Иммануил Кант
Философия религии
Как соотносятся разум, мораль и религия? В этой части узнаем, как на этот вопрос отвечал Кант и поговорим о его религиозной философии.
Эту часть посвятим философии религии Иммануила Канта. О том, как Кант размышлял о религии, мы узнаем из его работы «Религия в пределах разума».
🙏🏻 Формально Кант был протестантом. Основное отличие протестантской веры от католической заключается в том, что протестантам не нужны посредники для общения между человеком и Богом: для них любое помещение, в котором есть распятие и библия, может считаться церковью, а любой человек, который открывает библию и читает ее, может исполнять функции священника. Для протестантизма главное — это прямое отношение человека к Богу, а не обряды и ритуалы. Отсюда проистекают главные интуиции Канта по поводу Бога. Например, он спрашивает: нормально ли торговать индульгенциями?
💸 Нельзя требовать от Бога рая за праведную жизнь. Кант считает, что если человек соблюдает заповеди, моральные законы только из-за стремления спастись и попасть в рай, то в его поступках нет ничего морального. Философ убежден, что в отношениях с Богом торговли быть не может и дает неутешительный ответ на свой третий вопрос «На что я могу надеяться?». Кант утверждает, что нельзя требовать от Бога рая за праведную жизнь, нельзя обращаться к Богу с позиции силы, с позиции инфантильного и требовательного ребенка, но можно надеяться, не на Бога, а на то, что ты сделал все возможное, чтобы заслужить божественную благодать.
📗 Название работы «Религия в пределах разума» говорящее: Кант действительно хотел показать, что доведенная до логического предела протестантская религия — это религия в пределах только разума. Ничего кроме практического разума, кроме свободы морали и ответственности в религии не нужно.
❓ Возможна ли мораль без религии? Кант отвечает на этот больной вопрос следующим образом: религия без морали невозможна. Любая религия какую-то мораль все равно человеку предлагает. Но возможна ли мораль, например, для атеистов? Мораль для нерелигиозного человека? Возможна. Религия в пределах только разума означает, что моральным человеком может оказаться и верующий, и атеист. Чтобы быть моральным не обязательно быть верующим. Любой моральный человек находит внутри себя понятие бога, но не Бога, описанного в Библии, а бога как условие морального долга.
Бог как трансцендентальная идея
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
В своих рассуждениях о религии Иммануил Кант опровергает доказательство существования Бога, предложенное католическим богословом и средневековым философом Ансельмом Кентерберийским (1033–1109).
😇 Ансельмов аргумент. Ансельм Кентерберийский предложил красивое и очень простое доказательство бытия бога, которое признавали многие последующие философы. Ансельм утверждал, что Бог — это то, более чего нельзя ничего помыслить.
❌ Противоречие. Если мы попробуем помыслить Бога несуществующим, опираясь на это определение, то получим странное противоречие: то, более чего нельзя ничего помыслить, не существует, то есть мы его мыслим, в нашем уме оно существует, а в реальности нет. Подобно тому, как у художника замысел картины существует сначала в уме, а после того как он ее напишет, еще и в действительности, существование в действительности больше, чем существование только в уме. Логически получается, что когда кто-то говорит: «Бог не существует», то это противоречие. Потому что то, более чего нельзя ничего помыслить, существует только в уме, но не в действительности, а значит, можно помыслить, чтобы оно существовало еще и в действительности. Но тогда оно было бы больше, а больше оно не может быть по определению. Получается, что Бог — это максимум, предельное совершенство, и если бы Бог был несуществующим, то он не был бы совершенным.
⚡️ Критика аргумента. Кант нанес сильный удар по этому аргументу. Он разработал концепцию, согласно которой, существование не является предикатом. Предикат, в переводе с латыни — сказуемое, то есть это свойство, которое можно приписать какому-то предмету. Когда мы описываем предметы, мы задаем их понятия при помощи предикатов.
Существование — это не свойство, не предикат, который можно приписать. Для доказательства Кант приводит следующий мысленный эксперимент👇
Представим себе сто талеров у человека в кармане. Они золотые, тяжелые, можно представить отчетливо чеканку на обеих сторонах этих монет, когда мы представляем себе 100 талеров, мы приписываем им все возможные предикаты. На эти воображаемые, но очень хорошо описанные 100 талеров можно что-то купить? Нет, потому что они не существуют, они всего лишь воображение. Если бы в наших силах было добавить к перечню признаков этих 100 талеров существование, тогда можно было бы просто помыслить 100 талеров существующими и от этого они начинали бы существовать и на них можно было бы что-то купить. 100 талеров можно помыслить золотыми или серебряными. Можно помыслить тяжелыми или легкими, металлическими или бумажными, но помыслить их существующими не значит, что они станут существующими.
➡️ Существование к понятию вещи не добавляется. Существование — это переход от понятия к реальности. Кант ставит четкий запрет на возможные рациональные доказательства бытия бога, он показывает, что не существует никакого разумного способа доказать его существование.
«Шестое доказательство» бытия Бога
Помните ли вы «седьмое доказательство», которое было предъявлено на Патриарших? Как вы понимаете его смысл?
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
3800₽ 1900₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день