angle-down facebook instagram vkontakte warning

Иммануил Кант

Кант о красоте и эстетике

Чем прекрасное отличается от возвышенного, можно ли спорить о вкусах и что значит быть гением? В этой части узнаем, что Кант думал о красоте.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

Поговорим об идеях, которые Кант изложил в еще одном большом произведении «Критика способности суждения». Эстетика Канта часто недооценивается, но на самом деле она оказала огромное влияние на развитие европейской культуры и искусства.

😍 Красота — целесообразность без цели. Что мы имеем в виду, когда говорим, что картина прекрасная? Прекрасная женщина или прекрасный цветок? Прежде всего, Кант говорит, что суждения о прекрасном бескорыстны. Мы не можем до конца отдавать себе отчет, чем именно мы восхищаемся, но мы, как будто видим в том, чем восхищаемся, какую-то целесообразность, как будто бы есть какая-то высокая цель, ради которой это прекрасное существует в этом мире. Но какая цель, мы понять не можем. Если бы мы могли свести эту цель к утилитарным признакам, к простой полезности, то исчезла бы эстетика, исчезло бы прекрасное. По Канту красота — целесообразность без цели.

🌷 Почему мы любуемся цветами? В цветах нет никакой пользы, но все равно они прекрасны. «Красота — это вечность, длящаяся мгновение», как сказал Альбер Камю. В цветах нет никакой цели, но в них, как будто бы есть обещание высокой цели.

☺️ Прекрасное — символ доброго. Другое определение прекрасного у Канта звучит так: прекрасное — это символ доброго. В понятии доброго и благого содержится всеобщность, законы и правила. Например, категорический императив — четкое и ясное правило, которое определяет, какие поступки являются добрыми, благими, верными. Про доброго человека мы говорим — он добрый, хороший, потому что он следует категорическому императиву. Мы называем его хорошим, потому что в его поступках проявляется какое-то правило и понимаем это правило. Когда мы называем человека прекрасным, это отчасти похоже на то, как мы называем его добрым. В красоте есть обещание чего-то большего, обещание какой-то высокой цели без ее понимания, какая это цель. Красота — это всегда обещание добра, получается, что прекрасное — это символ доброго.

😠 Может ли красивый человек быть злым? Да, красивые люди бывают злыми. В той степени, в которой человек прекрасен, в нем содержится обещание добра. Прекрасное в чистом виде с неизбежностью указывает на что-то доброе, высокое, чистое, светлое. Но прекрасное в реальной жизни может оказаться недобрым, обещание добра может быть не выполнено, мы ждем от прекрасного, что оно будет еще и добрым, благим, но наши ожидания могут не оправдаться.

В чем разница между прекрасным и возвышенным?

🌊 Возвышенное — очень сильное эстетическое ощущение. Если прекрасное возникает там, где мы имеем дело с чем-то соразмерным человеку, возвышенное возникает, когда человек ощущает, что он имеет дело с чем-то, что далеко превосходит его масштабы. Возвышенное — это прекрасное, спроецированное на бесконечность.

Кант выделяет два вида возвышенного👇

1️⃣🌌 Математическое возвышенное возникает, когда человек имеет дело с чем-то, что превышает его масштабы пространственно или количественно. Например, когда мы смотрим ночью на звездное небо, мы чувствуем себя ничтожно на его фоне — эта бесконечность завораживает. Нельзя сказать, что это красиво, это именно возвышенно.

2️⃣🌪 Динамическое возвышенное возникает, когда человек имеет дело с чем-то, что превосходит его не численно, а по силе. Это может быть буйство стихии — ураган, шторм, землетрясение.

😨 Возвышенное часто граничит с ужасным. Когда мы одновременно восхищаемся и боимся, рождается возвышенное.

🙋🏻‍♂️ Возвышенными могут быть не только природа или стихия, но и человеческие поступки. Когда мы любуемся человеческими поступками и видим в них что-то возвышенное, мы называем их подвигом.

🖼 Вся эстетика романтизма это эстетика не прекрасного, а возвышенного, на грани прекрасного и ужасного. Эстетика бури внутри человека, смятения чувств, дерзаний, попыток превзойти себя самого, сделать невозможное. Можно сказать, что Кант фактически стоит у истоков эстетики романтизма.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

В «Критике способности суждения» Кант дает ответ на вопрос, который не теряет своей актуальности и сегодня — можно ли спорить о вкусах?

🤝 Суждение — соединение общего с единичным. Когда мы говорим, что человек добрый или яблоко вкусное, мы подводим конкретный пример под общее понятие. Для Канта способность суждения в чистом виде проявляется в суждениях вкуса. Когда мы говорим «это трагично, а это комично, это безобразно, а это возвышенно», мы выносим суждение вкуса.

🗯 Можно ли спорить о вкусах? Говорят, что о вкусах не спорят, потому что существует огромное количество способов подводить единичное под общее. Кант утверждает, что о вкусах спорить бессмысленно, но, с другой стороны, он обращает внимание на то, что мы спорим о них постоянно. Откуда в нас это желание отстаивать свое суждение, если с ним кто-то не согласен, почему нам так хочется спорить? Кант отвечает на этот вопрос следующим образом.

🤯 Антиномия суждения вкуса. В суждение вкуса заложено притязание на всеобщность, Кант называет это антиномией суждения и вкуса (антиномия — столкновение двух противоположных законов, неразрешимое противоречие). С одной стороны, о вкусах спорить невозможно, а с другой стороны, о вкусах мы будем спорить всегда, потому что так устроено суждение вкуса. Как только мы называем что-то прекрасным, это уже больше чем просто эмоция, в этом суждении выражается приверженность какой-то ценности. В суждении вкуса есть притязание на всеобщность, которое невозможно подтвердить и обосновать. В той мере, в которой есть притязание на всеобщность, неизбежно возникает желание спорить.

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5400₽ 2700₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;