Иммануил Кант
Кант о красоте и эстетике
Чем прекрасное отличается от возвышенного, можно ли спорить о вкусах и что значит быть гением? В этой части узнаем, что Кант думал о красоте.
Поговорим об идеях, которые Кант изложил в еще одном большом произведении «Критика способности суждения». Эстетика Канта часто недооценивается, но на самом деле она оказала огромное влияние на развитие европейской культуры и искусства.
😍 Красота — целесообразность без цели. Что мы имеем в виду, когда говорим, что картина прекрасная? Прекрасная женщина или прекрасный цветок? Прежде всего, Кант говорит, что суждения о прекрасном бескорыстны. Мы не можем до конца отдавать себе отчет, чем именно мы восхищаемся, но мы, как будто видим в том, чем восхищаемся, какую-то целесообразность, как будто бы есть какая-то высокая цель, ради которой это прекрасное существует в этом мире. Но какая цель, мы понять не можем. Если бы мы могли свести эту цель к утилитарным признакам, к простой полезности, то исчезла бы эстетика, исчезло бы прекрасное. По Канту красота — целесообразность без цели.
🌷 Почему мы любуемся цветами? В цветах нет никакой пользы, но все равно они прекрасны. «Красота — это вечность, длящаяся мгновение», как сказал Альбер Камю. В цветах нет никакой цели, но в них, как будто бы есть обещание высокой цели.
☺️ Прекрасное — символ доброго. Другое определение прекрасного у Канта звучит так: прекрасное — это символ доброго. В понятии доброго и благого содержится всеобщность, законы и правила. Например, категорический императив — четкое и ясное правило, которое определяет, какие поступки являются добрыми, благими, верными. Про доброго человека мы говорим — он добрый, хороший, потому что он следует категорическому императиву. Мы называем его хорошим, потому что в его поступках проявляется какое-то правило и понимаем это правило. Когда мы называем человека прекрасным, это отчасти похоже на то, как мы называем его добрым. В красоте есть обещание чего-то большего, обещание какой-то высокой цели без ее понимания, какая это цель. Красота — это всегда обещание добра, получается, что прекрасное — это символ доброго.
😠 Может ли красивый человек быть злым? Да, красивые люди бывают злыми. В той степени, в которой человек прекрасен, в нем содержится обещание добра. Прекрасное в чистом виде с неизбежностью указывает на что-то доброе, высокое, чистое, светлое. Но прекрасное в реальной жизни может оказаться недобрым, обещание добра может быть не выполнено, мы ждем от прекрасного, что оно будет еще и добрым, благим, но наши ожидания могут не оправдаться.
В чем разница между прекрасным и возвышенным?
🌊 Возвышенное — очень сильное эстетическое ощущение. Если прекрасное возникает там, где мы имеем дело с чем-то соразмерным человеку, возвышенное возникает, когда человек ощущает, что он имеет дело с чем-то, что далеко превосходит его масштабы. Возвышенное — это прекрасное, спроецированное на бесконечность.
Кант выделяет два вида возвышенного👇
1️⃣🌌 Математическое возвышенное возникает, когда человек имеет дело с чем-то, что превышает его масштабы пространственно или количественно. Например, когда мы смотрим ночью на звездное небо, мы чувствуем себя ничтожно на его фоне — эта бесконечность завораживает. Нельзя сказать, что это красиво, это именно возвышенно.
2️⃣🌪 Динамическое возвышенное возникает, когда человек имеет дело с чем-то, что превосходит его не численно, а по силе. Это может быть буйство стихии — ураган, шторм, землетрясение.
😨 Возвышенное часто граничит с ужасным. Когда мы одновременно восхищаемся и боимся, рождается возвышенное.
🙋🏻♂️ Возвышенными могут быть не только природа или стихия, но и человеческие поступки. Когда мы любуемся человеческими поступками и видим в них что-то возвышенное, мы называем их подвигом.
🖼 Вся эстетика романтизма — это эстетика не прекрасного, а возвышенного, на грани прекрасного и ужасного. Эстетика бури внутри человека, смятения чувств, дерзаний, попыток превзойти себя самого, сделать невозможное. Можно сказать, что Кант фактически стоит у истоков эстетики романтизма.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
В «Критике способности суждения» Кант дает ответ на вопрос, который не теряет своей актуальности и сегодня — можно ли спорить о вкусах?
🤝 Суждение — соединение общего с единичным. Когда мы говорим, что человек добрый или яблоко вкусное, мы подводим конкретный пример под общее понятие. Для Канта способность суждения в чистом виде проявляется в суждениях вкуса. Когда мы говорим «это трагично, а это комично, это безобразно, а это возвышенно», мы выносим суждение вкуса.
🗯 Можно ли спорить о вкусах? Говорят, что о вкусах не спорят, потому что существует огромное количество способов подводить единичное под общее. Кант утверждает, что о вкусах спорить бессмысленно, но, с другой стороны, он обращает внимание на то, что мы спорим о них постоянно. Откуда в нас это желание отстаивать свое суждение, если с ним кто-то не согласен, почему нам так хочется спорить? Кант отвечает на этот вопрос следующим образом.
🤯 Антиномия суждения вкуса. В суждение вкуса заложено притязание на всеобщность, Кант называет это антиномией суждения и вкуса (антиномия — столкновение двух противоположных законов, неразрешимое противоречие). С одной стороны, о вкусах спорить невозможно, а с другой стороны, о вкусах мы будем спорить всегда, потому что так устроено суждение вкуса. Как только мы называем что-то прекрасным, это уже больше чем просто эмоция, в этом суждении выражается приверженность какой-то ценности. В суждении вкуса есть притязание на всеобщность, которое невозможно подтвердить и обосновать. В той мере, в которой есть притязание на всеобщность, неизбежно возникает желание спорить.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день